Закреплена за кафедрой | Кафедра физической географии и геоинформационных систем |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.02. География |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_02_География-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.
1.1. | Формирование навыков работы в ГИС-программах и связынным с ними ПО; формирование общих представлений об основных методологических принципах организации геоинформационных систем, сфере их применения для развития туризма, способах функционирования и использования геоинформационных технологий в современном обществе при решении различных научно-технических задач |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01 |
ОПК-10 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ПК-1 | способностью использовать основные подходы и методы комплексных географических исследований, в том числе географического районирования, теоретические и научно-практические знания основ природопользования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Обобщенные функции ГИС-технологий, особенности применения ГИС с туристских исследованиях; основные подходы и методы комплексных географических исследований. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выявлять области применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; решать стандартные задачи профессиональной деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий; проводить обработку и анализ растровой и векторной информации, интегрировать ГИС-технологии в учебную и научно-исследовательскую деятельность. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | в решении стандартных профессиональных задач профессиональной деятельности с помощью ГИС-технологий; использования ГИС-программ для интерпретации данных ДЗЗ и полевых исследований; навыками географического районирования с использованием геоинформационных технологий; навыки создания тематического картографического материала с помощью ГИС-программ. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы картографирования в ArcGIS | ||||||
1.1. | Обобщенные функции ГИС-систем. Интерфейс программы ArcMap | Лекции | 8 | 2 | ОПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Работа с растровыми изображениями | Практические | 8 | 2 | ОПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Оцифровка изображений, создание слоев в проекте, работа с векторными данными | Практические | 8 | 4 | ОПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Использование справочной информации при работев ArcGIS. Ознакомление со справкой | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Применение ГИС в туристских исследованиях | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. ГИС-технологии в развитии туризма | ||||||
2.1. | ГИС в туристической деятельности. Создание и оформление карт | Лекции | 8 | 2 | ОПК-10, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Анализ данных ДЗЗ | Практические | 8 | 2 | ОПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Использование космических снимков для целей создания туристского продукта | Практические | 8 | 4 | ОПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Использования данных ДЗЗ при картографировании географических объектов и объектов инфраструктуры | Практические | 8 | 4 | ОПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Тематическое картографирование с помощью ГИС | Практические | 8 | 8 | ОПК-10, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.6. | ДДЗ и ГИС | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-10, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.7. | ГИС в научно-исследовательской деятельности | Сам. работа | 8 | 10 | ОПК-10, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Подготовка к зачёту по дисциплине | Сам. работа | 8 | 10 | ОПК-10, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. ФОС по дисциплине "Геоинформационные технологии в туризме" |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. ФОС по дисциплине "Геоинформационные технологии в туризме" |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. ФОС по дисциплине "Геоинформационные технологии в туризме" |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А.Д. Чудновский, М.А. Жукова | Информационные технологии управления в туризме: учебное пособие | М.: КноРус, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бочарников В.И., Лаврушина Е.Г., Блиновская Я.Ю. | Информационные технологии в туризме: учебное пособие | М.: Флинта, 2008 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Географические информационные системы и дистанционное зондирование | gis-lab.info | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Microsoft Office 2010 MapInfo Professional (P) - Nodeljcked, MINWRS1200026830 от 12.10.2014 (бессрочная); ArcGIS Desktop Advanced Educational Teaching Lab Pak (31), v. 10.3.1, № 302914 от 12.02.16 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader ENVI 4.8, № 503626-1 от 16.12.2011 (бессрочная) Chrome; http://www.chromium.org/chromium-os/licenses | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
https://sovzond.ru/ http://www.scanex.ru/ https://www.esri-cis.ru/ http://www.geosys.ru/index.php/zhurnal-geoinformatika/arkhiv-zhurnala Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/ Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
406М | лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед. |
405М | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Штативы для тахеометра и геодезической GPS; листы карт из Атласа Алтайского края |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине: В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению практических работ: В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается образное географическое мышление. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. В ходе практических работ студенты ведут текстуальный конспект, отмечая основные алгоритмы выполнения задач. В заключение преподаватель подводит итоги практической работы. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изложение материала в ходе проведения практических работ идет последовательно: каждая следующая работа опирается на приобретенные в ходе вополнения предыдущих работ знания. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы: Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта практических работ, их дополнение рекомендованной литературой, рассмотрение возможностей приложения полученных знаний к теме своих научных исследований. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованными учебниками и электронными ресурсами, список которых приведен в РПД "Геоинформационные технологии в туризме". Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД "Геоинформационные технологии в туризме", особое внимание уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. |