МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Радикализм в России
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 58
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 58 58 58 58
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Широкова М.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
Радикализм в России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., проф. Шашкова Я.Ю.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., проф. Шашкова Я.Ю.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения дисциплины "Радикализм в России" состоят в том, чтобы студенты усвоили методику различения, во-первых, одной вариации радикальной идеологии от другой, а, во-вторых, научились проводить четкую разграничительную линию между собственно политическим радикализмом и внешне схожим с ним идеологическим антиподом - экстремизмом. Тем более, что в современной политической науке две эти идеологии вольно или невольно смешиваются, что препятствует их адекватной идентификации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.16

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОПК-2: владением общенаучной и политологической терминологией, умением работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями
ПК-1: владением навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами сбора и обработки данных
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методику различения вариаций идеологии радикализма; специфику радикальных политических идеологий распространенных в России; основные этапы и закономерности исторического развития общества и идейно-политических течений;
общенаучную политологическую терминологию, используемую в радикальных идеологических доктринах;
содержание классических и современных политико-идеологических концепций радикализма;
социальную и функциональную природу базовых ценностей, которые присущи основным идеологиям радикального типа, характерным для русского национального самосознания и национальной политической мысли.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявить общее и особенное в традиционных и современных радикальных идеологических системах;
использовать полученные знания в конкретных ситуациях, связанных с осуществлением идеологического выбора и формирования гражданской позиции;
адекватно идентифицировать политическую идеологию радикализма, применяя современные методы исследования;
использовать отечественный и мировой опыт в решении идеологических проблем в сфере политики;
самостоятельно и критически анализировать системные признаки, ценностные основания и специфику радикальных идеологий, относящихся к российскому спектру в сопоставлении с зарубежными аналогами;
применять методы сбора и обработки данных в научных исследованиях радикальных идеологий в России.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования базовых методологических подходов к изучению радикальных идеологических систем в России;
навыками использования соответствующего понятийного аппарата в самостоятельной научно- исследовательской работе;
общенаучной и политологической терминологией;
навыками практического анализа российских радикальных идеологических концепций и работы с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями;
навыками научных исследований политического радикализма, методами сбора и обработки данных о радикальных политических идеологиях в России.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Предмет, концептуально-методологические ориентиры, цель и задачи курса.
1.1. Введение. Предмет, концептуально-методологические ориентиры, цель и задачи курса Лекции 5 6 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.2. «Теория модернизации»: плюсы и минусы применения к теме спецкурса. Сам. работа 5 8 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.3. Методологические ориентиры в освещении проблематики отечественных идеологий леворадикальной и праворадикальной разновидностей. Практические 5 1 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Социально-исторические корни русского аутентичного радикализма (1840 – 1870-е гг.)
2.1. Просветительство как гуманистическая социокультурная доминанта в раннем русском радикализме. Практические 5 1 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.2. Генезис первоначального русского радикализма в постдекабристский период (30 - 50-е гг. XIX в.). Сам. работа 5 8 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Классическое радикальное народничество: базовые идеологемы «Народного дела»
3.1. Базовые компоненты идеологии «Народного дела» 1860-х гг. в авторской интерпретации. Практические 5 2 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.2. Модернизационный потенциал русского народничества: трагедия невостребованности в имперской России. Сам. работа 5 8 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Народнический радикализм и «русский анархизм» (М.А. Бакунин, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, П.А. Кропоткин, Л.Н. Толстой и др.) в 1860 – 1910-х гг.
4.1. Народническая мысль в контексте взаимодействия с интернациональной социалистической мыслью 1860 – 1870-х гг. Практические 5 1 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.2. Михаил Бакунин и Карл Маркс: интерпретации политического противоборства двух альтернативных лидеров общеевропейского рабочего движения. Сам. работа 5 6 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Радикальный «конструктивный социализм» неонародников и тоталитарный коммунистический этатизм большевиков: противоборство, взаимовлияние и взаимодействие ключевых идей.
5.1. Радикальный «конструктивный социализм» неонародников (концепция Чернова В.М., Сорокина П.А. и др.) Практические 5 1 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.2. Персоналии лидеров и ведущих идеологов народнического политического движения 1890-1900-х гг. Сам. работа 5 6 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.3. Творческий вклад общественных деятеле и представителей неонароднической интеллигенции в национальную и мировую политическую мысль, науку и культуру. Сам. работа 5 4 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 6. Неонароднический радикализм на пике своей популярности во время «великих потрясений» в России
6.1. Неонароднический радикализм на переломе 1917 г. Практические 5 1 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
6.2. Неонароднический «третий социализм» в современной России. Практические 5 1 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
6.3. Народнический социальный радикализм, реформаторский легализм и террористический экстремизм 1890 – 1900-х гг. Сам. работа 5 6 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
6.4. Теория «малых дел»: социально-этическая сущность. Сам. работа 5 8 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
6.5. Коммунистический этатизм большевиков и неонароднический социализм:черты сходства и различия Сам. работа 5 4 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сирота Н.М. Идеология и политика: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: Учебник для вузов Москва : ООО "Юридическое издательство Норма", 2018 http://znanium.com/catalog/product/966403
Л1.3 Замалеев А.Ф. История политических учений России: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/933C4276-BC79-4948-81BC-FE5BE04DC485/istoriya-politicheskih-ucheniy-rossii
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Идеология и наука: дискуссии советских ученых середины ХХ века: Москва : Прогресс-Традиция, 2008 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444562
Л2.2 Баркалов В. Я. Социальная философия П. Л. Лаврова: Барнаул : Си-пресс, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/541
Л2.3 Социализм и коммунизм: Материалы постоянно действующего научного семинара : сборник докладов .Москва : Научный эксперт, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78440
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт Российской истории РАН: историческая наука в России www.iriran
Э2 Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ http://www.library.ru/
Э3 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э4 ЭБС "Юрайт" https://biblio-online.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по курсу «Радикализм в России» проходят в форме лекций и семинарских занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о специфике и содержании радикальных идеологий в России. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Семинарские занятия по курсу «Радикализм в России» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС.
При подготовке к семинару студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к семинару следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы семинарского занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу семинарского занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на семинарское занятие.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинаре проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану семинара дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая предполагает повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (сообщений, презентаций) по предложенным темампрактических занятий.
Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы. Они содержат различные статистические, научные и методические материалы по различным аспектам курса, что позволяет облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов.