МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геоинформационные технологии в туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
старший преподаватель, Дьякова Г.С.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Геоинформационные технологии в туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 География. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 955

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование навыков работы в ГИС-программах и связынным с ними ПО; формирование общих представлений об основных методологических принципах организации геоинформационных систем, сфере их применения для развития туризма, способах функционирования и использования геоинформационных технологий в современном обществе при решении различных научно-технических задач

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-1 способностью использовать основные подходы и методы комплексных географических исследований, в том числе географического районирования, теоретические и научно-практические знания основ природопользования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Обобщенные функции ГИС-технологий, особенности применения ГИС с туристских исследованиях;
основные подходы и методы комплексных географических исследований.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять области применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
решать стандартные задачи профессиональной деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий;
проводить обработку и анализ растровой и векторной информации, интегрировать ГИС-технологии в учебную и научно-исследовательскую деятельность.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.в решении стандартных профессиональных задач профессиональной деятельности с помощью ГИС-технологий;
использования ГИС-программ для интерпретации данных ДЗЗ и полевых исследований;
навыками географического районирования с использованием геоинформационных технологий;
навыки создания тематического картографического материала с помощью ГИС-программ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы картографирования в ArcGIS
1.1. Обобщенные функции ГИС-систем. Интерфейс программы ArcMap Лекции 8 2 ОПК-10 Л2.1, Л1.1
1.2. Работа с растровыми изображениями Практические 8 2 ОПК-10 Л2.1, Л1.1
1.3. Оцифровка изображений, создание слоев в проекте, работа с векторными данными Практические 8 4 ОПК-10 Л2.1, Л1.1
1.4. Использование справочной информации при работев ArcGIS. Ознакомление со справкой Сам. работа 8 8 ОПК-10 Л2.1, Л1.1
1.5. Применение ГИС в туристских исследованиях Сам. работа 8 8 ОПК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. ГИС-технологии в развитии туризма
2.1. ГИС в туристической деятельности. Создание и оформление карт Лекции 8 2 ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Анализ данных ДЗЗ Практические 8 2 ОПК-10 Л2.1, Л1.1
2.3. Использование космических снимков для целей создания туристского продукта Практические 8 4 ОПК-10 Л2.1, Л1.1
2.4. Использования данных ДЗЗ при картографировании географических объектов и объектов инфраструктуры Практические 8 4 ОПК-10 Л2.1, Л1.1
2.5. Тематическое картографирование с помощью ГИС Практические 8 8 ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.6. ДДЗ и ГИС Сам. работа 8 8 ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.7. ГИС в научно-исследовательской деятельности Сам. работа 8 10 ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.8. Подготовка к зачёту по дисциплине Сам. работа 8 10 ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС по дисциплине "Геоинформационные технологии в туризме"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине "Геоинформационные технологии в туризме"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС по дисциплине "Геоинформационные технологии в туризме"

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.Д. Чудновский, М.А. Жукова Информационные технологии управления в туризме: учебное пособие М.: КноРус, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бочарников В.И., Лаврушина Е.Г., Блиновская Я.Ю. Информационные технологии в туризме: учебное пособие М.: Флинта, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Географические информационные системы и дистанционное зондирование gis-lab.info
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
MapInfo Professional (P) - Nodeljcked, MINWRS1200026830 от 12.10.2014 (бессрочная);
ArcGIS Desktop Advanced Educational Teaching Lab Pak (31), v. 10.3.1, № 302914 от 12.02.16 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
ENVI 4.8, № 503626-1 от 16.12.2011 (бессрочная)
Chrome; http://www.chromium.org/chromium-os/licenses
6.4. Перечень информационных справочных систем
https://sovzond.ru/
http://www.scanex.ru/
https://www.esri-cis.ru/
http://www.geosys.ru/index.php/zhurnal-geoinformatika/arkhiv-zhurnala
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
405М помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Штативы для тахеометра и геодезической GPS; листы карт из Атласа Алтайского края
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине:
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению практических работ:
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается образное географическое мышление.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В ходе практических работ студенты ведут текстуальный конспект, отмечая основные алгоритмы выполнения задач.
В заключение преподаватель подводит итоги практической работы. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.
Изложение материала в ходе проведения практических работ идет последовательно: каждая следующая работа опирается на приобретенные в ходе вополнения предыдущих работ знания.


Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы:
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта практических работ, их дополнение рекомендованной литературой, рассмотрение возможностей приложения полученных знаний к теме своих научных исследований.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованными учебниками и электронными ресурсами, список которых приведен в РПД "Геоинформационные технологии в туризме".
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД "Геоинформационные технологии в туризме", особое внимание уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.