МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в научно-педагогических исследованиях
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология/Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 9,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 84 84 84 84
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Кравченко Г.В.

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Родионов Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в научно-педагогических исследованиях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 10.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Папин А.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 10.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Папин А.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.повышение уровня общего информационного образования и информационной культуры студентов;
освоение основных методов и средств применения современных информационных и коммуникационных технологий в научно-исследовательской, образовательной деятельности и педагогических исследованиях;
обучение студентов современным методам и средствам автоматизированного анализа и систематизации научных данных; свободныч владением современными средствами подготовки традиционных и электронных научных публикаций и презентаций;
формирование практических навыков обработки, анализа экспериментальных данных и использования научно-образовательных ресурсов Интернет в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ПК-1: Способен осуществлять обучение биологии, химии в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные информационные и коммуникационные технологии, применяемые при решении профессиональных задач.
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно использовать информационные и коммуникационные технологии для решения различных профессиональных задач;
самостоятельно искать, критически анализировать, систематизировать и обобщать научную информацию;
планировать, осуществлять, рефлексировать и статистически обрабатывать результаты исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическим опытом в оформлении текстовых, табличных и мультимедейных данных;
навыками работы с информационными и коммуникационными технологиями, применяемыми при решении профессиональных задач;
приемами подготовки и редактирования научных и учебно-методических публикаций в различных форматах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
1.1. История становления, развития и использования ИКТ в науке и психологии. Современные сетевые технологии. Сервисы Интернет Лекции 10 2 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1
1.2. Современные сетевые технологии. Интернет. Сервисы Интернет Практические 10 2 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.3. Современные сетевые технологии. Информационная безопасность Сам. работа 10 10 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Компьютерные технологии в научной деятельности
2.1. Информационные технологии для сбора, обработки научной информации, оформления результатов научных исследований Лекции 10 2 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Визуальное и логическое проектирование текстовых документов. Системы презентационной графики Практические 10 2 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Обработка и визуализация научных данных в текстовых редакторах и системах презентационной графики Сам. работа 10 10 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Обработка и визуализация научных данных в электронных таблицах Практические 10 2 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Автоматизация эксперимента, статистической обработки данных Сам. работа 10 10 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1
2.6. Обработка и визуализация научных данных в статистических пакетах Практические 10 2 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.7. Автоматизация подготовки научных публикаций Сам. работа 10 10 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии в психологии
3.1. Особенности и возможности применения ИКТ в образовательной деятельности и педагогических исследованиях Лекции 10 2 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1
3.2. ИКТ в педагогических исследованиях Практические 10 2 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1
3.3. ИКТ в образовании Практические 10 2 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.4. Особенности применения ИКТ в педагогике Сам. работа 10 10 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.5. Возможности применения ИКТ в образовательной деятельности Сам. работа 10 10 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.6. Телекоммуникационные технологии в практической деятельности педагога Сам. работа 10 10 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.7. Разработка обучающих и тестирующих программ Практические 10 2 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1
3.8. Разработка компьютерных программ в помощь педагогу Сам. работа 10 11 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1
3.9. Телекоммуникационные технологии в практической деятельности педагога Практические 10 2 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1
3.10. Новые телекоммуникационные технологии в деятельности педагога Практические 10 2 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.11. Современные проблемы информационного общества Сам. работа 10 2 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.12. Психологические проблемы информационного общества Сам. работа 10 1 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Данелян Т.Я. Информационные технологии в психологии: учебно-методический комплекс М. : Евразийский открытый институт, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90548
Л1.2 Изюмов А.А., Коцубинский В.П. Компьютерные технологии в науке и образовании: учебное пособие Томск : Эль Контент, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208648
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щербаков А.Ю. Интернет-аналитика. Поиск и оценка информации в web-ресурсах: практич. пособие М.: Книжный мир // ЭБС "ONLINE", 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=89693
Л2.2 Майстренко А. В., Майстренко Н. В. Информационные технологии в науке, образовании и инженерной практике: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=277993
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Телекоммуникационные технологии и сети http://rk6.bmstu.ru /electronic_book/net/net02/INIT.HTM.
Э2 Статистика и обработка данных в психологии http://www.w3.org/1999/xhtml.
Э3 Каталог аннотаций тестов предприятия «Гуманитарные технологии» факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова http://www.ht.ru.
Э4 Поиск научных публикаций в электронной библиотеке http://www.scholar.ru.
Э5 Учебно-методический коллектор «Психология» http://www.psychosoft.ru.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office,
7-Zip,
AcrobatReader,
Gimp,
Inkscape
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com;
Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Свободная энциклопедия "Википедия": http://ru.wikipedia.org;
Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для допуска к сдаче зачета студенты должны посещать занятия, выполнять самостоятельные задания, написать реферат.
На зачете студенты должны ответить правильно на два вопроса. Зачет проводится в устной форме. На подготовку студенту отводится 20 минут. За правильный ответ на вопросы студент может получить максимально 40 баллов. При неправильном или неполном ответе может быть задан дополнительный вопрос. В случае не подготовки реферата, студент к сдаче экзамена не допускается.
Реферат является распространенной формой проверки (оценки) знаний студентов, который, как правило, состоит из одного или нескольких вопросов. Тема реферата фиксируется у преподавателя, с целью избежания повторений.
Структура реферата включает в себя следующие элементы: титульный лист; содержание; основной текст; список использованной литературы.
Титульный лист содержит: реквизиты вуза; название факультета, кафедры; направление подготовки; наименование темы; фамилию, имя, отчество автора работы с указанием курса, группы; ученую степень, ученое звание, фамилию, имя, отчество научного руководителя; графу «дату защиты и оценка»; место и год защиты.
Содержание. Желательно, чтобы оно помещалось на одной странице. Текст должен соответствовать содержанию, как по содержанию, так и по форме.
Основная часть. Объем 15-20 машинописных страниц. Предназначен для изложения сущности информации по теме, приводятся существующие взгляды на рассматриваемый вопрос, даются их сопоставление, анализ и по возможности авторская оценка.
Список использованной литературы. В список литературы включают все использованные источники в алфавитном порядке (не менее 10 источников).
Полностью оформленный реферат сдается преподавателю. В процессе рецензирования преподаватель анализирует ошибки и основные проблемы, возникающие у студента при изучении дисциплины, и, используя консультации и другие виды занятий, оказывает практическую помощь по разрешению этих проблем и недопущению типовых ошибок.
При выполнении всех требований максимальная сумма баллов за реферат равна 25. Если тема не раскрыта, или нарушено большинство требований, или система АНТИПЛАГИАТ показала уровень самостоятельности, меньший 60%, реферат возвращается для доработки. Если работа студента соответствует всем требованиям, преподаватель определяет сроки защиты реферата. Защита проводится публично в присутствии группы студентов. Время выступления – 3 минуты. Докладчик может проиллюстрировать выступление чертежами, рисунками, формулами, слайдами с диаграммами и т.д.
За работу на занятиях в интерактивной форме в течении всего семестра студент может набрать максимально 15 баллов.
За своевременное и верное выполнение самостоятельных заданий студент максимально может получить 20 баллов.