Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Профиль | Политические теории, процессы и технологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 43 | 43 | 43 | 43 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., проф. Я.Ю. Шашкова
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Политическаие трансформации в России» являются формирование у студентов целостного представления о трансформациях политической системы в России, их социально-экономических причинах и движущих силах,и об осмыслении их в политических теориях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ОПК-4 | Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях |
ПК-2 | Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном языке |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | содержание, природу социально-политических трансформаций; особенности и специфику политических трансформаций в России; особенности и основные характеристики политических трансформаций в России в разные периоды ХХ века; связь трансформаций политических режимов, политических институтов с экономическими, культурными условиями. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | работать с источниками и научной литературой и на их базе давать самостоятельную характеристику процесса политических трансформаций в России; выявлять обусловленность политических трансформаций социальными, экономическими и культурными условиями конкретной страны; обнаруживать связь между трансформационными процессами политического характера и тенденциями и закономерностями развития политической системы России. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть навыками поиска и выделения конкретно-исторических пенденций в процессе трансформаций политических систем; действовать в условиях политических трансформаций в нестандартных ситуациях, навыками выявления экономических, социальных и культурных предпосылок политических трансформаций и их связь с объективными тенденциями и закономерностями развития страны; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. От трансформаций к политическим трансформациям | ||||||
1.1. | Актуализация проблемы социальных трансформаций в эпоху модерна | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
1.2. | Актуализация проблемы социальных трансформаций в эпоху модерна | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
1.3. | Понятие трансформации в социальных науках. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Понятие трансформации в социальных науках | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1 |
1.5. | Эволюция представлений о политичесских трансформациях. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1 |
1.6. | Эволюция представлений о политических трансформациях в Новое время | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1 |
1.7. | Современные представления о политических трансформациях | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Теоретическое осмысление политических трансформаций | ||||||
2.1. | Демократизация и проблемы консолидации демократиив работе С. Хантингтона «Третья волна. Демократизация в конце XX века». | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
2.2. | С. Хантьингтон о проблемах консолидации и демократии | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5 |
2.3. | Теория «бесшумной революции» Р. Инглхарта в работе «Постмодерн. Меняющиеся ценности и изменяющиеся общества». | Практические | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.3, Л2.2 |
2.4. | Теория "бесшумной революции"Р.Инглхарта | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.3, Л2.2 |
2.5. | Институты и проблема их трансформаций в работе и Д. Норта «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» | Практические | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
2.6. | Д.Норт об институтах и проблеме их трансформации | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
2.7. | Институты и проблема их трансформаций в работах Д. Асемоглу и Д. Робинсона «Экономические истоки диктатуры и демократии" | Практические | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.3 |
2.8. | Д.Асемоглу и Д.Робинсон о проблеме трансформации институтов | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.3 |
Раздел 3. Политические трансформации в России ХХ века | ||||||
3.1. | Политическая система Российской империи на начало ХХ века | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5 |
3.2. | Революция 1905 г. и "псевдоконституционная" монархия | Практические | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5 |
3.3. | 1917 г. и альтернативные пути развития Росиии | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5 |
3.4. | 1917 г. и альтернативные пути развития Росиии | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5 |
3.5. | Советское государство - становление и институционализация | Практические | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5 |
3.6. | Советское государство - становление и институционализация | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5 |
3.7. | Формирование тоталитарного режима в СССР | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5 |
3.8. | Холодная война и взаимодействие с социалистическим лагерем | Практические | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5 |
3.9. | Холодная война и взаимодействие с социалистическим лагерем | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5 |
3.10. | Политическая "Оттепель" Н.С. Хрущева | Практические | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5 |
3.11. | Политическая "Оттепель" Н.С. Хрущева | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5 |
3.12. | Партноменклатурный социализм периода Л.И. Брежнева | Практические | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.3, Л2.1 |
3.13. | Партноменклатурный социализм периода Л.И. Брежнева | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5 |
3.14. | Стагнация советской политической системы | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5 |
3.15. | Перестройка и распад СССР | Практические | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5 |
3.16. | Оформление политической системы современной России. Поиск альтернатив развития. | Практические | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5 |
3.17. | Политическая структура Российской федерации в 1990-е гг. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5 |
3.18. | Выстраивание "Вертикали власти" после 2000 г. | Практические | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5 |
3.19. | Выстраивание "Вертикали власти" после 2000 г. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5 |
3.20. | Особенности и перспективы политических трансформаций в современной России | Практические | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.3, Л2.1 |
3.21. | Особенности и перспективы политических трансформаций в современной России | Сам. работа | 5 | 5 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы и задания к зачету. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Алексеева, Т.А. | Современная политическая мысль (XX-XXI вв.). Политическая теория и международные отношения: учеб. пособие для вузов | М. : Аспект Пресс, 2015 | |
Л1.2 | Соловьев, А.И. | Политология. Политическая теория. Политические технологии : учеб. для вузов | М.: Аспект Пресс, 2010 | |
Л1.3 | Зеленская, Т.В. | История стран Западной Европы и Америки в новейшее время: учебное пособие | М.: Берлин : Директ-Медиа, 2014 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274113 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Смолин, О.Н. | Политический процесс в современной России : учеб. пособие | М.: Проспект,, 2006 | |
Л2.2 | Паниотова, Т.С. | Культурная история Запада в контексте модернизации: (XIX - начало XXI в.): монография | М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256731 |
Л2.3 | под ред. Л. В. Сморгунова, А. В. Волковой | Публичные ценности и государственное управление : | М. : Аспект Пресс, 2014 | |
Л2.4 | под ред. М.В. Каргаловой | Социальная Европа в ХХI веке : | М. : Весь Мир, 2011 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229902 |
Л2.5 | Алмонд, Г. | Гражданская культура. Политические установки и демократия в пяти странах : | М. : Мысль, 2014 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Информационный сайт политических комментариев | www.politcom.ru | ||
Э2 | Электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
Э3 | Проект "ПолитНаука - политология в России и мире" | www.politnauka.org | ||
Э4 | Университетская библиотека on-line | www.biblioclub.ru | ||
Э5 | Публичная интернет-библиотека | http//: www.public.ru | ||
Э6 | Фонд политических исследований | www.indem.ru | ||
Э7 | ЭБС Юрайт | biblio-online.ru | ||
Э8 | Российская национальная библиотека | nlr.ru/ | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Аудиторные занятия со студентами по курсу "Политические трансформации в России" проходят в форме лекций и семинарских занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о подходах к пониманию социальных трансформаций вообще и специфике политических трансформаций, их обусловленности наступившей эпохой модерна в развитии общества, содержании трансформационных процессов, осмыслении их отдельными политическими мыслителями ХХ века. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету. Семинарские занятия по курсу «Политические трансформации и инноватика» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные компетенциями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса. При подготовке к семинару студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется для рассматриваемых вопросов. При подготовке к семинару следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой учебной и научной литературы, составить планы ответов на вопросы семинарского занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу семинарского занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на семинарское занятие. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Это - необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинарах проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану семинара дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем. С целью более глубокого усвоения изучаемого курса "Политические трансформации и инноватика", формирования навыков инновационного мышления и исследовательской работы, умения применять теоретические знания на практике, в том числе в управленческой деятельности, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Она предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по темам семинарских занятий. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к преподавателю, обеспечивающему лекционный курс или ведущему семинарские занятия в часы их консультаций. |