Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 58 | 58 | 58 | 58 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., проф. Шашкова Я.Ю.
1.1. | Цели освоения дисциплины "Радикализм в России" состоят в том, чтобы студенты усвоили методику различения, во-первых, одной вариации радикальной идеологии от другой, а, во-вторых, научились проводить четкую разграничительную линию между собственно политическим радикализмом и внешне схожим с ним идеологическим антиподом - экстремизмом. Тем более, что в современной политической науке две эти идеологии вольно или невольно смешиваются, что препятствует их адекватной идентификации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.16 |
ОК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
ОПК-2 | владением общенаучной и политологической терминологией, умением работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями |
ПК-1 | владением навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами сбора и обработки данных |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | методику различения вариаций идеологии радикализма; специфику радикальных политических идеологий распространенных в России; основные этапы и закономерности исторического развития общества и идейно-политических течений; общенаучную политологическую терминологию, используемую в радикальных идеологических доктринах; содержание классических и современных политико-идеологических концепций радикализма; социальную и функциональную природу базовых ценностей, которые присущи основным идеологиям радикального типа, характерным для русского национального самосознания и национальной политической мысли. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выявить общее и особенное в традиционных и современных радикальных идеологических системах; использовать полученные знания в конкретных ситуациях, связанных с осуществлением идеологического выбора и формирования гражданской позиции; адекватно идентифицировать политическую идеологию радикализма, применяя современные методы исследования; использовать отечественный и мировой опыт в решении идеологических проблем в сфере политики; самостоятельно и критически анализировать системные признаки, ценностные основания и специфику радикальных идеологий, относящихся к российскому спектру в сопоставлении с зарубежными аналогами; применять методы сбора и обработки данных в научных исследованиях радикальных идеологий в России. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками использования базовых методологических подходов к изучению радикальных идеологических систем в России; навыками использования соответствующего понятийного аппарата в самостоятельной научно- исследовательской работе; общенаучной и политологической терминологией; навыками практического анализа российских радикальных идеологических концепций и работы с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями; навыками научных исследований политического радикализма, методами сбора и обработки данных о радикальных политических идеологиях в России. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. Предмет, концептуально-методологические ориентиры, цель и задачи курса. | ||||||
1.1. | Введение. Предмет, концептуально-методологические ориентиры, цель и задачи курса | Лекции | 5 | 6 | ОК-2, ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2 |
1.2. | «Теория модернизации»: плюсы и минусы применения к теме спецкурса. | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-2, ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2 |
1.3. | Методологические ориентиры в освещении проблематики отечественных идеологий леворадикальной и праворадикальной разновидностей. | Практические | 5 | 1 | ОК-2, ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 2. Социально-исторические корни русского аутентичного радикализма (1840 – 1870-е гг.) | ||||||
2.1. | Просветительство как гуманистическая социокультурная доминанта в раннем русском радикализме. | Практические | 5 | 1 | ОК-2, ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2 |
2.2. | Генезис первоначального русского радикализма в постдекабристский период (30 - 50-е гг. XIX в.). | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-2, ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 3. Классическое радикальное народничество: базовые идеологемы «Народного дела» | ||||||
3.1. | Базовые компоненты идеологии «Народного дела» 1860-х гг. в авторской интерпретации. | Практические | 5 | 2 | ОК-2, ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
3.2. | Модернизационный потенциал русского народничества: трагедия невостребованности в имперской России. | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-2, ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 4. Народнический радикализм и «русский анархизм» (М.А. Бакунин, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, П.А. Кропоткин, Л.Н. Толстой и др.) в 1860 – 1910-х гг. | ||||||
4.1. | Народническая мысль в контексте взаимодействия с интернациональной социалистической мыслью 1860 – 1870-х гг. | Практические | 5 | 1 | ОК-2, ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
4.2. | Михаил Бакунин и Карл Маркс: интерпретации политического противоборства двух альтернативных лидеров общеевропейского рабочего движения. | Сам. работа | 5 | 6 | ОК-2, ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 5. Радикальный «конструктивный социализм» неонародников и тоталитарный коммунистический этатизм большевиков: противоборство, взаимовлияние и взаимодействие ключевых идей. | ||||||
5.1. | Радикальный «конструктивный социализм» неонародников (концепция Чернова В.М., Сорокина П.А. и др.) | Практические | 5 | 1 | ОК-2, ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
5.2. | Персоналии лидеров и ведущих идеологов народнического политического движения 1890-1900-х гг. | Сам. работа | 5 | 6 | ОК-2, ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
5.3. | Творческий вклад общественных деятеле и представителей неонароднической интеллигенции в национальную и мировую политическую мысль, науку и культуру. | Сам. работа | 5 | 4 | ОК-2, ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 6. Неонароднический радикализм на пике своей популярности во время «великих потрясений» в России | ||||||
6.1. | Неонароднический радикализм на переломе 1917 г. | Практические | 5 | 1 | ОК-2, ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2 |
6.2. | Неонароднический «третий социализм» в современной России. | Практические | 5 | 1 | ОК-2, ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2 |
6.3. | Народнический социальный радикализм, реформаторский легализм и террористический экстремизм 1890 – 1900-х гг. | Сам. работа | 5 | 6 | ОК-2, ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2 |
6.4. | Теория «малых дел»: социально-этическая сущность. | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-2, ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2 |
6.5. | Коммунистический этатизм большевиков и неонароднический социализм:черты сходства и различия | Сам. работа | 5 | 4 | ОК-2, ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сирота Н.М. | Идеология и политика: учеб. пособие для вузов | М. : Аспект Пресс, 2011 | |
Л1.2 | Замалеев А.Ф. | История политических учений России: Учебное пособие | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Нерсесянц В.С. | История политических и правовых учений: Учебник для вузов | Москва : ООО "Юридическое издательство Норма", 2018 | znanium.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Баркалов В. Я. | Социальная философия П. Л. Лаврова: | Барнаул : Си-пресс, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Идеология и наука: дискуссии советских ученых середины ХХ века: | Москва : Прогресс-Традиция, 2008 | biblioclub.ru | |
Л2.3 | Социализм и коммунизм: Материалы постоянно действующего научного семинара : сборник докладов | .Москва : Научный эксперт, 2010 | biblioclub.ru | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Институт Российской истории РАН: историческая наука в России www.iriran | |||
Э2 | Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ http://www.library.ru/ | |||
Э3 | Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru | |||
Э4 | ЭБС "Юрайт" https://biblio-online.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Занятия со студентами по курсу «Радикализм в России» проходят в форме лекций и семинарских занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о специфике и содержании радикальных идеологий в России. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену. Семинарские занятия по курсу «Радикализм в России» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС. При подготовке к семинару студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к семинару следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы семинарского занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу семинарского занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на семинарское занятие. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинаре проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану семинара дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая предполагает повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (сообщений, презентаций) по предложенным темампрактических занятий. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы. Они содержат различные статистические, научные и методические материалы по различным аспектам курса, что позволяет облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов. |