МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политическая регионалистика и этнополитология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитические теории, процессы и технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 17,5 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20 40 40
Практические 24 24 22 22 46 46
Сам. работа 64 64 39 39 103 103
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Шашкова Я.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Политическая регионалистика и этнополитология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 31.08.2017г. №814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.пол.н., проф. Шашкова Я.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.пол.н., проф. Шашкова Я.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является знакомство студентов с региональным политическим процессом. Внимание обучающихся акцентируется на изучении региона как сложного социально-политического явления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ПК-1 Способен участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.объект, предмет, базовые категории, методы и функции, основные направления и концепции этнополитологии; специфику российской школы этнополитологии и национальной сферы общества; сущность этнополитики; зарубежный и отечественный опыт этнополитики; политический статус этноса и формы этнического самоопределения; особенности национального государства; объект, предмет, структуру политической регионалистики; территориальное измерение политики, сущность региональной политики, формы территориального устройства государства; международный опыт федерализма; историю российского федерализма и регионализма; политико-территориальное устройство постсоветской России;
особенности этнополитического конфликта; теорию и практику национализма; сущность и специфику национальных и националистических движений; современные тенденции развития межэтнических взаимоотношений; специфику функционирования региональной политической власти, региональной элиты, региональных партий; сущность региональных интересов и основы государственной политики; основы в проведении региональных выборов; сущность регионального политического процесса и административной реформы; сущность региональной идентичности и региональной политической культуры; международный опыт регионального развития; сущность местного самоуправления в структуре региональной политики
3.2.Уметь:
3.2.1.прогнозировать обострение этнополитических процессов; самостоятельно характеризовать, оценивать и раскрывать основные подходы к изучению региональных политических процессов на основе использования методов сбора и обработки данных о региональных процессах;
анализировать этнополитические явления для выделения причин той или иной этнополитической ситуации, путей их развития и последствий; подбирать необходимый справочный материал для выявления специфики этнополитических процессов современности; использовать методы политического позиционирования различных участников регионального политического процесса, моделировать их взаимодействия, оценивать их ресурсный потенциал и функциональные возможности в рамках регионального политического пространства; участвовать в организации региональных управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, органах местного самоуправления, бизнес-структурах, международных организациях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей для успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции; навыками выделения объективных тенденций и закономерностей региональных политических процессов;
навыками выделения объективных тенденций и закономерностей этнополитических явлений для выделения причин той или иной этнополитической ситуации, путей их развития и последствий на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и государственном, региональном и локальном уровнях; навыками осуществления планирования, разработки и принятия политико-управленческих решений в органах государственной власти и местном самоуправлении, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, органах местного самоуправления, международных организациях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы политической регионалистики
1.1. Объект, предмет, структура политической регионалистики Лекции 3 4 ОПК-4 Л1.2, Л2.1
1.2. Объект, предмет, структура политической регионалистики Сам. работа 3 4 ОПК-4 Л1.2, Л2.1
1.3. Территориальное измерение политики Лекции 3 2 ОПК-4 Л1.2, Л2.1
1.4. Территориальное измерение политики Сам. работа 3 4 ОПК-4 Л1.2, Л2.1
1.5. Региональная политика Сам. работа 3 6 ОПК-4 Л1.2, Л2.1
1.6. Региональная политика Лекции 3 2 ОПК-4 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Территориальное устройство
2.1. Формы территориального устройства государства Лекции 3 4 ОПК-4 Л1.2, Л2.1
2.2. Формы территориального устройства государства Сам. работа 3 6 ОПК-4 Л1.2, Л2.1
2.3. История россйиского федерализма и регионализма Практические 3 2 ОПК-4 Л1.2, Л2.1
2.4. История россйиского федерализма и регионализма Сам. работа 3 6 ОПК-4 Л1.2, Л2.1
2.5. Международный опыт федерализма Практические 3 2 ОПК-4 Л1.2, Л2.1
2.6. Международный опыт федерализма Сам. работа 3 6 ОПК-4 Л1.2, Л2.1
2.7. Политико-территориальное устройство постсоветской России Лекции 3 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.8. Политико-территориальное устройство постсоветской России Практические 3 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.9. Политико-территориальное устройство постсоветской России Сам. работа 3 5 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Региональные политические институты и процессы
3.1. Региональная политическая власть Лекции 3 4 Л2.1, Л1.1
3.2. Региональная политическая власть Практические 3 4 Л2.1, Л1.1
3.3. Региональная политическая власть Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1
3.4. Региональная элита Практические 3 4 Л2.1, Л1.1
3.5. Региональная элита Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1
3.6. Региональные выборы Практические 3 4 Л2.1, Л1.1
3.7. Региональные выборы Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.1
3.8. Региональные партии Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
3.9. Региональные партии Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.1
3.10. Региональная идентичность. Региональная политическая культура Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
3.11. Региональная идентичность. Региональная политическая культура Сам. работа 3 7 Л2.1, Л1.1
3.12. Региональные интересы и государственная политика Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
3.13. Региональные интересы и государственная политика Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.1
3.14. Региональный политический процесс и административная реформа Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
3.15. Региональный политический процесс и административная реформа Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
3.16. Региональный политический процесс и административная реформа Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.1
3.17. Региональные конфликты Лекции 4 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
3.18. Анализ региональныхк конфликтов Практические 3 4 ОПК-4
3.19. Региональные конфликты Сам. работа 4 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
3.20. Международный опыт регионального развития Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
3.21. Международный опыт регионального развития Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Теоретико-методологические основы этнополитологии
4.1. Этнополитология как наука. Лекции 4 4 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Этнополитология как наука. Сам. работа 4 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Основные направления и концепции этнополитологии Практические 4 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.4. Основные направления и концепции этнополитологии Сам. работа 4 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.5. Российская школа этнополитологии Практические 4 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.6. Российская школа этнополитологии Сам. работа 4 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.7. Национальная сфера общества Практические 4 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.8. Национальная сфера общества Сам. работа 4 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.9. Этнополитика: определение, предмет, управленческие задачи, модели Лекции 4 2 УК-5
4.10. Этнополитика: определение, предмет, управленческие задачи, модели Сам. работа 4 2 УК-5
4.11. Зарубежный опыт этнополитики Практические 4 2 УК-5
4.12. Зарубежный опыт этнополитики Сам. работа 4 2 УК-5
4.13. Этнополитика в истории России и на современном этапе Практические 4 2 УК-5
4.14. Этнополитика в истории России и на современном этапе Сам. работа 4 2 УК-5
4.15. Политический статус этноса. Формы этнического самоопределения Практические 4 2 УК-5
4.16. Политический статус этноса. Формы этнического самоопределения Сам. работа 4 2 УК-5
4.17. Национальное государство Лекции 4 2 УК-5
4.18. Национальное государство Сам. работа 4 2 УК-5
4.19. Теория и практика национализма Лекции 4 2 ОПК-4
4.20. Теория и практика национализма Сам. работа 4 2 ОПК-4
4.21. Национальные движения. Предпосылки возникновения национальных движений. Роль национальных движений в современном мире Практические 4 2 ОПК-4
4.22. Национальные движения. Предпосылки возникновения национальных движений. Роль национальных движений в современном мире Сам. работа 4 2 ОПК-4
4.23. Этнополитические конфликты Лекции 4 4 ОПК-4
4.24. Этнополитические конфликты Сам. работа 4 2 ОПК-4
4.25. Анализ этнополитического конфликта Практические 4 2 ОПК-4
4.26. Анализ этнополитического конфликта Сам. работа 4 3 ОПК-4
4.27. Этничность и глобализация Практические 4 2 ОПК-4
4.28. Этничность и глобализация Сам. работа 4 4 ОПК-4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к экзамену.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Слизовский, Дмитрий Егорович Политология: Учебное пособие/ Слизовский Д.Е., Шуленина Н.В.- 2-е изд: М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Михайленко, Екатерина Борисовна Регионалистика. Классические и современные подходы: Учебное пособие/ Михайленко Е.Б., Лебедева М.М. - под науч. ред.: М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Медведев, Николай Павлович Политическая регионалистика: учебник/ Н. П. Медведев: М. : Гардарики, 2002 54 экземпляра
Л2.2 Арановский, Константин Викторович Государственное право зарубежных стран: учеб. пособие/ К. В. Арановский.- [3-е изд., доп. и перераб.].- : М. : ИД ФОРУМ, 2000 47 экземпляров
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э2 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э3 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э4 Правительство Алтайского края www.altairegion22.ru
Э5 Алтайское краевое Законодательное Собрание www.akzs.ru
Э6 Администрация Кемеровской области ako.ru
Э7 Совет народных депутатов Кемеровской области www.sndko.ru
Э8 Правительство Новосибирской области www.nso.ru
Э9 Законодательное Собрание Новосибирской области www.zsnso.ru
Э10 Правительство Республики Алтай altai-republic.ru
Э11 Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай elkurultay.ru
Э12 ЭБС Юрайт www.biblioclub.ru
Э13 Политическая регионалистика и этнополитология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
База данных "Политические представления и установки жителей Республики Алтай и Алтайского края в современных условиях развития российского общества (2013 г.)", №2016621561 от 24.11.2016 (на диске)
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по курсу «Политическая регионалистика и этнополитология» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем нормативного знания о теоретико-методологических основах политической регионалистики, территориальном измерении политики, региональной политики, формах территориального устройства государства, политико-территориальном устройстве постсоветской России, региональной политической власти и региональных выборах, местном самоуправлении,о теоретико-методологических основах этнополитологии, об определении, предмете, управленческих задачах, моделях этнополитики; о политическом статусе этноса, формах этнического самоопределения, об условиях возникновения национального государства и современных тенденциях его развития, об этнополитическом конфликте. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Политическая регионалистика и этнополитология» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на нем и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. Пристальное внимание следует уделить разделу, посвященному региональным политическим институтам и процессам, и местному самоуправлению в структуре региональной политике, изучение которых позволяет сформировать необходимую теоретическую основу для участия в организации управленческих процессов в органах государственной и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях. Кроме того, на практическом занятии важно выяснить основные направления и концепции этнополитологии в зарубежном и российском аспекте. Что позволит соотнести такие понятия как "этнос", "этническая общность", "нация". В этой связи, актуально выделить национальную сферу общества и проанализировать, что представляют собой национальное сознание, самосознание, выявить их структуру.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практическом занятии проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад.
Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста. Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.
Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы, которые позволяют облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов. Особое внимание необходимо уделить сайтам региональных органов власти, позволяющим выявить региональную специфику политического процесса.