МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филос. н., доцент, Заусаева Наталья Александровна

Рецензент(ы):
к.пол.н., доцент, Асеева Татьяна Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Политология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение: Китай и китайский язык

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.полит.н., проф. Я.Ю. Шашкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.полит.н., проф. Я.Ю. Шашкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является формирование у студентов системных знаний о политической сфере общественной жизни, о механизме реализации властных решений, о политических системах и режимах, о политической культуре, многообразии интересов социальных, этнических, конфессиональных групп, о демократии и ее основных принципах, в частности плюрализме и толерантности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10 способность применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию конкретных страновых и региональных проблем
ОПК-12 способность владеть основами исторических и политологических методов, уметь анализировать современные политические тенденции на уровне регионов и стран с учетом исторической ретроспективы
ПК-10 готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные понятия мировой политики и международных отношений;Основные концепции и методы анализа мировой политики и международных отношений;Основные методы сравнительной политологии, необходимые для анализа мировой политики;основные тенденции политической жизни в мире и регионах; методы выявления основных тенденций политического развития в странах и регионах;основные факторы формирования политических процессов в странах и регионах.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теории мировой и международных отношений политики для анализа региональных;применять методологический инструментарий политологии для исследования страновых и региональных проблем;анализировать страновые и региональные проблемы с использованием методов сравнительной политологии;выявлять основные тенденции политических процессов в странах и регионах;анализировать исторические предпосылки политических процессов в странах и регионах;использовать методы политологии для анализа политических процессов в странах и регионах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками исследования страновых и региональных проблем с использованием современных концепций мировой политики и международных отношений; навыками анализа страновых и региональных проблем с использованием методов сравнительной политологии; навыками решения страновых и региональных проблем с использованием теории и методологии политической науки;навыками анализа тенденций в политических процессах в странах и регионах; методами исследования тенденций в политических процессах в странах и регионах; навыками отбора необходимых методов анализа политических процессов в странах и регионах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в политологияю
1.1. Основные этапы становления политической науки Лекции 3 2 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Основные этапы становления политической науки Сам. работа 3 2 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Предмет, методы и функции политической науки Лекции 3 2 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Основные политологические школы современности Сам. работа 3 2 ОПК-12, ПК-10 Л1.2, Л2.1
1.5. Российская политическая традиция Практические 3 2 ОПК-12, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.6. Основные политологические школы современности Сам. работа 3 4 ОПК-12, ПК-10 Л1.2, Л2.1
1.7. Политическая наука в России:эволюция и специфика Сам. работа 3 2 ОПК-12, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Политика и ее социальные основы
2.1. Социальные группы как субъекты и объекты политики Сам. работа 3 4 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Политика как общественное явление Лекции 3 2 ОПК-12, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Политические лидеры Сам. работа 3 2 ОПК-12, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Политическая элита Практические 3 2 ОПК-12, ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.5. Политика как общественное явление Сам. работа 3 2 ОПК-12, ПК-10 Л1.2, Л2.1
2.6. Политические режимы Сам. работа 3 4 ОПК-10, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Политические элиты и лидерство Сам. работа 3 2 ОПК-12, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Демократия и гражданское общество Практические 3 2 ОПК-10, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Формирование и функционирование политической власти
3.1. Политическая власть Лекции 3 2 ОПК-10, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Политическая власть Сам. работа 3 2 ОПК-12, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Политическая система общества Сам. работа 3 4 ОПК-10, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Политические режимы. Демократия Практические 3 2 ОПК-10, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Избирательные системы Практические 3 2 ОПК-10, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Политические институты
4.1. Государство как политический институт Сам. работа 3 6 ОПК-12, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Политические партии и партийные системы Практические 3 2 ОПК-10, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Избирательные системы и электоральный процесс Сам. работа 3 4 ОПК-10, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Общественно-политические движения и организации Сам. работа 3 4 ОПК-12, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Личность и неинституциональные основания политики
5.1. Личность в политических отношениях и процессах Сам. работа 3 4 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Политическое сознание и политическая идеология Лекции 3 2 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Политическое сознание Сам. работа 3 4 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Политические идеологии Сам. работа 3 4 ОПК-10, ОПК-12 Л1.2, Л2.1
5.5. Политическая культура Сам. работа 3 4 ОПК-10, ПК-10 Л1.1, Л2.1
5.6. Политическая социализация Сам. работа 3 2 ПК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Политические процессы
6.1. Конфликты и кризисы Сам. работа 3 4 ОПК-12, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Политическая модернизация и демократизация Практические 3 2 ОПК-10, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Политическая модернизация и демократизация Сам. работа 3 4 ОПК-10, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.4. Модернизация и демократизация в России Практические 3 2 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.5. Международные политические процессы Практические 3 2 ОПК-10, ОПК-12, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.6. Роль России в международных политических процессах. Сам. работа 3 4 ОПК-10, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.7. Политический менеджмент и технологии Лекции 3 2 ПК-10 Л1.1, Л2.1
6.8. Политический менеджмент и технологии Сам. работа 3 4 ОПК-10, ПК-10 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и итогового контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету, вариант тестовых заданий.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в отдельном приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К. С. Гаджиев Политология: учебник М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0EF53660-8133-4D34-8097-AEE9D984937E
Л1.2 Мухаев Р. Т. Политология: учебник Москва: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Исаев, Борис Акимович Политология в схемах и комментариях: учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 научная электронная библиотека, содержащая рефераты и полные тексты научных статей и публикаций elibrary.ru
Э2 электронный каталог библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э3 электронный каталог Российской государственной библиотеки www.rsl.ru
Э4 портал журнала «Полис» www.politstudies.ru
Э5 портал Российской ассоциации политической науки www.rapn.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader


6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по политологии. К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины. Используя лекционный материал, доступные учебники или учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний. Ряд тем учебного курса полностью переносится на самостоятельную работу.
Студент должен прийти в ВУЗ с полным пониманием того, что самостоятельное овладение знаниями является главным, определяющим. Высшая школа лишь создает для этого необходимые условия.
Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования» по направлению 41.03.01 Зарубежное регионоведение: Китай и китайский язык. Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. В итоге должно быть ясным, какие вопросы темы программы учебного курса, и с какой глубиной раскрыты в данном учебном материале, а какие вообще опущены.
Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:
- изучение понятийного аппарата дисциплины;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работа над основной и дополнительной литературой;
- работу над статьями ведущих политических теоретиков и аналитиков;
- изучение вопросов для самоконтроля (самопроверки);
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа студента в библиотеке;
- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;
- консультация преподавателя дисциплины.
Особое место отводится самостоятельной проработке студентами отдельных разделов и тем по изучаемым дисциплинам. Такой подход вырабатывает у студентов инициативу, стремление к увеличению объема знаний, выработке умений и навыков всестороннего овладения способами и приемами профессиональной деятельности.
Изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану проводится в соответствии настоящим учебно-методическим комплексом. Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ курса, раскрытия сущности основных категорий социального страхования, проблемных аспектов темы и анализа фактического материала.
Требуется творческое отношение и к самой программе учебного курса. Вопросы, составляющие ее содержание, обладают разной степенью важности. Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характера. Все эти вопросы не составляют сути понятийного, концептуального содержания темы, но необходимы для целостного восприятия изучаемых проблем.
Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы.
Совершенно недостаточно только слушать лекции. Важно студенту понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в мысленную полемику, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос.