МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания социально-политических дисциплин
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильПолитическое управление и PR. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_ПУ-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.н., проф., Широкова М.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания социально-политических дисциплин

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.04 Политология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №654)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Методика преподавания социально-политических дисциплин» является ознакомление магистрантов с основами педагогического мастерства при преподавании политологии в высших учебных заведениях, формирование у них педагогического мышления, педагогической толерантности, интереса и положительного отношения к профессии педагога и подготовка их к прохождению вузовской педагогической практики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9: Способен участвовать в реализации основных профессиональных и дополнительных образовательных программ
ПК-3: Способен реализовывать и организовывать образовательный процесс в организациях высшего образования и ДПП
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об организации научно- исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам основного профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
особенности организации образовательного процесса по программам бакалавриата и ДПП, современные образовательные технологии профессионального образования.
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить учебные занятия по программам основного профессионального образования и дополнительного профессионального образования
Организовать самостоятельную работу обучающихся по программам основного профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
Контролировать и оценивать освоение обучающимися учебных курсов, дисциплин (модулей) программ основного профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
Использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации образовательной деятельности с учетом:
– требований ФГОС ВО, специфики образовательных программ;
– особенностей преподаваемого учебного курса (дисциплины);
– задач занятия, вида занятия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью разрабатывать и обновлять (под руководством специалиста более высокого уровня квалификации) рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей) программ основного профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
Способностью разрабатывать и обновлять (под руководство специалиста более высокого уровня квалификации) учебно-методические материалы для проведения отдельных видов учебных занятий по преподаваемым учебным курсам, дисциплинам (модулям) основного профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
навыками разработки (под руководством специалиста более высокой квалификации) учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и ДПП.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методика преподавания социально-политических дисциплин как наука
1.1. Методика преподавания социально-политических дисциплин как наука Лекции 1 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.4
1.2. Методика преподавания социально-политических дисциплин как наука Практические 1 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.4
1.3. Методика преподавания социально-политических дисциплин как наука Сам. работа 1 6 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4
Раздел 2. Политическое образование
2.1. Политическое образование Лекции 1 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л2.7
2.2. Политическое образование Практические 1 1 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л2.7
2.3. Политическое образование Сам. работа 1 8 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л2.7
Раздел 3. Преподавание социально-политических дисциплин в образовательных организациях
3.1. Проектирование и организация образовательного процесса по социально-политическим дисциплинам в образовательных организациях Практические 1 1 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л2.7
3.2. Проектирование и организация образовательного процесса по социально-политическим дисциплинам в образовательных организациях Сам. работа 1 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л2.7
Раздел 4. Научно-методическое обеспечение социально-политических дисциплин
4.1. Разработка рабочих программ по общеполитическим и специальным политологическим дисциплинам Практические 1 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
4.2. Разработка рабочих программ по общеполитическим и специальным политологическим дисциплинам Сам. работа 1 6 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.3, Л1.4, Л1.5
Раздел 5. Методика подготовки и проведения основных форм учебных занятий
5.1. Методика подготовки и проведения основных форм учебных занятий Практические 1 4 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.7
5.2. Методика подготовки и проведения основных форм учебных занятий Сам. работа 1 10 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.7
Раздел 6. Формы педагогического контроля в вузе
6.1. Формы педагогического контроля в вузе Практические 1 1 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4
6.2. Формы педагогического контроля в вузе Сам. работа 1 4 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4
Раздел 7. Виды деятельности преподавателя в вузе
7.1. Виды деятельности преподавателя, способность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала Практические 1 1 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л1.4, Л2.7
7.2. Виды деятельности преподавателя, способность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала Сам. работа 1 8 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л1.4, Л2.7
Раздел 8. Педагогическая толерантность
8.1. Педагогическая толерантность как профессиональное качество преподавателя: понятие, структура Лекции 1 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л2.7
8.2. Постановка целей профессиональной деятельности преподавателя, выбор путей и методов их достижения Практические 1 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л2.7
8.3. Педагогическая толерантность как профессиональное качество преподавателя: понятие, структура Сам. работа 1 8 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л2.7

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К. С. Гаджиев Политология: учебник М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0EF53660-8133-4D34-8097-AEE9D984937E
Л1.2 И. А. Василенко Политология: учеб. для вузов М. : Гардарики, 2004
Л1.3 Оганян К.М Философия и методология социальных наук: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/D0218AED-1FCA-4032-9E4A-6C1C634D6831/filosofiya-i-metodologiya-socialnyh-nauk
Л1.4 Рой О.М Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/E808AE63-3F07-442B-A2D6-4586A0F401ED/issledovaniya-socialno-ekonomicheskih-i-politicheskih-processov
Л1.5 Плаксин В.Н Политология: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/576A58A0-01BF-4C0F-ADC4-8F4E9B8B15AF/politologiya
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г.Д. Бухорова, Л.Д. Старикова Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
Л2.2 под ред. П.И. Пидкасистого Педагогика: учеб. пособие М.: Высшее образование, 2008
Л2.3 В.И. Загвязинский Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007
Л2.4 В.В. Краевский, А.В. Хуторской Основы обучения.Дидактика и методика: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007
Л2.5 Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров Технические средства обучения и методика их использования: учеб.пособие для пед. вузов М.: Академия, 2007
Л2.6 Н.А. Кудрина Толерантность в мультикультурном обществе: региональный аспект: Кемерово : КемГУКИ, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208599
Л2.7 Е.В. Кривцова; Т.Н. Мартынова Толерантность личности в системе ценностного самоопределения: монография Москва|Берлин : Директ-Медиа,, 2015. https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=276268
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.polisportal.ru – Сетевой портал журнала «Полис»
Э2 http://www.politstudies.ru – Журнал «Полис» («Политические исследования»)
Э3 http://www. hrono.info – Хронос. Всемирная история в интернете
Э4 http://www.hrono.ru/metodika – Методика преподавания истории и других гуманитарных дисциплин
Э5 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э6 http://www. humanities.edu.ru – федеральный образовательный Интернет-портал "Социально-гуманитарное и политологическое образование"
Э7 http://filosof.historic.ru/ – Цифровая библиотека по философии
Э8 ЭБС "Юрайт"https://biblio-online.ru/
Э9 ЭУМК Методика преподавания социально-политических дисциплин (магистратура) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6544
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление.
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи лекции. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить на четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по курсу «Методика преподавания социально-политических дисциплин» имеют существенное значение для усвоения и закрепления изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании основные идеи в области методики. Семинары по методике – это такой вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, возникающей между ними дискуссии и обобщений преподавателя, решаются задачи воспитательного и познавательного характера, формируется мировоззрение, прививаются методологические и практические навыки, необходимые для становления квалифицированных специалистов, что соответствует требованиям ГОС ВПО.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в учебных условиях;
3. овладение понятийным аппаратом истории политических учений;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Подготовка к семинарским занятиям предполагает серьезную работу с литературными источниками, в том числе с учебниками и учебными пособиями по обществоведческим курсам, методической и дидактической литературой для учителя, а также текстами документов, используемых в преподавании социально-политических дисциплин.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения ключевым понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося ;
2. углубления и расширения профессионального уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу, примеры из политической практики;
4. развития познавательных и коммуникативных способностей студента, а также его творческого потенциала ;
5. формирования навыков практической деятельности.
Самостоятельная работа включает подготовку к практическим занятиям, освоение литературы по каждой теме и анализ кейсов ее применимости к различным ситуациям.