МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Образовательная политика в России
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Широкова М.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
Образовательная политика в России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 41.03.04 Политология,квалификация (степень) бакалавр, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 939

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения курса «Образовательная политика в России» является формирование у студентов теоретических знаний об основных политико-исторических понятиях и категориях образовательной политики в России и осмысления уроков отечественного опыта политических процессов.
Исходя из данной цели, в процессе изучения курса решаются следующие задачи:
- анализ образовательной политики как процесса принятия решений и их реализации в контексте взаимодействия интересов государства,регионов и других «игроков» на социально-политической арене;
- интерпретация «скрытых проектов» в документах образовательной политики (базовые принципы, цели, задачи, средства);
- определение тенденций и прогнозов относительно приоритетов образовательной политики;
- анализ разработки и реализации образовательной политики;
- определение типа данных, необходимых для полноценного политического анализа в области образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.24.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8: способностью применять знания в области политических наук в научно-информационной, педагогической, информационно-справочной, организационно-управленческой и проектной деятельности
ОПК-9: способностью давать характеристику и оценку отдельным политическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с объективными тенденциями и закономерностями развития политической системы в целом
ПК-5: способностью использовать полученные знания и навыки в области политологических дисциплин для разработки учебно-методических материалов по обществознанию и обществоведческим курсам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об объекте, методах и функциях политики в области образования;
- знать историю политики в области образования в России, иметь представление о российском образовании и его традициях;
- иметь общее представление об основных видах деятельности преподавателя и о возможностях их совершенствования с помощью образовательной политики;
- иметь представление о роли образования в формировании политической системы государства и гражданского общества;
- знать социально-политические аспекты образования России и их особенности;
- важнейшие события и явления, имена государственных, общественных и педагогических деятелей, определявших осуществление российской политики в области образования.
- методы оценки государственной политики в современном государстве;
- основные элементы правительственных стратегий реформирования образования;
- современные правительственные проекты образовательных реформ;
- систему и основные направления образовательного законодательства в России.

3.2.Уметь:
3.2.1.- уметь анализировать направления государственной политики в сфере образования;
- - применять знания в области образовательной политики в педагогической и организационно-управленческой деятельности;
- проводить критический анализ в области образовательной политики в России и ее конкретной реализации в интересах государства, региона и вуза;
- формировать аргументацию при определении основных направлений и прогнозов относительно приоритетов российской образовательной политики;
- интерпретировать базовые принципы, цели и задачи, а также способы их достижения в документах образовательной политики в России;
- использовать знания о законодательном регулировании образовательной политики в педагогической деятельности.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками использования понятийного аппарата, общеупотребительной лексики теории и практики образовательной политики;
- навыками оценивания эффективности государственной образовательной политики;
- способностью применять знания по политическим научным дисциплинам в образовательной деятельности;
- методами оценки государственной образовательной политики в современной России в связи с общими тенденциями экономического, социального и культурного развития;
- навыками работы с нормативными документами, регламентирующими профессиональную деятельность;
- навыками анализа и эффективного применения передового отечественного и зарубежного опыта в сфере образовательной политики;
- навыками учета целей и приоритетов российской образовательной политики в будущей педагогической деятельности при планировании обществоведческих курсов и воспитательного процесса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введеный раздел
1.1. Образование и образовательная политика в России: теория и история. Лекции 7 2 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.2. Роль образования и науки в модернизации российского государства и общества Практические 7 2 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.3. Образование и образовательная политика в России: теория и история. Сам. работа 7 4 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.4. Роль образования и науки в модернизации российского государства и общества Сам. работа 7 4 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса
2.1. Нормативно-правовая основа реализации государственной образовательной политики Лекции 7 2 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.2. Нормативно-правовая основа реализации государственной образовательной политики Сам. работа 7 4 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» как правовая основа реализации государственной образовательной политики Практические 7 2 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» как правовая основа реализации государственной образовательной политики Сам. работа 7 4 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Система образования в России
3.1. Образовательная политика и система общего образования в России Лекции 7 2 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.2. Образовательная политика и система общего образования в России Сам. работа 7 4 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.3. Новые вызовы образовательной системы России: социальное неравенство, обострение межкультурного взаимодействия (этнический и конфессиональный аспекты), глобализация Практические 7 2 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.4. Новые вызовы образовательной системы России: социальное неравенство, обострение межкультурного взаимодействия (этнический и конфессиональный аспекты), глобализация Сам. работа 7 4 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.5. Образовательная политика и система профессионального образования в России Лекции 7 2 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.6. Образовательная политика и система профессионального образования в России Сам. работа 7 4 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.7. Довузовское профессиональное образование в России: современные проблемы и актуальные задачи подготовки профессиональных кадров Практические 7 2 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 4. Перспектиыв образования в России
4.1. Государственная политика интеграции российского образования в мировую систему образования и задача повышения качества профессионального образования в России Практические 7 2 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
4.2. Государственная политика интеграции российского образования в мировую систему образования и задача повышения качества профессионального образования в России Сам. работа 7 4 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
4.3. Стратегические ориентиры образовательной политики Российской Федерации в XXI веке Лекции 7 2 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
4.4. Стратегические ориентиры образовательной политики Российской Федерации в XXI веке Сам. работа 7 6 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
4.5. Задачи национального проекта в сфере образования в рамках Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: стартовые условия, механизмы реализации и целевые ориентиры Практические 7 2 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
4.6. Образование и наука в контексте национальной безопасности. Стратегии развития образования в экономике знаний. Практические 7 2 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
4.7. Образование и наука в контексте национальной безопасности. Стратегии развития образования в экономике знаний. Сам. работа 7 4 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
4.8. Подготовка к зачету Сам. работа 7 6 ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы и задания к зачету.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС находится в отдельном приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Джуринский, А. Н. История педагогики и образования в 2 ч. Часть 1. С древнейших времен до XIX века: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/C51CEBE0-ABF4-4F69-9460-B1184FF93804
Л1.2 Джуринский, А. Н. История педагогики и образования в 2 ч. Часть 2. XX - XXI века : учебник для академического бакалавриата (Серия : Бакалавр. Академический курс) М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/DD200779-FEB1-41AC-BFBF-FE58D0653608
Л1.3 Князев, Е. А. История педагогики и образования: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/5EBFCD4D-A815-43EF-9796-8802434F7610
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. А. Н. Марковой, Ю. К. Федулова История государственного управления в России: учеб. для вузов М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2008
Л2.2 Азизова Н.Р., Савотина Н.А., Бочаров М.И., Зенкина С.В. Формирование профессиональной компетентности педагога. поликультурная и информационная компетентность: Учебное пособие Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/F726AEEA-2FDD-418D-8B7E-014E76BFB345/formirovanie-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga-polikulturnaya-i-informacionnaya-kompetentnost
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт Российской истории РАН: историческая наука в России www.iriran
Э2 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ http://www.library.ru/
Э3 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э4 Поисковая система «Google»
Э5 ЭБС "Юрайт" https://biblio-online.ru/
Э6 Образовательная политика в России https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7596
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Образовательная политика в России» проходят в форме лекций и семинарских занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о содержании образовательной политики в России, а также об основных нормативных документах. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Семинарские занятия по курсу «Образовательная политика в России» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные компетенциями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к семинару студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к семинару следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой учебной и научной литературы, составит планы ответов на вопросы семинарского занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу семинарского занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на семинарское занятие.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Это - необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинарах проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану семинара дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по темам семинарских занятий.
Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет-ресурсы, а также поисковые системы "Гарант" и "Консультант-Плюс".