МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Судебно-психологическая экспертиза
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент, Старосельцева Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Судебно-психологическая экспертиза

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Усвоение студентами важнейших проблем теории, методологии клинической психологии, организационно-правовых и этических основ судебных экспертиз с участием психолога, формирование знаний в областях судебной психиатрии, агрессиологии, суицидологии, виктимологии, экспертной психодиагностики, усвоение общих представлений об уголовном и гражданском праве и процессуальном законодательстве.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8: готовностью квалифицированно проводить психологическое исследование в рамках различных видов экспертизы (судебно-психологической, военной, медико-социальной и медико-педагогической экспертизы), анализировать его результаты, формулировать экспертное заключение, адекватное задачам экспертизы и запросам пользователя
ПСК-3.4: способностью и готовностью к овладению теорией и методологией проведения психологических экспертиз с учетом их предметной специфики
ПСК-3.7: способностью и готовностью к самостоятельному проведению психологических экспертиз и составлению заключений в соответствии с задачами экспертизы и нормативно-правовыми документами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1 Знать разделы психологии, психиатрии, права и других смежных наук, необходимых для судебно-психологической экспертной практики.
2 Знать основные методы (герменевтические, качественные и количественные) судебно-психологического экспертного исследования.
3 Знать способы квалифицированного проведения психологического исследования в рамках различных видов экспертизы (судебно-психологической, военной, медико-социальной и медико- педагогической экспертизы) в соответствии с этическими нормами профессиональной деятельности психолога
4 Знать отношения между теорией судебной экспертологии, научными исследованиями в общей, клинической и юридической психологии, и практикой проведения судебных экспертиз с участием психолога.
5 Знать общие принципы проведения психологической экспертизы; цели и задачи экспертизы при расстройствах сексуальной сферы
6 Знать теорию и методологию производства судебных экспертиз с участием психолога, специфики предметных видов судебных экспертиз в уголовном и гражданском процессах.
7 Знать законодательные основы психологической экспертизы
8 Знать организационно-правовые основы и этические принципы производства судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертиз.
9 Знать алгоритм решения задач в разнообразных судебно-экспертных ситуациях




3.2.Уметь:
3.2.1.1 Уметь работать с информацией, в т.ч. и с электронными базами данных, в научно-исследовательской работе и в практике производства судебных экспертиз
2 Уметь использовать результаты научных исследований в различных областях психологии и смежных наук в судебно-психологической экспертной практике
3 Уметь квалифицированно, в соответствии с этическими нормами профессиональной деятельности психолога, проводить психологическое исследование в рамках различных видов экспертизы (судебнопсихологической, военной, медико-социальной и медико-педагогической экспертизы), анализировать его результаты, формулировать экспертное заключение, адекватное задачам
4 Уметь излагать свои мысли устно и письменно, аргументинрованно защищать свою точку зрения во взаимодействии с другими психологами-экспертами, судебно-психиатрическими экспертами, работниками правохранительных органов (дознавателями, следователями) и участниками суда (судьями, прокурорами и адвокатами).
5 Уметь составлять план проведения психологической экспертизы, выбирать методы работы, позволяющие решать задачи экспертизы
6 Уметь эффективно взаимодействовать с органом или лицом, назначающим судебную экспертизу, а также с судебными экспертами-психологами и экспертами смежных специальностей (психиатрами, сексологами, наркологами).
7 Уметь применять организационно-правовые основы и этические принципы производства судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертиз.
8 Уметь решать профессиональные задачи в разнообразных судебно-экспертных ситуациях.
9 Уметь проводить психологическую экспертизу



3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1 Владеть основами психологии, психиатрии, права и других смежных наук, необходимых для судебно-психологической экспертной практики.
2 Владеть методами (герменевтическими, качественными и количественными) судебно-психологического и клинико-психологического исследования.
3 Владеть навыками проведения психологического исследования в рамках различных видов экспертизы в соответствии с этическими нормами профессиональной деятельности психолога
4 Владеть самостоятельностью мышления, способностью к выработке «внутреннего убеждения» на основе полного, всестороннего и научно обоснованного анализа всех имеющихся данных.
5 Владеть чувством ответственности, умением использовать границы ответственности и компетенции, заданные законодательно и этически.
6 Владеть навыками выбора конкретных экспериментально-психологических методов в зависимости от целей экспертизы и особенностей пациента
7 Владеть основными судебно-психологическими экспертными понятиями, имеющими юридическое значение для гражданского и уголовного судопроизводства.
8 Владеть алгоритмом решения задач в разнообразных судебно-экспертных ситуациях
9 Владеть навыками обоснованного формулирования заключения по результатам экспертизы с учётом нозологических и социальных факторов




4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Использование психологических знаний в практике судебной экспертизы.
1.1. Место судебно-психологической экспертизы в системе психологических наук. Судебно-психологическая экспертиза и комплексная судебная психолого- психиатрическая экспертиза как основная форма профессиональной деятельности судебного психолога. История психологической экспертизы в России. Лекции 10 2 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.2. Формы использования специальных психологических познаний в уголовном и гражданском процессе. Судебный психолог-эксперт. Психолог-специалист. Справочно- консультационная деятельность судебного психолога. Участие клинического психолога в судебно- психиатрической экспертизе. Понятие судебно- психиатрической экспертизы.Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Лекции 10 2 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.3. Основные задачи патопсихологического обследования в практике судебно-психиатрической экспертизы. Дифференциальная диагностика психических заболеваний. Установление степени выраженности психических расстройств. Лекции 10 2 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.4. Психологический анализ уголовного дела Лабораторные 10 2 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.5. Экспертная беседа Лабораторные 10 2 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.6. Изучение истории болезни Лабораторные 10 2 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.7. Выполнение индивидуальных домашних заданий по изучению теоретических конструктов и диагностических категорий в практике судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе Сам. работа 10 4 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
Раздел 2. Организационно-правовые, теоретические, методологические и этические основы судебно- психологической экспертизы.
2.1. Правовые основания назначения судебно-психологической (СПЭ) и комплексной судебной психолого- психиатрической экспертизы (КСППЭ). Порядок назначения судебной экспертизы. Виды СПЭ и КСППЭ. Права и обязанности эксперта-психолога. Этапы производства экспертизы. Структура заключения эксперта. Оценка заключения судом. Допрос эксперта. Дополнительная и повторная экспертиза. Лекции 10 2 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
2.2. Объект и предмет деятельности судебного эксперта- психолога. Понятие судебно-психологической экспертологии. Теория экспертных понятий. Пределы компетенции судебного эксперта-психолога. Методологические принципы судебно-психологического экспертного исследования. Структура и этапы психодиагностической деятельности эксперта-психолога. Методы экспертного психологического исследования, их классификация. Факторы комплектования батареи экспериментальных методов при производстве экспертизы. Психологический анализ уголовного дела и приобщенных к нему материалов. Базисные этические ценности психологического исследования. Этические принципы Лекции 10 2 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
2.3. Знакомство со стуктурой постановления о проведении судебно-психологической экспертизы. Формирование навыков работы с информацией, содержащейся в постановлении. Знакомство с перечнем вопросов, выносивых на судебно-психологическую экспертизу. Лабораторные 10 2 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
2.4. Написание заключения СПЭ Лабораторные 10 2 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
Раздел 3. Предметные виды судебно- психологической экспертизы в уголовном процессе.
3.1. СПЭ подозреваемого,обвиняемого, подсудимого.Судебно-психологическая экспертиза индивидуально- психологических особенностей обвиняемого.Комплексная судебная психолого- психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого.Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного. Лекции 10 2 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
3.2. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально- психологических особенностей обвиняемого. Лабораторные 10 2 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
3.3. Комплексная судебная психолого- психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого. Лабораторные 10 2 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
3.4. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного. Лабораторные 10 1 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
3.5. Судебно- психологическая экспертиза аффекта. Лекции 10 2 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
3.6. Судебно- психологическая экспертиза аффекта. Лабораторные 10 2 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
3.7. СПЭ потерпевших и свидетелей. Судебно-психологическая экспертиза способности давать показания.Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам об изнасиловании.Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством. Лекции 10 1 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
3.8. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам об изнасиловании.Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством. Лабораторные 10 1 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
3.9. Судебно-психологическая экспертиза способности давать показания. Лабораторные 10 1 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
Раздел 4. Предметные виды судебно- психологической экспертизы в гражданском процессе.
4.1. Процессуальные основания производства СПЭ в гражданском процессе. Лекции 10 1 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
4.2. СПЭ по делам о сделках с «пороком воли». СПЭ по делам о признании сделки недействительной вследствие: неспособности гражданина понимать значение своих действий или руководить ими; заблуждения; обмана; насилия; угрозы или стечения тяжелых жизненных обстоятельств. Лекции 10 1 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
4.3. СПЭ по делам о сделках с «пороком воли». СПЭ по делам о признании сделки недействительной вследствие: неспособности гражданина понимать значение своих действий или руководить ими; заблуждения; обмана; насилия; угрозы или стечения тяжелых жизненных обстоятельств. Лабораторные 10 1 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
4.4. СПЭ в гражданских процессах, регулируемых Семейным кодексом. СПЭ по делам о спорах, связанных с правом на воспитание ребенка при раздельном проживании родителей. Лекции 10 1 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
4.5. СПЭ в гражданских процессах, регулируемых Семейным кодексом. СПЭ по делам о спорах, связанных с правом на воспитание ребенка при раздельном проживании родителей. Лабораторные 10 1 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
4.6. СПЭ по делам о компенсации морального вреда. Лекции 10 2 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
4.7. Подготовка реферативных сообщений Сам. работа 10 14 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
4.8. СПЭ по делам о компенсации морального вреда. Лабораторные 10 1 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
4.9. Подготовка к экзамену Сам. работа 10 21 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
4.10. Экзамен Экзамен 10 27 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Семенова О.В. Юридическая психология: Учебное пособие М.: А-Приор, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=56286&sr=1
Л1.2 Л. Ю. Кирюшина Юридическая психология: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2011 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1088
Л1.3 Сафуанов Ф.С. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/42516E4F-1DB9-4F07-A521-0CF5788B97F7
Л1.4 Рогозина Т. И. Юридическая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Омская юридическая академия, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=375164
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ткаченко А.А. - отв. ред. РУКОВОДСТВО ПО СУДЕБНОЙ ПСИХИАТРИИ В 2 Т. ТОМ 1 3-е изд., пер. и доп. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/3298D01B-7FA7-456D-8D4A-A29B7E79ABDF
Л2.2 Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/49067528-A925-4C76-A0A1-10C465211B31
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» https://e.lanbook.com/
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э5 Курс в moodle "Судебно-психологическая экспертиза" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2537
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий.
4. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.

Подготовка к выполнению практических заданий.
В рамках практических заданий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала в форме решения учебной экспертной задачи поставленной преподавателем задачи. Для подготовки к реализации практических заданий необходимо готовится по основным вопросам рассматриваемой темы, которые озвучиваются в рамках лекций, практических занятий по предложенному списку литературы.

Подготовка доклада
При подготовке доклада обучающиеся самостоятельно изучают группу источников по определённой теме, которая, как правило, подробно не освещается на лекциях.
Цель подготовки доклада – овладение навыками анализа и краткого изложения изученных материалов в соответствии с требованиями, а также создание наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint.
Этот вид работы требует координации навыков обучающегося по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде, то есть создание докладов - презентаций расширяет методы и средства обработки и представления информации и формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Доклады - презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. Основные этапы подготовки доклада - презентации:
 выбор темы;
 консультации научного руководителя;
 работа с источниками, сбор материала;
 написание текста доклада;
 оформление рукописи, создание презентационного материала;
 выступление с докладом перед аудиторией.
Подготовка доклада – презентации позволяет обучающемуся основательно изучить интересующий его вопрос, изложить материал в компактном и доступном виде, привнести в текст полемику, приобрести навыки научно-исследовательской работы, устной речи, ведения научной дискуссии. В ходе подготовки доклада – презентации могут быть подготовлены раздаточные материалы.
Доклады – презентации могут зачитываться и обсуждаться на семинарских занятиях, студенческих научных конференциях.

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала по теме или блоку тем, где акцент делается на изучение причинно-следственных связей, раскрытию природы явлений и событий, проблемных вопросов. Для подготовки необходима рабочая программа дисциплины с примерами тестов, учебно-методическим и информационным обеспечением. На кафедре должен быть подготовлен фонд тестов и контрольных заданий, с которыми обучающихся не знакомят.

Подготовка к экзамену
Промежуточная аттестация по дисциплине «Судебно-психологическая экспертиза» проводится в соответствии с Учебным планом на 5 курсе в форме экзамена. Студенты допускается к экзамену по дисциплине в случае выполнения ими учебного плана по дисциплине: выполнения всех заданий и мероприятий, предусмотренных программой дисциплины (по формам текущего контроля). В случае наличия учебной задолженности студент отрабатывает пропущенные занятия на консультациях. Экзамен принимает лектор. Оценка знаний студента на экзамене носит комплексный характер и определяется его:
-ответом на экзамене (на вопросы из предложенного списка);
-учебными достижениями в семестровый период.
Знания, умения, навыки студента на экзамене оцениваются оценками: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».