МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в науке и образовании
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки05.06.01. Науки о Земле
НаправленностьЭкономическая, социальная, политическая и рекреационная география
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_06_01_Эконом_ геогр_-123-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Кравченко Г.В.

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Родионов Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в науке и образовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.06.01 Науки о земле (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №870)

составлена на основании учебного плана:
05.06.01 Науки о Земле
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 10.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Папин А.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 10.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Папин А.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.- создание научных предпосылок для формирования у аспирантов информационной культуры в условиях интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования;
- системное представление принципов и методов построения и применения современных информационных технологий в науке и образовании;
- формирование и конкретизация знаний аспирантов по применению современных информационных технологий в научно-исследовательской и образовательной деятельности;
- приобретение навыков самостоятельного использования аспирантами необходимых методов, средств, способов исследований для решения научных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
ПК-3: способность осуществлять педагогическую и научную деятельность в сфере экономической, социальной, политической и рекреационной географии на уровне высшего образования, технологиями отбора и структурирования учебного материала, технологиями проектирования и обновления учебно-методической документации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы использования ИКТ в науке и образовании;
- методы получения, обработки и хранения научной информации с использованием ИКТ;
- основные возможности использования ИКТ в научных исследованиях;
- основные направления использования ИКТ в образовании;
- основные направления и тенденции развития новых образовательных технологий;
- методики и технологии проведения обучения с использованием ИКТ;
- основные методы работы с ресурсами Интернет.
3.2.Уметь:
3.2.1.- ориентироваться в многообразии информационных технологий;
- пользоваться научными и образовательными ресурсами Интернет;
- применять современные методы и средства автоматизированного анализа и систематизации научных данных;
- использовать современные ИКТ для подготовки традиционных и электронных научных публикаций и презентаций;
- выбирать эффективные ИКТ для использования в учебном процессе;
- практически использовать научно-образовательные ресурсы Интернет в повседневной профессиональной деятельности исследователя и педагога.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- современными ИКТ и техническими средствами в различных сферах жизни общества;
- практическими навыками использования инструментальных и прикладных информационных технологий при решении различных задач науки и образования;
- навыками выполнения статистической обработки экспериментальных данных и визуализации полученных результатов;
- навыками организации информационного и документационного обеспечения научно-исследовательской и образовательной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические аспекты применения информационных технологий в науке и образовании
1.1. Особенности применения информационных технологий для науки и образования Сам. работа 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Информационные технологии в научной деятельности
2.1. Автоматизация обработки данных в пакете Office Лекции 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.2. Автоматизация обработки текстовых и числовых данных в компьютерных пакетах Практические 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.3. Программные средства подготовки научных и учебных материалов Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.4. Инструменты визуализации в научной работе Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Компьютерная графика в научных исследованиях Практические 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.6. Средства для создания презентаций и web-публикаций Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.7. Информационные технологии для моделирования, обработки и оформления результатов научных исследований Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Использование Интернет-технологий для подготовки научных материалов Практические 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.9. Использование форматов PostScript и PDF для представления научных статей Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.10. Использование инструментальных систем разработки мультимедиа-приложений Практические 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.11. Сетевые технологии Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.12. Работа с полнотекстовыми базами данных (мировых агрегаторов научной информации, ведущих академических издателей), с электронной библиотекой российских научных журналов Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.13. Обзор современных информационных технологий в науке и образовании Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Информационные технологии в образовании
3.1. Информационные технологии в учебном процессе Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Использование сервисов Web 2.0 в организации образовательного процесса Практические 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Технологии компьютерного тестирования, обработки и интерпретации результатов тестов Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Технология дистанционного обучения Лекции 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Системы дистанционного обучения Практические 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Разработка электронных учебно-методических комплексов по дисциплине Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кручинин В.В. Компьютерные технологии в науке, образовании и производстве электронной техники: учебное пособие Томск: Издательство ТУСУР, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208586
Л1.2 Боброва И.И., Трофимов Е.Г. Информационные технологии в образовании: практический курс М.: Флинта, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482155
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Трайнев В.А., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие М.: "Дашков и К", 2013 http://znanium.com/go.php?id=430429
Л2.2 Изюмов А. А., Коцубинский В. П. Компьютерные технологии в науке и образовании: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Эль Контент, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=208648
Л2.3 Майстренко А. В., Майстренко Н. В., Дидрих И. В. Информационные технологии поддержки инженерной и научно-образовательной деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=277948
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Образовательный курс Информационные технологии в науке и образовании на платформе MOODLE https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1522
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office,
7-Zip,
AcrobatReader,
Gimp,
Inkscape
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com;
Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Свободная энциклопедия "Википедия": http://ru.wikipedia.org;
Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина изучается аспирантами путем прослушивания лекций и усвоения их содержания, самостоятельного изучения материалов учебников и учебных пособий в соответствии с указаниями преподавателя, выполнения практических заданий, прохождения тестирования, написания реферата.
По завершению обучения аспиранты сдают зачет по дисциплине.
На зачете аспиранты должны ответить правильно на два вопроса (один теоретический, другой – практический). Зачет проводится в устной форме. На подготовку отводится 30 минут. За верные обоснованные ответы на вопросы максимально можно получить 35 баллов. При неправильном или неполном ответе может быть задан дополнительный вопрос. В случае не подготовки реферата, аспираннт к сдаче зачета не допускается.
Аспиранты в обязательном порядке выполняют письменную работу – реферат. Реферат является распространенной формой проверки (оценки) знаний, который, как правило, состоит из одного или нескольких вопросов. Тема реферата фиксируется у преподавателя, с целью избежания повторений.
Структура реферата включает в себя следующие элементы: титульный лист; содержание; основной текст; список использованной литературы.
Титульный лист содержит: реквизиты вуза; название факультета, кафедры; направление подготовки; наименование темы; фамилию, имя, отчество автора работы с указанием курса, группы; ученую степень, ученое звание, фамилию, имя, отчество научного руководителя; графу «дату защиты и оценка»; место и год защиты.
Содержание. Желательно, чтобы оно помещалось на одной странице. Текст должен соответствовать содержанию, как по содержанию, так и по форме.
Основная часть. Объем 15-20 машинописных страниц. Предназначен для изложения сущности информации по теме, приводятся существующие взгляды на рассматриваемый вопрос, даются их сопоставление, анализ и по возможности авторская оценка.
Список использованной литературы. В список литературы включают все использованные источники в алфавитном порядке (не менее 10 источников).
Полностью оформленный реферат сдается преподавателю. В процессе рецензирования преподаватель анализирует ошибки и основные проблемы, возникающие у аспиранта при изучении дисциплины, и, используя консультации и другие виды занятий, оказывает практическую помощь по разрешению этих проблем и недопущению типовых ошибок.
При выполнении всех требований максимальная сумма баллов за реферат равна 15. Если тема не раскрыта, или нарушено большинство требований, или система АНТИПЛАГИАТ показала уровень самостоятельности, меньший 60%, реферат возвращается для доработки. Если работа аспиранта соответствует всем требованиям, преподаватель определяет сроки защиты реферата. Защита проводится публично в присутствии группы аспирантов. Время выступления – 3 минуты. Докладчик может проиллюстрировать выступление чертежами, рисунками, формулами, слайдами с диаграммами и т.д.
За выполнение практических заданий аспирант может набрать максимально 15 баллов.
Самостоятельная работа аспирантов проводится в форме изучения отдельных теоретических вопросов по предполагаемой литературе и самостоятельного выполнения практических заданий с дальнейшим их разбором или обсуждением на аудиторных занятиях. Во время самостоятельной подготовки аспиранты обеспечиваются доступом к Единому образовательному порталу АлтГУ, на котором установлена система дистанционного обучения Moodle.
Самостоятельная работа способствует:
- углублению и расширению знаний;
- формированию интереса к самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
- овладению приемами процесса познания и развитию познавательных способностей.
За своевременное и верное выполнение самостоятельных заданий аспирант максимально может получить 15 баллов.
Итоговое тестирование проводится в системе дистанционного обучения Moodle. На тестирование отводится 20 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 20 вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 1 балл.
Зачет аспиранту ставится, если сумма баллов за все виды работ больше 49.