Закреплена за кафедрой | Кафедра уголовного права и криминологии |
---|---|
Направление подготовки | 40.04.01. Юриспруденция |
Профиль | Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z40_04_01_УП,К,УИП-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Лабораторные | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 2 | 2 | 2 | 2 |
Сам. работа | 62 | 62 | 62 | 62 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии
Протокол от 03.07.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Детков Алексей Петрович
1.1. | Учебная дисциплина "Уголовно-правовая политика России" изучается в целях формирования у студентов следующих компетенций: ОК-3 - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; ПК-1 - способностью разрабатывать нормативные правовые акты; ПК-8 - способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности |
---|
Цикл (раздел) ООП: М2.В |
ОК-3 | способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень |
ПК-1 | способностью разрабатывать нормативные правовые акты |
ПК-8 | способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОК-3 значение повышения интеллектуального и общекультурного уровня ПК-1 виды нормативно-правовых актов, их структуру; сущность и содержание основных понятий, институтов различных отраслей права ПК-8 принципы проведения юридической экспертизы, корупциогенные факторы и их юридическое выражение в нормативных правовых актах |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОК-3 совершенствовать свои знания, умения, профессиональные и личностные качества по отдельным направлениям деятельности ПК-1 определять виды нормативно-правовых актов, их структуру; оперировать юридическими понятиями и категориями ПК-8 давать экспертную оценку правовым актам, выявлять коррупциогенные факторы в тексте нормативных правовых актов; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОК-3 навыками определения направлений повышения общекультурной компетентности ПК-1 навыком анализа содержания и структуры нормативно-правовых актов; юридической терминологией ПК-8 навыками экспертной оценки текста нормативных правовых актов на предмет содержания в них коррупциогенных факторов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Уголовно-правовая политика России: теоретические основы | ||||||
1.1. | Уголовно-правовая политика России: теоретические основы | Лекции | 1 | 1 | ОК-3, ПК-1, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Уголовно-правовая политика России: теоретические основы | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ПК-1, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Уголовно-правовая политика России: теоретические основы | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-3, ПК-1, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Развитие уголовно-правовой политики России | ||||||
2.1. | Развитие уголовно-правовой политики России | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-3, ПК-1, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Криминализация и декриминализация - основной инструмент уголовно-правовой политики | ||||||
3.1. | Криминализация и декриминализация - основной инструмент уголовно-правовой политики | Лекции | 1 | 1 | ОК-3, ПК-1, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Криминализация и декриминализация - основной инструмент уголовно-правовой политики | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-3, ПК-1, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Пенализация и депенализация. Дифференциация уголовной ответственности и индивидуализация наказания | ||||||
4.1. | Пенализация и депенализация. Дифференциация уголовной ответственности и индивидуализация наказания | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-3, ПК-1, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Проявление уголовно-правовой политики в иных инструментах уголовного права | ||||||
5.1. | Проявление уголовно-правовой политики в иных инструментах уголовного права | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-3, ПК-1, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Уголовно-правовая политика и преступность | ||||||
6.1. | Уголовно-правовая политика и преступность | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-3, ПК-1, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Концепция уголовно-правовой политики России | ||||||
7.1. | Концепция уголовно-правовой политики России | Лабораторные | 1 | 2 | ОК-3, ПК-1, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Концепция уголовно-правовой политики России | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-3, ПК-1, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Уголовная политика, правовая политика, уголовно-правовая политика: соотношение понятий. 2. Понятие и основные черты уголовно-правовой политики. 3. Уголовно-правовая политика и уголовное право: характер соотношения. 4. Принципы уголовно-правовой политики: понятие, характеристика и соотношение с принципами уголовного права. 5. Уголовно-правовая политика в период Киевской Руси и в удельный период. 6. Уголовно-правовая политика Московского царства в XV-XVI вв. 7. Уголовно-правовая политика первых Романовых. Уголовно-правовая политика Российской империи в XVIII веке. 8. Уголовно-правовая политика Российской империи в XIX - начале XX века. 9. Советская уголовно-правовая политика. 10. Уголовно-правовая политика постсоветской России. 11. Понятие и сущность криминализации и декриминализации. Виды криминализации и декриминализации. 12. Основания уголовно-правового запрета (уголовной ответственности как явления объективного права): общая характеристика. 13. Правовые основания криминализации (декриминализации). 14. Социальные и криминологические основания криминализации (декриминализации). 15. Социально-психологические основания криминализации (декриминализации). Политические, идеологические, духовные и другие основания криминализации (декриминализации). 16. Критерии криминализации. 17. Конструирование уголовно-правового запрета. 18. Проблема уголовно-правового прогнозирования. Правовой нигилизм и правовой идеализм в уголовном праве. 19. Понятие и сущность пенализации и депенализации. 20. Проблема построения санкций уголовно-правовых норм. 21. Система уголовных наказаний в свете теории пенализации. 22. Основание и условия пенализации и депенализации. 23. Дифференциация уголовной ответственности как инструмент уголовно-правовой политики: понятие, содержание, реализация в УК РФ. Соотношение с принципом равенства перед законом. 24. Индивидуализация наказания и иных мер уголовно-правового характера как правоприменительный инструмент уголовно-правовой политики: понятие, содержание, законодательные и подзаконные пределы. 25. Реализация уголовно-правовой политики в оперативных нормах УК РФ и в Законе о введение в действие УК РФ. 26. Реализация уголовно-правовой политики в постановлениях и определениях КС РФ, а также в постановлениях Пленума ВС РФ. 27. Реализация уголовно-правовой политики в нормах УК РФ об освобождении от уголовной ответственности и от наказания (в общих и в специальных). 28. Уголовно-правовая политика и российское ювенальное уголовное право. 29. Уголовно-правовая политика и меры безопасности, предусмотренные УК РФ. 30. Взаимодействие уголовно-правовой политики и преступности. 31. Кризис уголовной политики и уголовного права? Pro et contra. 32. Причины кризиса уголовно-правовой политики. 33. Уголовно-правовая политика и показатели преступности. 34. Общее понятие концепции уголовно-правовой политики. 35. Основные функции и цели концепции уголовно-правовой политики. 36. Криминологическая безопасность как идейная основа уголовно-правовой политики. 37. Политика минимизации социальных последствий преступности. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. П. Ревин, Ю. С. Жариков, В. В. Ревина. | Уголовная политика : учебник для вузов: | Юрайт, 2020 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Наумов А.В. - отв. ред., Кибальник А.Г. - отв. ред. | УГОЛОВНОЕ ПРАВО В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Уголовно-правовая политика России: электронный курс на едином образовательном портале АлтГУ. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6205#section-2 | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Образовательная платформа Юрайт. Для вузов и ссузов. https://urait.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
108С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц |
При изучении дисциплины «Уголовно-правовая политика России» целесообразно придерживаться следующих рекомендаций. Лекционные занятия традиционно являются наиболее оперативным и доходчивым источником информации. Это очевидно, если учесть периодически принимаемые изменения в законодательстве и обусловленное этим «старение» учебной и научной литературы. В настоящее время в УК РФ внесены изменения и дополнения. Поэтому конспектирование лекций, в которых излагаются современные подходы к изучаемым проблемам, отражаются изменения в законодательстве и т. п., представляется необходимым. В конспекте следует фиксировать наиболее существенные положения и выводы, особо отмечая при этом дискуссионные положения, изменения в законодательстве, на которые указывал лектор. Работа студента на лекции, внимательное, вдумчивое восприятие ее содержания, умелое конспектирование значительно облегчают усвоение учебного материала, сокращая усилия и экономя время при подготовке к семинарским занятиям, а также к зачету и экзамену. Важная роль в изучении дисциплины принадлежит семинарским занятиям. Задача семинарских и практических занятий состоит в том, чтобы студенты получили прочные теоретические знания уголовного права, умение правильно толковать уголовно-правовые нормы, а также навыки применения их к реальным обстоятельствам. Готовясь к занятиям, следует руководствоваться приведенными к каждой теме вопросами для обсуждения, а также перечнем литературы. Если при подготовке к семинарскому занятию возникают какие-либо вопросы, их следует впоследствии выяснить на занятии или на консультации у преподавателя. На семинарском занятии рекомендуется проявлять активность, непосредственно участвуя в обсуждении рассматриваемых вопросов. Также важно внимательно следить за выступлениями других студентов и быть готовым сделать необходимые дополнения или внести коррективы. Такая активная позиция позволяет закрепить полученные знания предмета. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям. Подготовка к семинарским (практическим) занятиям – это активная самостоятельная работа студента. В процессе подготовки к практическому занятию студент должен: – внимательно ознакомиться с планом занятия; – изучить конспект лекции; – изучить и при необходимости законспектировать рекомендуемую литературу; – изучить соответствующие нормативно-правовые акты; – изучить и проанализировать судебную практику, перечень которой предложен в планах семинарских занятий (или самому найти опубликованную практику: решение Конституционного Суда РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ или практику Верховного суда по конкретным уголовным делам, а федеральных судов и проанализировать ее); – самостоятельно проверить свои знания, руководствуясь контрольными вопросами; – выполнить самостоятельную работу по предложенному плану. В планы отдельных занятий включены основные вопросы изучаемой темы по программе «Основы теории уголовного закона». В связи с тем, что объём учебных часов недостаточен, часть тем (вопросов) дисциплины изучается студентами самостоятельно. По каждой теме дается примерный перечень основной и дополнительной литературы. Предлагаемая для изучения литература в основном имеется в фондах научной библиотеки АлтГУ. Преподавателем, читающим лекции или ведущим семинарские (практические) занятия, может быть рекомендована и иная литература, не вошедшая в упомянутый выше перечень. Начинать изучение литературных источников следует с учебников. При необходимости изучается методическая и справочная литература. После этого следует переходить к анализу более сложной литературы в виде монографий и научных статьей. Все нормативные правовые акты можно найти в справочно-информационных правовых системах, в частности в СПС «КонсультантПлюс и ИПО системы «ГАРАНТ» Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах «Уголовное право», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы. Многие статьи размещены СПС «КонсультантПлюс» и ИПО системы «Гарант». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещенных в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU». Помимо основных вопросов изучаемой темы в плане к каждому занятию даются также контрольные вопросы для проверки и закрепления студентами полученных знаний. При необходимости студент вправе получить консультацию у преподавателя. Существенную помощь в выполнении домашних работ студентам окажут рекомендации по выполнению домашних (самостоятельных) заданий. Залогом успешной подготовки к практическому занятию являются: – активная самостоятельная работа студента; – посещение лекций; – своевременное внимательное изучение учебной литературы по уголовному праву (не только основной, но и, прежде всего, дополнительной, а также публикаций в юридической прессе); На семинарском занятии рекомендуется проявлять активность, непосредственно участвуя в обсуждении рассматриваемых вопросов. Также важно внимательно следить за выступлениями других студентов и быть готовым сделать необходимые дополнения или внести коррективы. Такая активная позиция позволяет закрепить полученные знания предмета. При пропуске студентом семинарских занятий их темы должны быть отработаны индивидуально. Отработка по согласованию с преподавателем может состоять в подготовке конспектов, эссе, рефератов, и устных ответах по вопросам темы. 3. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов и решению задач. Учебная программа и учебно-тематический план по дисциплине предполагают обязательную самостоятельную подготовку студентов в виде выполнения ими домашнего задания. В частности, это может быть, написание рефератов, решение задач- казусов, контрольных работ. Такие задания предусмотрены по тем темам плана, по которым не отводится время на аудиторную работу (лекции, семинары), а также к темам, по которым проводятся семинарские занятия. При использовании в учебном процессе самостоятельной работы и соответствующих домашних заданий необходимо усвоить соответствующие нормы уголовного законодательства, ознакомиться с опубликованной судебной, следственной практикой, с учебной и научной литературой. При этом особое внимание следует обратить на ряд изменений и дополнений, внесенных в последнее время в законодательство. При самостоятельном изучении тем, студентам необходимо обращать внимание на следующие рекомендации: 1. должна использоваться преимущественно новейшая литература научного и учебного направления; 2. изучение предмета необходимо начинать с общих положений программы уголовного права; 3. подготовка по отдельной теме должна включать обязательное исследование вопросов теоретического характера и нормативных актов, рекомендованных преподавателем; 4. очень эффективно использовать при выполнении домашнего задания нескольких учебников, сопоставляя соответствующие темы; 5. рекомендуется более полно использовать возможности самоподготовки посредством работы с нормативными актами. В особенности необходимо изучение обязательных источников, перечисленных в экзаменационных вопросах, на лекциях, либо данных для самостоятельного изучения; 6. студент обязан следить за изменениями законодательства. Литературу (учебную или специальную), а также нормативно-правовые источники, рекомендованные к той или иной теме, следует внимательно изучить, составить подробный конспект, а после этого самостоятельно проконтролировать свои знания. После усвоения теоретического материала можно переходить к решению задач. Решая казус, студент должен хорошо уяснить обстоятельства дела и с привлечением всех необходимых материалов дать ответ на поставленный вопрос. При этом недопустимо произвольное изменение условий задачи Изложенные в задачах обстоятельства считаются установленными. В отдельных случаях, если это позволяют условия задачи, можно рассмотреть различные варианты решений. Основное внимание при выполнении задания необходимо обращать на обоснованность и мотивированность решения. Решение должно включать ссылку на закон, постановления Пленума Верховного Суда, если таковые имеются по данному вопросу, теоретические положения. Решения, даже правильные по существу, но не имеющие ссылок на соответствующий закон или нормативно-правовой акт, разъяснения Верховного Суда РФ, не содержащее анализа фактических обстоятельств предложенного казуса, не могут быть признаны удовлетворительными. Для успешного получения зачета по дисциплине необходимо посещать лекции и выполнять все виды заданий на практических занятий в установленные преподавателем сроки. В соответствии с учебным планом зачет выставляется на заключительном практическом занятии, при невозможности выставления - принимается в соответствии с приведенным в РПД и ФОСе перечнем вопросов в устной/письменной форме. |