МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в науке и образовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки45.06.01. Языкознание и литературоведение
НаправленностьРусский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_06_01_Русский язык-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 4 18 4
Практические 18 2 18 2
Сам. работа 36 62 36 62
Итого 72 68 72 68

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Кравченко Г.В.

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Родионов Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в науке и образовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №903)

составлена на основании учебного плана:
45.06.01 Языкознание и литературоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 10.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Папин А.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 10.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Папин А.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- создание научных предпосылок для формирования у аспирантов информационной культуры в условиях интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования;
- системное представление принципов и методов построения и применения современных информационных технологий в науке и образовании;
- формирование и конкретизация знаний аспирантов по применению современных информационных технологий в научно-исследовательской и образовательной деятельности;
- приобретение навыков самостоятельного использования аспирантами необходимых методов, средств, способов исследований для решения научных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
ПК-1 владение теориями, методами, технологиями и культурой научного исследования в области филологических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, с целью обеспечения планируемых целей и задач НИР
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы использования ИКТ в науке и образовании;
- методы получения, обработки и хранения научной информации с использованием ИКТ;
- основные возможности использования ИКТ в научных исследованиях;
- основные направления использования ИКТ в образовании;
- основные направления и тенденции развития новых образовательных технологий;
- методики и технологии проведения обучения с использованием ИКТ;
- основные методы работы с ресурсами Интернет.
3.2.Уметь:
3.2.1.- ориентироваться в многообразии информационных технологий;
- пользоваться научными и образовательными ресурсами Интернет;
- применять современные методы и средства автоматизированного анализа и систематизации научных данных;
- использовать современные ИКТ для подготовки традиционных и электронных научных публикаций и презентаций;
- выбирать эффективные ИКТ для использования в учебном процессе;
- практически использовать научно-образовательные ресурсы Интернет в повседневной профессиональной деятельности исследователя и педагога.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- современными ИКТ и техническими средствами в различных сферах жизни общества;
- практическими навыками использования инструментальных и прикладных информационных технологий при решении различных задач науки и образования;
- навыками выполнения статистической обработки экспериментальных данных и визуализации полученных результатов;
- навыками организации информационного и документационного обеспечения научно-исследовательской и образовательной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационные технологии в науке и образовании
1.1. Обзор современных информационных технологий в науке и образовании Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Обзор современных информационных технологий в науке и образовании Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Автоматизация обработки данных в пакете Office Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Автоматизация обработки данных в пакете Office Практические 3 1 ОПК-1, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Автоматизация обработки данных в пакете Office Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Компьютерная графика в научных исследованиях Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Сетевые технологии Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Информационные технологии в научной деятельности Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Информационные технологии в научной деятельности Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Информационные технологии в учебном процессе Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.11. Информационные технологии в учебном процессе Сам. работа 3 10 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.12. Системы дистанционного обучения Практические 3 1 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.13. Системы дистанционного обучения Сам. работа 3 12 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Боброва И.И., Трофимов Е.Г. Информационные технологии в образовании: практический курс М.: Флинта, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Изюмов А. А., Коцубинский В. П. Компьютерные технологии в науке и образовании: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Эль Контент, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Кручинин В.В. Компьютерные технологии в научных исследованиях: учебное пособие Томск: Издательство ТУСУР, 2012. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru;
Э2 ИБС "Лань"
Э3 ИБС "Университетская библиотека on-line"
Э4 Образовательный курс Информационные технологии в науке и образовании на платформе MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office,
7-Zip,
AcrobatReader,
Gimp,
Inkscape
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com;
Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Свободная энциклопедия "Википедия": http://ru.wikipedia.org;
Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина изучается аспирантами путем прослушивания лекций и усвоения их содержания, самостоятельного изучения материалов учебников и учебных пособий в соответствии с указаниями преподавателя, выполнения практических заданий, прохождения тестирования, нгаписания реферата.
По завершению обучения аспиранты сдают зачет по дисциплине.
На зачете аспиранты должны ответить правильно на два вопроса (один теоретический, другой – практический). Зачет проводится в устной форме. На подготовку отводится 30 минут. За верные обоснованные ответы на вопросы максимально можно получить 35 баллов. При неправильном или неполном ответе может быть задан дополнительный вопрос. В случае не подготовки реферата, аспираннт к сдаче зачета не допускается.
Аспиранты в обязательном порядке выполняют письменную работу – реферат. Реферат является распространенной формой проверки (оценки) знаний, который, как правило, состоит из одного или нескольких вопросов. Тема реферата фиксируется у преподавателя, с целью избежания повторений.
Структура реферата включает в себя следующие элементы: титульный лист; содержание; основной текст; список использованной литературы.
Титульный лист содержит: реквизиты вуза; название факультета, кафедры; направление подготовки; наименование темы; фамилию, имя, отчество автора работы с указанием курса, группы; ученую степень, ученое звание, фамилию, имя, отчество научного руководителя; графу «дату защиты и оценка»; место и год защиты.
Содержание. Желательно, чтобы оно помещалось на одной странице. Текст должен соответствовать содержанию, как по содержанию, так и по форме.
Основная часть. Объем 15-20 машинописных страниц. Предназначен для изложения сущности информации по теме, приводятся существующие взгляды на рассматриваемый вопрос, даются их сопоставление, анализ и по возможности авторская оценка.
Список использованной литературы. В список литературы включают все использованные источники в алфавитном порядке (не менее 10 источников).
Полностью оформленный реферат сдается преподавателю. В процессе рецензирования преподаватель анализирует ошибки и основные проблемы, возникающие у аспиранта при изучении дисциплины, и, используя консультации и другие виды занятий, оказывает практическую помощь по разрешению этих проблем и недопущению типовых ошибок.
При выполнении всех требований максимальная сумма баллов за реферат равна 15. Если тема не раскрыта, или нарушено большинство требований, или система АНТИПЛАГИАТ показала уровень самостоятельности, меньший 60%, реферат возвращается для доработки. Если работа аспиранта соответствует всем требованиям, преподаватель определяет сроки защиты реферата. Защита проводится публично в присутствии группы аспирантов. Время выступления – 3 минуты. Докладчик может проиллюстрировать выступление чертежами, рисунками, формулами, слайдами с диаграммами и т.д.
За выполнение практических заданий аспирант может набрать максимально 15 баллов.
Самостоятельная работа аспирантов проводится в форме изучения отдельных теоретических вопросов по предполагаемой литературе и самостоятельного выполнения практических заданий с дальнейшим их разбором или обсуждением на аудиторных занятиях. Во время самостоятельной подготовки аспиранты обеспечиваются доступом к Единому образовательному порталу АлтГУ, на котором установлена система дистанционного обучения Moodle.
Самостоятельная работа способствует:
 углублению и расширению знаний;
 формированию интереса к самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
 овладению приемами процесса познания и развитию познавательных способностей.
За своевременное и верное выполнение самостоятельных заданий аспирант максимально может получить 15 баллов.
Итоговое тестирование проводится в системе дистанционного обучения Moodle. На тестирование отводится 20 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 20 вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 1 балл.
Зачет аспиранту ставится, если сумма баллов за все виды работ больше 49.