МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проблемы уголовно-правовой охраны и ответственности несовершеннолетних

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_УП,К,УИП-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. юрид. наук, доцент , Куликов Е.А.

Рецензент(ы):
канд. юрид. наук, доцент , Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Проблемы уголовно-правовой охраны и ответственности несовершеннолетних

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Детков А.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Детков А.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения учебной дисциплины является овладение магистрантами системой научных знаний и практических навыков, касающихся уголовно-правовых и криминологических аспектов ювенальной юстиции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы правового статуса несовершеннолетних, основные положения УК РФ, касающиеся вопросов уголовной от-ветственности за преступления про-тив несовершеннолетних
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать, верно толковать и применять к конкретным практическим ситуациям нормы УК РФ, касающихся уголовной ответственности за преступления против несовершеннолетних, уголовной ответственности несовершеннолетних
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки практических ситуаций и применения к ним норм законодательства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Несовершеннолетние как особенная категория в российском праве
1.1. Несовершеннолетние как особенная категория в российском праве Лекции 3 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.2. Несовершеннолетние как особенная категория в российском праве Практические 3 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.3. Несовершеннолетние как особенная категория в российском праве Лабораторные 3 2
1.4. Несовершеннолетние как особенная категория в российском праве Сам. работа 3 10 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Преступления против несовершеннолетних: уголовно-правовые и криминологические проблемы
2.1. Преступления против несовершеннолетних: уголовно-правовые и криминологические проблемы Лекции 3 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
2.2. Преступления против несовершеннолетних: уголовно-правовые и криминологические проблемы Практические 3 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
2.3. Преступления против несовершеннолетних: уголовно-правовые и криминологические проблемы Сам. работа 3 20 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Преступления, совершаемые несовершеннолетними
3.1. Преступления, совершаемые несовершеннолетними Практические 3 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
3.2. Преступления, совершаемые несовершеннолетними Сам. работа 3 20 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних
4.1. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних Практические 3 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
4.2. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних Сам. работа 3 20 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Проблемы реализации положений ювенальной юстиции в РФ
5.1. Проблемы реализации положений ювенальной юстиции в РФ Практические 3 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
5.2. Проблемы реализации положений ювенальной юстиции в РФ Сам. работа 3 12 ПК-6 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы для подготовки к зачету
1. Особенности психического развития несовершеннолетних.
2. Основы конституционно–правового статуса несовершеннолетнего в Российской Федерации.
3. Права детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Особенности Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
5. Органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
6. Особенности ответственности несовершеннолетних (административная, гражданско–правовая, дисциплинарная, уголовная).
7. Международное сотрудничество по проблемам ювенальной юстиции.
8. Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.
9. «Пекинские правила» 1985 года.
10. «Эр–Риядские принципы» 1990 года.
11. Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы 1990 года.
12. Юридическое значение результатов конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, их роль в развитии теории и практики ювенальной юстиции.
13. Виды преступлений против несовершеннолетних и их общая характеристика.
14. Преступления против несовершеннолетних и преступное поведение самих несовершеннолетних: вопросы взаимосвязи.
15. Проблемы уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений.
16. Проблемы уголовной и административной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.
17. Проблемы уголовной ответственности за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции.
18. Проблемы уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности и нормального нравственного и полового развития несовершеннолетних. Вопросы совершенствования Российского законодательства в этой области.
19. Криминологическая характеристика и детерминация преступлений, посягающих на несовершеннолетних.
20. Профилактика преступлений, совершаемых против несовершеннолетних.
21. Виды преступлений, наиболее часто совершаемые несовершеннолетними и их общая характеристика.
22. Особенности преступности несовершеннолетних и ее тенденции. Состояние, уровень, динамика, тенденции преступности несовершеннолетних в мире на современном этапе. Преступность несовершеннолетних в России и Алтайском крае.
23. Причины преступного поведения несовершеннолетних.
24. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями.
25. Профилактика преступлений несовершеннолетних и ее уровни.
26. Опыт зарубежных стран в противодействии преступности несовершеннолетних.
27. Возраст уголовной ответственности и его социальное обоснование. Проблемы возраста уголовной ответственности в российском уголовном праве.
28. Проблемы и особенности практики назначения несовершеннолетним уголовного наказания.
29. Проблемы и особенности практики освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.
30. Проблемы применения принудительных мер воспитательного воздействия.
31. Правовое положение несовершеннолетних при исполнении наказания в виде лишения свободы.
32. История возникновения ювенальной юстиции в России.
33. Специфика реализации судебной власти в отношении несовершеннолетних в современный период.
34. Организационные и правовые предпосылки создания и функционирования ювенальной юстиции в современной России.
35. Англосаксонская и континентальная модели действующей ювенальной юстиции.
36. Анализ существующих Концепций и Проектов федеральных законов о целесообразности внедрения ювенальной юстиции в России.
37. Мнения представителей российской юридической науки и правоприменительной практики о внедрении ювенальной юстиции в России.
38. Практический опыт создания ювенальной юстиции в России.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общ. ред. Капинус О.С. Криминология : учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сверчков В.В. УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 10-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 2. Сайт «Университетской библиотеки онлайн» www.biblioclub.ru
Э3 3. Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». elibrary.ru
Э4 4. Сайт Верховного суда РФ www.supcoutr.ru.
Э5 5. Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru.
Э6 6. Электронный курс на едином образовательном портале АлтГУ "Уголовно-правовая охрана и ответственность несовершеннолетних" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-справочные и поисковые системы и сайты:
1. СПС КонсультантПлюч (инсталированный рерс АлтГУ)
2. Электронная база данных "Scopus" (http:www.scopus.com);
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http: elibrary.asu.ru)
4. Научная библиотека Elibrary (http: elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен иметь представления об особенностях ювенальной уголовной политики (уголовно-правовой, криминологической, уголовно-процессуальной и др.) в Российской Федерации; о проблемах привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних; о специфике личности несовершеннолетнего преступника и несовершеннолетнего потерпевшего; о направлениях государственной политики в сфере предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Студент должен знать нормы уголовного законодательства об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних (глава 14 УК РФ) и преступлений против семьи и несовершеннолетних (глава 20 УК РФ); международные документы о правах ребенка в сфере уголовной политики; специфику личности несовершеннолетнего преступника и несовершеннолетнего потерпевшего; основные количественные и качественные показатели преступности несовершеннолетних в Российской Федерации и Алтайском крае; аспекты государственной политики в сфере предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Студент должен уметь объяснять и применять нормы уголовного ювенального права; совершенствовать практические навыки применения уголовных норм, касающихся порядка привлечения к уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних; самостоятельно повышать свою профессиональную квалификацию, изучать уголовное законодательство по вопросам ювенального права, практику его применения, ориентироваться в специальной литературе; применять теоретические знания по вопросам привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних для разрешения практических вопросов; самостоятельно работать с уголовным законом, другими нормативными актами, касающимися ювенальной уголовной политики в Российской Федерации; аргументировано излагать свои выводы по проблемам ювенальной уголовной политики.
Многоаспектность данного специального курса способствует изучению в его рамках отдельных элементов целого ряда юридических наук (уголовное право, уголовный процесс, криминология, некоторые аспекты международного права, административного права, семейного права и др.), что предполагает интенсивное изучение студентами соответствующих нормативно-правовых актов и специальных литературных источников.
Помимо образовательной и практической целей, данный специальный курс обладает огромным воспитательным потенциалом. Получение специальных ювенологических знаний позволяет реализовывать их в деле защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. С этой целью программа включает разработку грантов, социальных проектов с соответствующей презентацией полученных результатов.

Общие методические указания
магистрантам по изучению дисциплины

Изучение дисциплины «Уголовно–правовые и криминологические аспекты ювенальной юстиции» осуществляется в процессе лекций, семинарских (практических) занятий, а также самостоятельной работы магистрантов.
При изучении дисциплины магистрантами особая роль отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа включает: ознакомление с содержанием настоящих методических рекомендаций, чтение и изучение нормативного материала, учебной и научной литературы; конспектирование текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях; подготовку материалов и докладов к семинарам; решение задач и выполнение индивидуальных заданий; составление информационных кейсов; подбор и анализ материалов практики; отработку тем пропущенных семинарских занятий; подготовку ответов на вопросы для зачета.
Важная роль при изучении курса принадлежит семинарским (практическим) занятиям. В процессе их проведения организуется систематическая самостоятельная работа магистрантов, закрепляется материал, который дается магистрантам на лекциях, а также материал, изученный в ходе самостоятельной подготовки. На семинарских занятиях магистранты совершенствуют навыки излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов. Семинарские занятия позволяют определить уровень знания каждым магистрантом пройденного материала, осуществлять контроль за усвоением тем дисциплины, своевременно исправлять ошибки, допущенные в ходе самостоятельной подготовки. Семинарские занятия во многом обеспечивают должное знание дисциплины и успешную сдачу зачета магистрантами.
Перед семинарским занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованным для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов магистранту вначале следует обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы, в частности Уголовного кодекса РФ, других законов и нормативных актов, и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Все нормативные правовые акты можно найти в справочно–информационных правовых системах, например, в СПС «КонсультантПлюс: версия Проф». Использование справочных правовых систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики. Необходимо следить за тем, чтобы при подготовке к семинарским (практическим) занятиям и при работе во время их проведения использовалась действующая редакция уголовного закона с учетом произошедших в уголовно–правовых нормах изменениях. Аналогичное требование предъявляется и к использованию других официальных материалов.
Для поиска материалов практики можно использовать сайт Верховного суда РФ www.supcoutr.ru, сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru, сайт информационно–правовой системы АКТОСКОП www.actoscope.com, либо иные источники.
При работе с литературой приоритет в ознакомлении с темой следует отдать учебным пособиям и ученикам, после этого следует переходить к анализу более сложной литературы в виде монографий и научных статьей. При этом магистрант должен понимать, что приведенным в плане перечнем вся литература по той или иной теме, безусловно, не исчерпывается. Магистрант может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах «Уголовное право», «Законность», «Российская юстиция», «Российский следователь», «Российский судья» и других. Работу с литературой существенно облегчают Интернет–ресурсы, информационно–справочные и поисковые системы. Кроме того, магистранты АлтГУ имеют доступ к электронными коллекциям работ, размещенных в следующих электронно–библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU».
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки. При этом результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в таких формах, как:
– составление плана изученного источника;
– перечисление основных выводов автора прочитанной работы;
– формулирование тезисов (самостоятельного обобщенного и сжатого изложения основных положений изученного источника);
– составление аннотации (самостоятельной краткой обобщающей характеристики прочитанной работы);
– написание конспекта, отражающего основные положения работы и собственные выводы магистранта.
При подготовке к семинарскому занятию магистрант должен продумать свои ответы по вопросам темы и быть готовым к дискуссии по спорным вопросам. Поэтому ему следует четко сформулировать аргументы и обдумать систему доказательств той точки зрения, которая, по его мнению, является правильной.
Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию необходимо обосновывать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные источники, примеры из практической деятельности.
При пропуске магистрантом семинарских занятий их темы должны быть отработаны индивидуально. Отработка по согласованию с преподавателем может состоять в подготовке конспектов, эссе, рефератов, и устных ответах по вопросам темы.
На семинарских занятиях может быть использована система докладов. Тема доклада определяется по согласованию с преподавателем. Магистрант самостоятельно решается вопрос о структуре доклада. В докладе необходимо отразить законодательную, теоретические и практические позиции по вопросу. В этой связи необходимо обращение к специальной литературе по теме доклада, в том числе и литературе, не указанной в планах к семинарским и практическим занятиям, а также к материалам правоприменительной практики. Если в процессе подготовки доклада у магистранта возникают затруднения, они могут быть разрешены на консультации с преподавателем.
Оптимальная продолжительность доклада по одному вопросу – до 15 минут. По наиболее сложным вопросам на доклад может быть отведено и более продолжительное время. В обсуждении докладов принимают участие все присутствующие на семинаре. Они могут дополнять докладчика, задавать ему вопросы, оценивать выступление. На семинаре могут быть использованы формы: «докладчик» – содокладчик», «докладчик – рецензент – оппонент». Оптимальное время выступлений содокладчика, рецензента и оппонента – до 10 минут.
Если докладчиков на одном практическом занятии будет несколько, то возможно проведение занятия или его части в форме мини–конференции Участие магистранта в ней оценивается по следующим критериям:
– аргументированность выступления (доказательность суждений);
– грамотность формулирования вопросов, степень их дискуссионности;
– использование в дискуссии материалов источников;
– активность и инициативность в ходе дискуссии;
– культура презентации подготовленного материала;
– культура диалога;
– удовлетворенность результатами дискуссии (возможна организация самооценки магистрантами).
По некоторым темам предусмотрено в качестве задания создание информационного кейса или анализ материалов практики. Тематика и рекомендации по выполнению изложены в самих заданиях и могут отличаться в зависимости от кейса.
По ряду тем магистрантам будет предложено самостоятельно составить вопросы тестов. Следует учесть, что тестовое задание должно быть представлено в форме краткого суждения, сформулировано ясным, четким языком, не должно быть двусмысленности или неясности формулировки. Необходимо использовать задания с однозначными ответами. В тестовых заданиях не должно отображаться субъективное мнение или понимание отдельного автора. В тексте не должно быть преднамеренных подсказок или сленга. Из текста исключаются все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки. В основную часть задания необходимо включать как можно больше слов, необходимых при формулировании задания, а для ответа оставить меньшую часть, наиболее важных, ключевых слов для данной проблемы. В задании не должно быть материала, не относящегося к данной проблеме. В ответах должно быть не менее 4 вариантов (т.к. чем меньше вариантов, тем больше процент угадывания).
По некоторым темам предлагается выполнение такого задания как видеоролик. Это задание не является обязательным для выполнения всеми магистрантами и выполняется по желанию. Видеоролик может быть подготовлен группой магистрантов. Сюжет ролика должен содержать только информацию, относящуюся к заданию. Материалы, не несущие смыслового значения и имеющие лишь художественную ценность в ролик включаться не должны. Содержание ролика должно соответствовать законодательству РФ и не нарушать моральных норм. В ходе съемки видеоматериала участники задания также не должны нарушать законодательство РФ. Привлечение иных участников для съемки возможно при наличии их согласия.
В соответствии с учебным планом формами итогового контроля по изучению данной дисциплины являются зачет. Зачет проводится в устной форме по билетам, составленным из вопросов, рекомендованных к подготовке к зачету.
В период подготовки к зачету магистрант должен привести в систему все знания, полученные при изучении данного предмета. При этом надо руководствоваться программой по курсу, определяющей объем и содержание материала, который необходимо изучить и освоить для прохождения аттестации.
На зачете магистрант должен содержательно изложить основной материал вопроса, определив в ответе главное. При ответе важно указать, как данный вопрос рассматривается в литературе, какие по этому поводу существуют точки зрения, какие имеются проблемы, и каковы их возможные пути решения. Знание законодательства с учетом последних изменений является основой успешной сдачи зачета. Обязательным требованием является знание основных тенденций и проблем правоприменительной практики по конкретному вопросу.