Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Профиль | Политические теории, процессы и технологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | 17,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 | 40 | 40 |
Практические | 32 | 32 | 28 | 28 | 60 | 60 |
Сам. работа | 56 | 56 | 69 | 69 | 125 | 125 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 144 | 144 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.пол.н., проф. Шашкова Я.Ю.
1.1. | Целью дисциплины является знакомство студентов с региональным политическим процессом. Внимание обучающихся акцентируется на изучении региона как сложного социально-политического явления. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
ОПК-4 | Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях |
ПК-1 | Способен участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | объект, предмет, базовые категории, методы и функции, основные направления и концепции этнополитологии; специфику российской школы этнополитологии и национальной сферы общества; сущность этнополитики; зарубежный и отечественный опыт этнополитики; политический статус этноса и формы этнического самоопределения; особенности национального государства; объект, предмет, структуру политической регионалистики; территориальное измерение политики, сущность региональной политики, формы территориального устройства государства; международный опыт федерализма; историю российского федерализма и регионализма; политико-территориальное устройство постсоветской России; особенности этнополитического конфликта; теорию и практику национализма; сущность и специфику национальных и националистических движений; современные тенденции развития межэтнических взаимоотношений; специфику функционирования региональной политической власти, региональной элиты, региональных партий; сущность региональных интересов и основы государственной политики; основы в проведении региональных выборов; сущность регионального политического процесса и административной реформы; сущность региональной идентичности и региональной политической культуры; международный опыт регионального развития; сущность местного самоуправления в структуре региональной политики |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | прогнозировать обострение этнополитических процессов; самостоятельно характеризовать, оценивать и раскрывать основные подходы к изучению региональных политических процессов на основе использования методов сбора и обработки данных о региональных процессах; анализировать этнополитические явления для выделения причин той или иной этнополитической ситуации, путей их развития и последствий; подбирать необходимый справочный материал для выявления специфики этнополитических процессов современности; использовать методы политического позиционирования различных участников регионального политического процесса, моделировать их взаимодействия, оценивать их ресурсный потенциал и функциональные возможности в рамках регионального политического пространства; участвовать в организации региональных управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, органах местного самоуправления, бизнес-структурах, международных организациях |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей для успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции; навыками выделения объективных тенденций и закономерностей региональных политических процессов; навыками выделения объективных тенденций и закономерностей этнополитических явлений для выделения причин той или иной этнополитической ситуации, путей их развития и последствий на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и государственном, региональном и локальном уровнях; навыками осуществления планирования, разработки и принятия политико-управленческих решений в органах государственной власти и местном самоуправлении, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, органах местного самоуправления, международных организациях |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретико-методологические основы политической регионалистики | ||||||
1.1. | Объект, предмет, структура политической регионалистики | Лекции | 3 | 4 | ОПК-4 | Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Объект, предмет, структура политической регионалистики | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-4 | Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Территориальное измерение политики | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4 | Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Территориальное измерение политики | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-4 | Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Региональная политика | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-4 | Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Региональная политика | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Территориальное устройство | ||||||
2.1. | Формы территориального устройства государства | Лекции | 3 | 4 | ОПК-4 | Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Формы территориального устройства государства | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-4 | Л1.2, Л2.1 |
2.3. | История россйиского федерализма и регионализма | Практические | 3 | 4 | ОПК-4 | Л1.2, Л2.1 |
2.4. | История россйиского федерализма и регионализма | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-4 | Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Международный опыт федерализма | Практические | 3 | 4 | ОПК-4 | Л1.2, Л2.1 |
2.6. | Международный опыт федерализма | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-4 | Л1.2, Л2.1 |
2.7. | Политико-территориальное устройство постсоветской России | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Политико-территориальное устройство постсоветской России | Практические | 3 | 4 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Политико-территориальное устройство постсоветской России | Сам. работа | 3 | 5 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Региональные политические институты и процессы | ||||||
3.1. | Региональная политическая власть | Лекции | 3 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
3.2. | Региональная политическая власть | Практические | 3 | 6 | Л2.1, Л1.1 | |
3.3. | Региональная политическая власть | Сам. работа | 3 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
3.4. | Региональная элита | Практические | 3 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
3.5. | Региональная элита | Сам. работа | 3 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
3.6. | Региональные выборы | Практические | 3 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
3.7. | Региональные выборы | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.1, Л1.1 | |
3.8. | Региональные партии | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
3.9. | Региональные партии | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.1, Л1.1 | |
3.10. | Региональная идентичность. Региональная политическая культура | Лекции | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
3.11. | Региональная идентичность. Региональная политическая культура | Сам. работа | 3 | 7 | Л2.1, Л1.1 | |
3.12. | Региональные интересы и государственная политика | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
3.13. | Региональные интересы и государственная политика | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
3.14. | Региональные интересы и государственная политика | Сам. работа | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
3.15. | Региональный политический процесс и административная реформа | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
3.16. | Региональный политический процесс и административная реформа | Практические | 4 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
3.17. | Региональный политический процесс и административная реформа | Сам. работа | 4 | 3 | Л2.1, Л1.1 | |
3.18. | Региональные конфликты | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
3.19. | Анализ региональныхк конфликтов | Практические | 3 | 4 | ОПК-4 | |
3.20. | Региональные конфликты | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
3.21. | Международный опыт регионального развития | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
3.22. | Международный опыт регионального развития | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 4. Теоретико-методологические основы этнополитологии | ||||||
4.1. | Этнополитология как наука. | Лекции | 4 | 4 | УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Этнополитология как наука. | Сам. работа | 4 | 4 | УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.3. | Основные направления и концепции этнополитологии | Практические | 4 | 2 | УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.4. | Основные направления и концепции этнополитологии | Сам. работа | 4 | 4 | УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.5. | Российская школа этнополитологии | Практические | 4 | 2 | УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.6. | Российская школа этнополитологии | Сам. работа | 4 | 4 | УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.7. | Национальная сфера общества | Практические | 4 | 2 | УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.8. | Национальная сфера общества | Сам. работа | 4 | 4 | УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.9. | Этнополитика: определение, предмет, управленческие задачи, модели | Лекции | 4 | 2 | УК-5 | |
4.10. | Этнополитика: определение, предмет, управленческие задачи, модели | Сам. работа | 4 | 4 | УК-5 | |
4.11. | Зарубежный опыт этнополитики | Практические | 4 | 2 | УК-5 | |
4.12. | Зарубежный опыт этнополитики | Сам. работа | 4 | 4 | УК-5 | |
4.13. | Этнополитика в истории России и на современном этапе | Практические | 4 | 2 | УК-5 | |
4.14. | Этнополитика в истории России и на современном этапе | Сам. работа | 4 | 4 | УК-5 | |
4.15. | Политический статус этноса. Формы этнического самоопределения | Практические | 4 | 2 | УК-5 | |
4.16. | Политический статус этноса. Формы этнического самоопределения | Сам. работа | 4 | 4 | УК-5 | |
4.17. | Национальное государство | Лекции | 4 | 2 | УК-5 | |
4.18. | Национальное государство | Сам. работа | 4 | 4 | УК-5 | |
4.19. | Теория и практика национализма | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4 | |
4.20. | Теория и практика национализма | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-4 | |
4.21. | Национальные движения. Предпосылки возникновения национальных движений. Роль национальных движений в современном мире | Практические | 4 | 2 | ОПК-4 | |
4.22. | Национальные движения. Предпосылки возникновения национальных движений. Роль национальных движений в современном мире | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-4 | |
4.23. | Этнополитические конфликты | Лекции | 4 | 4 | ОПК-4 | |
4.24. | Этнополитические конфликты | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-4 | |
4.25. | Анализ этнополитического конфликта | Практические | 4 | 4 | ОПК-4 | |
4.26. | Анализ этнополитического конфликта | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-4 | |
4.27. | Этничность и глобализация | Практические | 4 | 2 | ОПК-4 | |
4.28. | Этничность и глобализация | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к экзамену. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС находится в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Слизовский, Дмитрий Егорович | Политология: Учебное пособие/ Слизовский Д.Е., Шуленина Н.В.- 2-е изд: | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Михайленко, Екатерина Борисовна | Регионалистика. Классические и современные подходы: Учебное пособие/ Михайленко Е.Б., Лебедева М.М. - под науч. ред.: | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Медведев, Николай Павлович | Политическая регионалистика: учебник/ Н. П. Медведев: | М. : Гардарики, 2002 | 54 экземпляра |
Л2.2 | Арановский, Константин Викторович | Государственное право зарубежных стран: учеб. пособие/ К. В. Арановский.- [3-е изд., доп. и перераб.].- : | М. : ИД ФОРУМ, 2000 | 47 экземпляров |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
Э2 | университетская библиотека on-line | www.biblioclub.ru | ||
Э3 | электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э4 | Правительство Алтайского края | www.altairegion22.ru | ||
Э5 | Алтайское краевое Законодательное Собрание | www.akzs.ru | ||
Э6 | Администрация Кемеровской области | ako.ru | ||
Э7 | Совет народных депутатов Кемеровской области | www.sndko.ru | ||
Э8 | Правительство Новосибирской области | www.nso.ru | ||
Э9 | Законодательное Собрание Новосибирской области | www.zsnso.ru | ||
Э10 | Правительство Республики Алтай | altai-republic.ru | ||
Э11 | Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай | elkurultay.ru | ||
Э12 | ЭБС Юрайт | www.biblioclub.ru | ||
Э13 | Политическая регионалистика и этнополитология | portal.edu.asu.ru | ||
Э14 | Киреева О.С. Политическая регионалистика и этнополитология | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
База данных "Политические представления и установки жителей Республики Алтай и Алтайского края в современных условиях развития российского общества (2013 г.)", №2016621561 от 24.11.2016 (на диске) Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Занятия со студентами по курсу «Политическая регионалистика и этнополитология» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем нормативного знания о теоретико-методологических основах политической регионалистики, территориальном измерении политики, региональной политики, формах территориального устройства государства, политико-территориальном устройстве постсоветской России, региональной политической власти и региональных выборах, местном самоуправлении,о теоретико-методологических основах этнополитологии, об определении, предмете, управленческих задачах, моделях этнополитики; о политическом статусе этноса, формах этнического самоопределения, об условиях возникновения национального государства и современных тенденциях его развития, об этнополитическом конфликте. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену. Практические занятия по курсу «Политическая регионалистика и этнополитология» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на нем и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. Пристальное внимание следует уделить разделу, посвященному региональным политическим институтам и процессам, и местному самоуправлению в структуре региональной политике, изучение которых позволяет сформировать необходимую теоретическую основу для участия в организации управленческих процессов в органах государственной и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях. Кроме того, на практическом занятии важно выяснить основные направления и концепции этнополитологии в зарубежном и российском аспекте. Что позволит соотнести такие понятия как "этнос", "этническая общность", "нация". В этой связи, актуально выделить национальную сферу общества и проанализировать, что представляют собой национальное сознание, самосознание, выявить их структуру. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практическом занятии проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста. Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы, которые позволяют облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов. Особое внимание необходимо уделить сайтам региональных органов власти, позволяющим выявить региональную специфику политического процесса. |