МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по детской клинической психологии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-1-2020
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 216
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5, 6, 7, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 18,5 19 19 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 28 28 30 30 42 42 44 44 144 144
Сам. работа 44 44 42 42 66 66 64 64 216 216
Итого 72 72 72 72 108 108 108 108 360 360

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Практикум по детской клинической психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Практическое освоение навыков нейропсихологического и патопсихологического обследования детей и подростков с различными психическими и соматическими аномалиями; обучение студентов методу синдромного нейропсихологического анализа высших психических функций (ВПФ) при решении задач топической и функциональной диагностики состояния отдельных церебральных структур и мозга в целом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПСК-3.5: способностью и готовностью к самостоятельной постановке практических и исследовательских задач, составлению программ диагностического обследования больных с психическими расстройствами и их семей с целью определения структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации
ПСК-3.6: способностью и готовностью к применению на практике методов патопсихологической диагностики состояния психического здоровья и адаптационных возможностей больных для реализации задач психопрофилактики, психологической коррекции, реабилитации и психотерапии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знать основы постановки практических и исследовательских задач, составлению программ диагностического обследования больных с психическими расстройствами и их семей с целью определения структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации;
методы оценки и оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами в детском возрасте, а также членов их семей;
основные направления психологической диагностики и психологической помощи при различных формах нарушения развития;
- основные психологические синдромы нарушений гностических, эмоционально-волевых и личностных структур при различных формах нарушенного развития (психическое недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное и дисгармоническое развитие).
3.2.Уметь:
3.2.1.уметь самостоятельно ставить практические и исследовательские задачи, составлять программы диагностического обследования больных с психическими расстройствами и их семей с целью определения структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации;
применять методы патопсихологической диагностики состояния психического здоровья и адаптационных возможностей больных для реализации задач психопрофилактики, психологической коррекции, реабилитации и психотерапии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.возможностью постановки практических и исследовательских задач, составлению программ диагностического обследования больных с психическими расстройствами и их семей с целью определения структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации;
методами патопсихологической диагностики состояния психического здоровья и адаптационных возможностей больных для реализации задач психопрофилактики, психологической коррекции, реабилитации и психотерапии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы диагностики аномального развития в детском возрасте. Методы диагностики.
1.1. Теоретические основы диагностики аномального развития Лабораторные 5 14 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
1.2. Клинико-психологические методы диагностики аномального развития Лабораторные 5 14 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
1.3. Методы диагностики интеллектуального развития Сам. работа 5 44 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
Раздел 2. Патопсихологическое обследование детей с различными вариантами дизонтогенеза
2.1. Диагностика интеллекта и эмоциональных особенностей детей с осложненным и неосложненным недоразвитием. Лабораторные 6 8 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
2.2. Диагностика интеллектуального и эмоционального развития детей с задержкой психического развития, хроническими соматическими заболеваниями. Лабораторные 6 8 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
2.3. Диагностика развития детей с шизофренической, органической, травматической деменцией. Лабораторные 6 8 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
2.4. Диагностика особенностей психического развития детей с сенсорными дефектами Лабораторные 6 6 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
2.5. Дифференциальная диагностика ранней детской шизофрении, синдрома РДА и пара -аутистических расстройств. Лабораторные 7 8 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
2.6. Дифференциальная диагностика дисгармонического и искаженного развития детей с нарушениями влечений Лабораторные 7 8 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
2.7. Диагностика детей без отклонений в развитии. Диагностика готовности к школьному обучению. Лабораторные 7 8 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
2.8. Диагностика детско-родительских отношений Лабораторные 7 8 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
2.9. Методы диагностики мышления: простые аналогии, сложные аналогии, классификация предметов, понимание пословиц, исключение предметов и др Лабораторные 7 6 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
2.10. Методы диагностики памяти и внимания: корректурная проба, таблицы Шульте, отсчитывание, 10 слов, опосредованное запоминание по А.Н. Леонтьеву, Пиктограммы и др Лабораторные 7 4 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
2.11. Особенности детско-родительских отношений в семьях детей с нарушением развития. Особенности коррекционной работы с детьми с аномальным развитием. Сам. работа 6 14 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
2.12. Методы диагностики эмоциональной сферы и личности: «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Дом-Дерево-Человек», «САТ», «РАТ» и др. Сам. работа 6 14 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
2.13. Особенности развития познавательной сферы детей с умственной отсталостью дошкольного и младшего школьного возраста Сам. работа 6 14 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
2.14. Особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей с РДА и детской шизофренией Сам. работа 7 20 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
2.15. Особенности познавательной, эмоциональной сферы и личности детей с эпилепсией Сам. работа 7 18 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
2.16. Особенности рисунков детей с шизофренией и эпилепсией Сам. работа 7 18 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
Раздел 3. Теоретические основы нейропсихологической диагностики детей и подростков. Методы диагностики
3.1. Задачи нейропсихологической диагностики в детском возрасте. Лабораторные 8 4 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
3.2. Специфика нейропсихологической диагностики в дошкольном и школьном возрасте Лабораторные 8 4 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
3.3. Подходы к нейропсихологической диагностике детей: Ж.М.Глозман, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, Н.Н. Полонская, Л.С. Цветкова и др.. Лабораторные 8 4 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
3.4. Структура нейропсихологического заключения. Лабораторные 8 4 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
3.5. Количественная оценка результатов нейропсихологической диагностики Сам. работа 7 10 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
Раздел 4. Нейропсихологическая диагностика детей с отклонениями в развитии
4.1. Первичный этап диагностики: Анализ истории болезни и анамнеза, беседа с пациентом и его родителями Лабораторные 8 4 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
4.2. Исследование зрительного гнозиса. Лабораторные 8 2 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
4.3. Исследование акустического (неречевой слух) гнозиса и слухо-моторных координаций. Лабораторные 8 2 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
4.4. Исследование соматосенсорного и тактильного гнозиса Лабораторные 8 2 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
4.5. Исследование оптико-пространственного анализа и синтеза Лабораторные 8 2 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
4.6. Исследование праксиса Лабораторные 8 2 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
4.7. Исследование речи Лабораторные 8 2 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
4.8. Исследование письма и чтения Лабораторные 8 2 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
4.9. Исследование памяти Лабораторные 8 2 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
4.10. Нейропсихологическое заключение: структура, принципы написания Сам. работа 8 16 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1, Л1.2
4.11. Исследование мышления Лабораторные 8 2 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
4.12. Исследование внимания Лабораторные 8 2 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
4.13. Исследование эмоционально-волевой сферы Лабораторные 8 2 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
4.14. Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста Лабораторные 8 2 ПСК-3.5, ПСК-3.6 Л1.1
4.15. Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста Сам. работа 8 16 ПСК-3.5 Л1.1
4.16. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного и подросткового возраста Сам. работа 8 16 ПСК-3.5 Л1.1
4.17. Исследование эмоционально-волевой сферы Сам. работа 8 16 ПСК-3.5 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Методы диагностики мнестических процессов детей дошкольного возраста. Возрастные нормы выполнения.
2. Методы диагностики мыслительных процессов детей дошкольного возраста. Возрастные нормы выполнения.
3. Методы диагностики внимания детей дошкольного возраста. Возрастные нормы выполнения.
4. Методы диагностики моторного развития детей от рождения до 3 лет. Возрастные нормативы.
5. Методы диагностики моторного развития детей 3 – 6 лет. Возрастные нормативы.
6. Специфика диагностики детей с подозрением на умственную отсталость.
7. Нейропсихологическая диагностика. Опыт применения при работе с детьми с органическим поражением ЦНС.
8. Процедура проведения диагностического обследования детей с ранним детским аутизмом.
9. Процедура проведения диагностического обследования детей с шизофренией. Основная направленность диагностики.
10. Процедура проведения диагностического обследования детей младшего дошкольного возраста.
11. Основные направления коррекционно-развивающего обучения.
12. Нарушения речевого развития. Виды. Методы дифференцированной диагностики.
13. Методы диагностики интеллекта. Возрастные нормативы.
14. Методы диагностики личности подростка с расстройством поведения.
15. Методы исследования эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста.
16. Методы исследования эмоционально-волевой сферы в подростковом и раннем юношеском возрасте.
17. Проективные методы исследования детей. Опыт применения их в клинике.
18. Патопсихологическое заключение. Принципы составления, структура.
19. Нейропсихологическое заключение. Принципы составления, структура.
20. Роль первичного сбора информации в обследовании детей. Методы сбора первичной информации об обследуемом.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Орлова Е.А., Козьяков Р.В., Рышлякова Н.В. ПАТОПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/6724AA5E-D017-4790-9FE4-E803EB68DC63
Л1.2 Елисеев О. П. ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 4-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/6B9CA1C5-2CD1-4553-B71C-BEECC034E904
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э5 Курс на Едином образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4661
Э6 Практикум по детской клинической психологии https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6456
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.


Методические рекомендации для подготовки к зачету
Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к зачету (см. список вопросов к зачету).
При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.