МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Уравнения математической физики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки02.03.01. Математика и компьютерные науки
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план02_03_01_МиКН-3-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 100
самостоятельная работа 125
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 18,5 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 34 20 34 40 68
Лабораторные 30 0 30 0 60 0
Сам. работа 58 40 67 55 125 95
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 74 144 116 252 190

Программу составил(и):
д.ф.-м.н, профессор, Петрова А.Г.

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н, профессор, Родионов Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Уравнения математической физики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №949)

составлена на основании учебного плана:
02.03.01 Математика и компьютерные науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 10.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н. Папин А.А., зав. каф. дифференциальных уравнений


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 10.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н. Папин А.А., зав. каф. дифференциальных уравнений


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студента с основными формулировками и методами решения математических задач для различных уравнений с частными производными и выработка соответствующих практических навыков.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 готовностью использовать фундаментальные знания в области математического анализа, комплексного и функционального анализа, алгебры, аналитической геометрии, дифференциальной геометрии и топологии, дифференциальных уравнений, дискретной математики и математической логики, теории вероятностей, математической статистики и случайных процессов, численных методов, теоретической механики в будущей профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.классификацию уравнений в частных производных, основные начально-краевые задачи для уравнений математической физики, понятие обощенных решений, основные методы исследованиянелинейных задач
3.2.Уметь:
3.2.1.уметь классифицировать уравнения и решать основные начальные и краевые задачи
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования основных методов теории уравнений математической физики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные уравнения математической физики
1.1. Вывод уравнений колебания струны, теплопроводности, Лапласа; постановка краевых задач, их физическая интерпретация. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.2. Теорема Коши-Ковалевской; понятие характеристического направления, характеристики. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.3. Приведение к каноническому виду и классификация линейных уравнений с частными производными второго порядка Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.4. Разбор лекций, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка к контрольной работе Сам. работа 5 3 ОПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Задачи с начальными и краевыми условиями для уравнения теплопроводности
2.1. Уравнение теплопроводности; принцип максимума в ограниченной области, единственность решения начально-краевых задач. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.2. Понятие корректной краевой задачи; примеры корректных и некорректных краевых задач; теоремы сравнения и устойчивости. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.3. Построение решений начально-краевых задач методом разделения переменных. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.3, Л2.1
2.4. Доказательство существования классического решения первой начально-краевой задачи для однородного уравнения на отрезке Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.5. Задача Коши для уравнения теплопроводности, единственность ее решения. Построение решения задачи Коши; интеграл Пуассона Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.6. Разбор лекций, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка к контрольной работе, зачету Сам. работа 5 3 ОПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Краевые задачи для уравнений Лапласа и Пуассона
3.1. Краевые задачи для уравнения Лапласа. Фундаментальные решения уравнения Лапласа. Пример Адамара. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.3, Л1.2
3.2. Формулы Грина в ограниченной области. Основные свойства гармонических функций. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.3, Л1.2
3.3. Внешние краевые задачи для уравнения Лапласа; единственность решения внешней задачи Дирихле Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.4. Единственность классических решений внутренних краевых задач для уравнения Лапласа Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.3, Л1.2
3.5. Разбор лекций, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка к контрольной работе Сам. работа 5 3 ОПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Задачи для волнового уравнения
4.1. Задача Коши для уравнения колебаний бесконечной струны. Формула Даламбера. Корректность задачи Коши Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.2. Начально-краевые задачи на луче. Построение их решений методом продолжений. Распространение влияния краевого режима. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.3. Задачи Коши для волнового уравнения на плоскости и в пространстве.Формулы Кирхгофа и Пуассона; исследование этих формул. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.4. Начально-краевые задачи в ограниченной области. Построение формальных решений методом Фурье. Задача о резонансе Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.5. Энергетические неравенства и единственность решений задачи Коши и смешанной задачи Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.6. Разбор лекций, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка к контрольной работе, зачету Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.7. Подготовка к зачету Сам. работа 5 27 ОПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Обобщенные решения краевых задач
5.1. Соболевские пространства, теоремы вложения Лекции 6 4 ОПК-1 Л1.3, Л2.1
5.2. Интегральные тождества. Обобщенное решение для уравнения теплопроводности,обобщенные решения задач для уравнений гиперболического и эллиптического типов Лекции 6 6 ОПК-1 Л1.3, Л2.1
5.3. Разбор лекций, решение задач, изучение дополнительной литературы Сам. работа 6 16 ОПК-1 Л1.3, Л2.1
Раздел 6. Нелинейные задачи и теоремы о неподвижных точках
6.1. Нелинейные задачи. Примеры некорректности. Лекции 6 4 ОПК-1
6.2. Теоремы о неподвижных точках и существование решений некоторых нелинейных задач. Лекции 6 4 ОПК-1
6.3. Разбор лекций, решение задач, изучение дополнительной литературы Сам. работа 6 10 ОПК-1
Раздел 7. Теория потенциала
7.1. Функция Грина внутренней задачи Дирихле Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.3, Л1.2
7.2. Поверхностные потенциалы двойного и простого слоя Лекции 6 4 ОПК-1 Л1.3, Л1.2
7.3. Объемный потенциал и логарифмические потенциалы Лекции 6 2 ОПК-1
7.4. Принцип Дирихле. Интеграл Дирихле Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.2
7.5. Разбор лекций, решение задач, изучение дополнительной литературы Сам. работа 6 16 ОПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 8. Волновое уравнение в пространстве
8.1. Классическое решение задачи Коши для волнового уравнения в пространстве. Формула Кирхгофа. Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.2
8.2. Классическое решение задачи Коши для волнового уравнения на плоскости. Метод спуска. Формула Пуассона Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.3, Л1.2
8.3. Лекции 6 0
8.4. Задача Коши с данными на кривой без характеристических точек. Задача Гурса. Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2
8.5. Разбор лекций, решение задач, изучение дополнительной литературы Сам. работа 6 13 ОПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
8.6. Экзамен 6 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лаврентьев Г.В., Кравченко Г.В. Рабочая тетрадь по курсу "Уравнения математической физики": [учеб. пособие] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008
Л1.2 Тихонов А.Р., Самарский А.А. Уравнения математической физики: учебник МГУ, 2004
Л1.3 Е. В. Захаpов, И. В. Дмитриева, С. И. Орлик Уравнения математической физики: учеб. для вузов М.: Академия, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильин А.М. Уравнения математической физики: основная М., 2009 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мультимедийная обучающая программа по курсу «Уравнения математической физики» - ic-site2.asu.ru
Э2 Образовательный курс Уравнения математической физики на платформе MOODLE portal.edu.asu.ru
Э3 Образовательный курс Уравнения математической физики на платформе MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам.- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену воспользуйтесь перечне вопросов, доступный на сайте факультета.В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.