МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мерзлотоведение и гляциология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н, доцент, Останин О.В.;ст.преподаватель, Дьякова Г.С.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Мерзлотоведение и гляциология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 География. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 955

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент О.В. Останин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент О.В. Останин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: ознакомится с основными положениями гляциологии и криологии.
Задачи:
- дать представление о теоретических положениях гляциологии и криологии (термины, определения, предыстория, закономерности и пр.);
- расширить понятие о криосфере и гляциосфере как особых природных оболочках, их структуре, выяснить их геоэкологическое значение;
- рассмотреть закономерности образования наземного (гляциология) и подземного (криология) льда и их физико-механические свойства;
- ознакомиться о особенностями распределение льдов на Земле, рассмотреть их генетическое развитие и прогноз дальнейшей эволюции;
- выявить взаимосвязи различных параметров и характеристик подземных и наземных форм оледенения с одной стороны, и с другой – условий природной среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью использовать базовые общепрофессиональные теоретические знания о географии, землеведении, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении
ПК-2 способностью использовать базовые знания, основные подходы и методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических исследований, уметь проводить исследования в области геофизики и геохимии ландшафтов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о закономерностях формирования различных типов мерзлых толщ, типов природных льдов и их производных, как частей природной среды.
3.2.Уметь:
3.2.1.знать:
- основные понятия и теоретические положения гляциологии и мерзлотоведения, методы анализа, систематизации и обобщения геокриологической информации, цели и пути их достижения;
- структуру и пространственное положение криогенных систем различного уровня;
- механизмы возникновения криогенных систем и последовательность их развития;
- основные сведения о снежном и ледяном покрове, особенностях морских льдов, строении и распространении подземных льдов и наледей;
- закономерности льдообразования и физико-механические свойства льда;
- условия образования, строение и характеристики ледников, а также оледенение Земли в целом;
уметь:
- уметь применять научные термины, формулировать цели, анализировать и обобщать учебную информацию.
- ориентироваться, читать и работать с картографическим материалом, разным по масштабу и тематике;
- решать задачи на определение дальности выброса лавин (с использованием формул);
- работать со статическим материалом, владеть методиками его обработки и анализа;
- анализировать современное состояние криогенных геосистем и типов природных льдов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть методами анализа, систематизации и обобщения данных, навыками формирования целей, задач и поиска путей их достижения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Содержание и основные направления гляциологии
1.1. Гляциология. Задачи. Место гляциологии среди наук о Земле. Роль льдов в природе. История гляциологии. Криосфера, хионосфера, нивально-гляциальные системы и гляциальные комплексы Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Льдообразование и кристаллическая структура льда. Физические свойства льда. Механические свойства льда Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Подготовка к устному опросу, составление опорной схемы Сам. работа 8 4 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Гляциология как наука. Льдообразование и свойство льда. Практические 8 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Формирование и метаморфизм снежного покрова. Распространение снежного покрова. Особенности снежного покрова в горах. Снежные лавины. Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Снежный покров. Лавины. Особенности распространения снежного покрова Практические 8 6 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Особенности распространения снежного покрова Сам. работа 8 8 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Условия возникновения ледников. Строение ледников. Основные характеристики ледников.Эрозионная, транспортирующая и аккумулирующая деятельность ледников. Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Движение ледников. Пульсации ледников. Баланс массы и энергообмен ледников. Наблюдения за ледниками. Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Подготовка к устному опросу, составление опорной схемы Сам. работа 8 6 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Ледники. Динамика оледенения Практические 8 6 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Динамика оледенения Сам. работа 8 8 ОПК-3, ПК-2 Л1.1
Раздел 2. Содержание и основные направления геокриологии
2.1. Геокриология как наука. История науки геокриологии. Методы изучения мерзлых пород. Связь с другими науками. Понятия и определения геокриологии. Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Подготовка к устному опросу, составление опорной схемы Сам. работа 8 4 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Геокриология как наука. Понятия и определения геокриологии. Процессы замерзания-таяния горных пород. Физические процессы в оттаивающих горных породах. Температурное поле и температурный режим толщ мерзлых горных пород. Практические 8 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Сезонная мерзлота. Деятельный слой. Процессы, происходящие в деятельном слое. Многолетняя мерзлота. Пространственное размещение. Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Закономерности и факторы формирования многолетних мерзлых пород. Гидрологические особенности области многолетней мерзлоты. Классификация подземных вод. Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Подготовка к устному опросу, составление опорной схемы Сам. работа 8 4 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Сезонная мерзлота. Деятельный слой. Многолетняя мерзлота. Закономерности и факторы формирования многолетних мерзлых пород. Классификация подземных вод. Практические 8 4 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Криолитогенез. Типы подземного льда. Криогенные горные породы. Лёсс. Сингенетический и эпигенетический типы криолитогенеза. Термокарст. Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Наледи. Закономерности формирования. Виды наледей. Прогнозирование наледных профессов иборьба с наледями. Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Подготовка к устному опросу, составление опорной схемы Сам. работа 8 5 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Криолитогенез. Криогенные горные породы. Термокарст. Наледи. Прогнозирование наледных профессов иборьба с наледями. Практические 8 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС по дисциплине
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС по дисциплине

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.В. Останин Гляциология и мерзлотоведение: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 Н.В. Тумель, Л.И. Зотова Геоэкология криолитозоны: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/5E809E92-37D0-4F08-9BC5-24E75E27FF50
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.И. Соломатин Геокриология: подземные льды: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D8A6E8C7-65A5-4962-A186-310C61A8F17F
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6/69752/
Э2 http://www.google.com/earth/index.html
Э3 Проект "Алтай. Разноцветный август". http://geo.metodist.ru/altai/index.htm
Э4 Курс в Moodle "Мерзлотоведение и гляциология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.