МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания математики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки02.03.01. Математика и компьютерные науки
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план02_03_01_МиКН-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Лабораторные 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Кравченко Г.В.

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Родионов Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания математики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №949)

составлена на основании учебного плана:
02.03.01 Математика и компьютерные науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 10.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Папин А.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 10.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Папин А.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение научными и психолого-педагогическими основами разработки структуры и содержания курса математики, а также методами, средствами и организационными формами преподавания математики в средней школе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.15

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью представлять и адаптировать знания с учетом уровня аудитории
ПК-9 способностью к организации учебной деятельности в конкретной предметной области (математика, физика, информатика)
ПК-10 способностью к планированию и осуществлению педагогической деятельности с учетом специфики предметной области в образовательных организациях
ПК-11 способностью к проведению методических и экспертных работ в области математики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и нормативные основы методики преподавания математики;
программы и учебники по преподаваемому предмету;
программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования;
методику обучения решению различных типов задач
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать условия для формирования личностных, метапредметных, предметных результатов математического образования школьников;
проектировать урок математики;
проектировать содержание учебного предмета "Математика" на всех ступенях среднего образования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами математического развития;
владения формами, методами и средствами обучения школьников математике;
владения методами объяснения математического материала;
владения приемами организации работы с официальными документами;
применения знаний теоретических основ курса математики в математическом образовании школьников на основе современных достижений методики обучения математике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая методика преподавания математики
1.1. Общая характеристика методики обучения математики (МОМ) в средней школе. Предмет МОМ. Методическая система обучения. Связь МОМ с другими науками. Проблемы и задачи МОМ. Методы исследования. Образовательные, развивающие, воспитательные цели Лекции 7 1 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.2. Принципы научности, доступности; сознательности; активности; наглядности и моделирования; индивидуального подхода; единства обучения, воспитания и развития; единства теории и практики и др. Лабораторные 7 1 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Методы контроля над эффективностью учебно-познавательной деятельности (внешний контроль, взаимоконтроль, самоконтроль) Сам. работа 7 2 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Основные психологические закономерности усвоения учебного материала Сам. работа 7 2 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Учебные задачи. Приемы учебной деятельности как предмет изучения (общеучебные приемы, общие приемы учебной деятельности по математике, специальные приемы учебной деятельности по различным математическим дисциплинам) Лекции 7 1 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.6. Гуманизация и гуманитаризация математического образования в школе Лабораторные 7 1 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Развитие мышления в процессе изучения математики. Основные положения теории целенаправленной учебной деятельности. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего обучения Сам. работа 7 6 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Общая характеристика математического мышления. Структура математических способностей и их развитие Сам. работа 7 6 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Обзор школьных учебников. Методы организации учебно-познавательной деятельности Лекции 7 2 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.10. Проблемы содержания математического образования Лабораторные 7 2 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Методика преподавания отдельных тем школьной математики
2.1. Методика преподавания математики в 5-6 классах. Целые и дробные числа. Элементы алгебры. Элементы геометрии Лекции 7 2 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.2. Анализ учебников по математике, рекомендованных к использованию в учебном процессе Лабораторные 7 1 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.3. Работа с учебниками по математике для 5-6 классов Сам. работа 7 4 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Разработка конспектов уроков по математике для учащихся 5-6 классов Сам. работа 7 2 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.5. Методика преподавания алгебры. Числовые системы. Тождественные преобразования. Уравнения и неравенства. Текстовые алгебраические задачи. Функции и графики Лекции 7 2 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Методика преподавания начал анализа. Элементы дифференциального и интегрального исчисления. Практические приложения математики Лабораторные 7 1 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Разработка конспектов уроков по алгебре для учащихся 7-9 классов Сам. работа 7 2 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Разработка конспектов уроков по алгебре для учащихся 10-11 классов Сам. работа 7 4 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Методика преподавания геометрии в 7-9 классах Лекции 7 2 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.10. Методика преподавания стереометрии. Разбор сложных тем Лабораторные 7 4 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.11. Разработка конспектов уроков по геометрии для учащихся 7-9 классов Сам. работа 7 2 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.12. Разработка конспектов уроков по геометрии для учащихся 10-11 классов Сам. работа 7 8 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Основные проблемы школьного математического образования
3.1. Основные тенденции развития современного математического образования. Образовательный потенциал школьного курса математики Лекции 7 2 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.2. Роль и место математики в человеческой культуре и в создании «образа мира» каждым человеком. Отличительные особенности математики и ее методов в познании мира, в становлении личностной картины мира; отражение этих особенностей в учебном предмете Лабораторные 7 2 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Основные этапы в построении классической российской системы математического образования. Современный этап в развитии математического образования Лекции 7 2 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.4. Основные образовательные идеи предметов математического цикла Лабораторные 7 2 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Содержание, формы и средства реализации каждой организационно-методической системы. Достоинства и недостатки Сам. работа 7 6 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Темербекова А.А., Чугунова И.В., Байгонакова Г.А. Методика обучения математике: Учебные пособия Издательство "Лань", 2015 e.lanbook.com
Л1.2 Сафонова В.Ю., Глухова О.Ю. Практикум по методике преподавания математики: учебное пособие Кемерово: Кемеровский государственный университет // ЭБС "biblioclub", 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Егупова М.В. Методическая подготовка учителя математики в высшем педагогическом образовании : задания для самостоятельной работы: учебно-методическое пособие Москва: МПГУ // "biblioclub", 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки Алтайского государственного университета
Э2 Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека Online": www.biblioclub.ru
Э4 Образовательный курс Методика преподавания математики на платформе MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office
Adobe Reader
Microsoft Windows
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com;
Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для допуска к сдаче зачета студенты должны выполнить все практические и самостоятельные задания, пройти итоговое тестирование.
На зачете студенты должны ответить правильно на два вопроса. Зачет проводится в устной форме. На подготовку студенту отводится 20 минут. За правильный ответ на вопросы студент может получить максимально 40 баллов. При неправильном или неполном ответе может быть задан дополнительный вопрос.
За работу на практических занятиях в течении всего семестра студент может максимально набрать 20 баллов (за каждое задание максимально можно получить по 4 балла).
В ходе самостоятельной работы студент выполняет задания (за каждое задание максимально можно получить по 4 балла), знакомится с предложенной литературой. За своевременное и верное выполнение самостоятельных заданий студент максимально может получить 20 баллов.
Итоговое тестирование проводится в системе дистанционного обучения Moodle. На тестирование отводится 20 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 20 вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 1 балл.
Зачет студенту ставится, если сумма баллов за все виды работ больше 49.