МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Костюмографика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план54_03_03_ХПКпр-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 152
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15,5 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4 8 8
Практические 20 20 36 36 56 56
Сам. работа 48 48 104 104 152 152
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
доцент, Бацына О.А.

Рецензент(ы):
к.иск., Зав.каф., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Костюмографика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 25.05.2016 № 624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины «Костюмографика» - является формирование индивидуального стиля костюмографического языка у будущих профессионалов, приобретение научно-практических навыков создания костюмографических объектов.
Задачи дисциплины:
- раскрытие общих понятий, связанных с художественно-графической комозицией и характерными особенностями графики;
- с особенностями костюмографического языка и логикой построения художественно-графической композиции костюма;
- освоение различных средств графики, приобретение навыков пользования различными инструментами рисования и красящими материалами;
- изучение и применение основных принципов стилизации в графике, а также развитие фантазии и проявление авторской индивидуальности;
- выражение в рабочих и чистовых эскизах моделей творческих замыслов лаконичными, выразительными графическими средствами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью использовать современные и информационные технологии в сфере художественного проектирования изделий текстильной и легкой промышленности
ПК-22 готовностью выполнять эскизы и проекты с использованием различных графических средств и приемов и реализовывать их на практике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.классификацию и основные характеристики произведений графического искусства;
особенности костюмографики;
структуру костюмографического текста и смыслообразования;
материалы, инструменты и приемы работы при создании графического изображения;
особенности применения компьютерных технологий в искусстве костюма и текстиля;
3.2.Уметь:
3.2.1.выполнять композиционное построение эскиза;
применять различные материалы, инструменты и средства графики;
применять комбинации различных видов графических средств и техник изображения;
осуществлять самостоятельный выбор наиболее подходящей стилистической формы костюмографического языка;
создавать изображения с использованием графических программ общего и специального назначения;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.культурной работы с графическими материалами;
работы средствами создания графического изображения костюма;
владения проектным графическим изобразительным языком;
профессиональной культуры художественного проектного мышления;
методами и приемами профессиональной работы на персональном компьютере и специализированных к задачам дизайна компьютерных системах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Языковое изобразительное мышление
1.1. История развития искусства графики. Истоки современной графики. Выразительные средства графики и их совершенствование. Классификация видов графики. Функция научно-художественного изображения. Функция художественно-графического изображения. Функция технического изображения. Лекции 5 1 ПК-7, ПК-22 Л2.10, Л2.11, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.2. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников. Сам. работа 5 2 ПК-7, ПК-22 Л2.10, Л2.11, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Понятие композиции в графике. Элементы графики
2.1. Композиция в графике. Элементы графики (точка, линия, штрих, пятно). Понятие листа. Формат и размер листа. Тон и фактура листа. Лекции 5 1 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
2.2. Линия. Понятие культуры графической линии. Свойства и характер линий. Основные типы линий. Динамика и статика линий. Линия и линеарные изображения. Специфика линеарного изображения костюма. Практические 5 1 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
2.3. Точка, штрих, пятно. Графические свойства пятнового изображения. Структура наполнения пятна. Штриховые изображения. Пуантель. Техники заливки, отмывки и используемые для этой техники красящие материалы. Особенности пятнового изображения в костюмографической композиции. Практические 5 1 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
2.4. Линейно-пятновое изображение. Возможности ленейно-пятнового решения костюма. Практические 5 1 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
2.5. Фактура. Текстура. Графическая фактура - категория образа, но не имитация. Нетрадиционные технические приемы: граттаж, монотипия, декальомания и др. Специфика различных тонально-фактурных решений в композиции. Практические 5 1 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
2.6. Графическая интерпретация ассоциативных образов. Связь вербальной, музыкальной и др., и визуальной составляющей. Практические 5 2 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
2.7. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 5 4 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
Раздел 3. Инструменты и материалы, применяемые в графике.
3.1. Инструменты и материалы, применяемые в графике. Основные технические приемы работы. Комбинаторика материалов в графике. Лекции 5 1 ПК-7, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
3.2. Специфика реализации различными графическими материалами пластического характера композиции. Практические 5 3 ПК-7, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
3.3. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 5 10 ПК-7, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
Раздел 4. Основы костюмографики.
4.1. Костюмографика, как тип художественного изображения костюма, как самостоятельный жанр изобразительного искусства. Культура костюмографики. Комплекс требований, предъявляемых к костюмографическому произведению. Понятие и особенности костюмографического языка. Предмет графемики. Графические единицы. Эмоциональная характеристика графем. Соотношение единиц теоретического костюмографического языка. Понятие изоморф, икон, интерикон, изоморфология, иконология. Лекции 5 1 ПК-7, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
4.2. Использование единиц костюмографического языка в эскизах. Практические 5 2 ПК-7, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
4.3. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 5 14 ПК-7, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 5. Развитие жанровой графики
5.1. Развитие печатной графики. Зарождение жанра. Графические изображения костюма. Первые журналы мод. Формирование культуры костюмографического изображегния. Развитие модной индустрии. Графика костюма XIX - начала ХХ века. Стиль Модерн. Идеи прерафаэлитов. Графический стиль эпохи Ар-нуво, Арт-деко. Стилистика костюмной графики моделей Поля Пуаре. Творчество Л.Бакста, П.Ириба, Ж.Лепапа, Р.Тыртова (Эрте), Э.Драйдена и др. Мода и авангардное искусство. Влияние футуризма и кубизма на дизайн и графическое изображение костюма. Русские конструктивисты. Творчество В.Степановой, А.Родченко, А.Экстер, Л.Поповой и др. Влияние сюрреализма. Модный образ 20-х, 30-х годов, модные персонажи, манеры графической подачи. Модный образ 40-х, 50-х годов, формы и манеры. Развитие фотографии. Особенности графической подачи костюма в период 60-70-х годов. Модная графика 80-90-х годов. Современная графика костюма. Цифровая графика. Практические 5 9 ПК-7, ПК-22 Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.1
5.2. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 5 18 ПК-7 Л2.2, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 6. Стили и стилизация в композиции.
6.1. Понятие стилизации. Стиль. Манера. Стилизация как процесс работы. Виды стилизации. Стилизация как метод художественной организации знаковых и живописно-графических искусственных систем. Композиционный анализ художественных произведений Лекции 6 1 ПК-7, ПК-22 Л2.2, Л2.10, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
6.2. Композиционный анализ художественных произведений различных стилей. Композиционный анализ графических работ известных мастеров живописи и графики. Анализ использования инструментов и красящих материалов. Анализ авторской манеры. Графические приемы и эффекты. Использование выразительных средств графики и их влияние на образное восприятие изображения. Практические 6 6 ПК-7, ПК-22 Л2.10, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
6.3. Основные принципы стилизации предметов, растений, животных и человека Практические 6 4 ПК-7, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
6.4. Понятие знака. Знакообразование в графике. Структура знака. Классификация начертательных знаков. Семиотка как наука о знаках и знаковых системах. Культурный код. Коннатация. Различие символичности и иконичности в изображениях. Знаки-символы в истории. Иконический знак. Знак-индекс. Пиктограммы. Знак символ. Различие символичности и иконичности в изображениях. Практические 6 6 ПК-7, ПК-22 Л2.3, Л2.11, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
6.5. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 6 18 ПК-7, ПК-22 Л2.2, Л2.10, Л2.3, Л2.11, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
Раздел 7. Художественный образ.
7.1. Понятие художественного образа. Выразительность: понятия, критерии выразительности. Выразительные средства графики и образное восприятие изображения. Выбор графичесой подачи. Роль пластики человеческой фигуры в образном восприятии эскиза. Лекции 6 1 ПК-7, ПК-22 Л2.2, Л2.10, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.9
7.2. Приёмы художественной выразительности (изобразительно-выразительные средства): стилизация, трансформация, типизация, схематизация, агглютинация, и др. Практические 6 4 ПК-7, ПК-22 Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.9
7.3. Использование тропов в визуальных сообщениях: метафора, метонимия, гипербола, литота, сравнение, аллегория, олицетворение, ирония и пр. Практические 6 4 ПК-7, ПК-22 Л2.3, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.9
7.4. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 6 46 ПК-7, ПК-22 Л2.3, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.9
Раздел 8. Рекламно-графическая композиция.
8.1. Образные визуальные ряды как основа серийности в работе. Варьирование масштабом, количеством, пространственным положением и кадрированием модели в листе.Режиссерский ряд. Дублирование образа. Работа с фоном. Лекции 6 1 ПК-7, ПК-22 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.9
8.2. Разработка режиссерских визуальных рядов с кадрированием модели в листе и изменением характера организации фона. Практические 6 4 ПК-7, ПК-22 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.9
8.3. Множественность структур графического листа. Особенности создания композиции графического листа различного типа: от авторского эскиза и ассоциативного листа, до буклета и журнальной обложки. Лекции 6 1 ПК-7, ПК-22 Л2.3, Л2.7, Л2.1, Л2.8, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.9
8.4. Формальное представление рекламного буклета. Композиционные принципы создания буклета. Практические 6 4 ПК-7, ПК-22 Л2.3, Л2.7, Л2.1, Л2.8, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.9
8.5. Афиша. "Читаемость" афиши. Плакат. Имитационная условность графики в плакате и афиши. Практические 6 2 ПК-7, ПК-22 Л2.3, Л2.7, Л2.1, Л2.8, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.9
8.6. Композиция журнальной обложки и журнального разворота. Практические 6 2 ПК-7, ПК-22 Л2.3, Л2.7, Л2.1, Л2.8, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.9
8.7. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 6 40 ПК-7, ПК-22 Л2.3, Л2.7, Л2.1, Л2.8, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и итоговой аттестации. см. Приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чинцова М. К. Графические образы моды: Екатеринбург : Архитектон, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Кузвесова Н. Л. История графического дизайна : от модерна до конструктивизма: Екатеринбург : Архитектон, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Шмалько И. С. , Цыганков В. А. Основы композиции в графическом дизайне: ООО “Сам Полиграфист”, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бесчастнов, Н. П Цветная графика: ВЛАДОС, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Мациевский Д. Е. От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 biblioclub.ru
Л2.3 Овчинникова, Р.Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования: учебное пособие М. : Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 biblioclub.ru
Л2.4 Казарина Т. Ю. Пропедевтика: Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2016 biblioclub.ru
Л2.5 Смирнова, М.А. Композиционные основы и графическая стилизация в курсе рисунка: Екатеринбург : Архитектон, 2010 biblioclub.ru
Л2.6 Шевелина Н. Ю. Графическая и цветовая композиция: Екатеринбург : Архитектон, 2015 biblioclub.ru
Л2.7 Веселова Ю.В., Семёнов О.Г. Графический дизайн рекламы. Плакат: учебное пособие Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012 biblioclub.ru
Л2.8 Наумова С. В. , Наумова П. М. Шрифт и орнамент: практикум: Екатеринбург : Архитектон, 2014 biblioclub.ru
Л2.9 Шевелина Н. Ю. Графическая и цветовая композиция : пропедевтика: практикум: Екатеринбург : Архитектон, 2015 biblioclub.ru
Л2.10 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусств: учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.11 Муртазина, С.А. История графического дизайна и рекламы : учебное пособие Казань : Издательство КНИТУ //ЭБС «Университетская библиотека online» , 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет портал индустрии моды http://modanews.ru
Э2 Официальный сайт журнала «Индустрия моды» industria-mody.ru
Э3 Официальный сайт журнала «Теория моды» http://www.fashiontheory.ru
Э4 Официальный сайт журнала«L'Officiel» http://officiel.com.ua
Э5 Официальный сайт журнала «Vogue» http://www.vogue.ru
Э6 Официальный сайт журнала «Harper’s Bazaar» http://www.bazaar.ru
Э7 Официальный сайт Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности http://www.cniishp.ru
Э8 Информационно-аналитический портал текстильной отрасли http://www.ivtextile.ru
Э9 Информационный портал легкой промышленности http://www.legprominfo.ru
Э10 Официальный сайт ОАО Рослегпром http://www.roslegprom.ru
Э11 Портал легкой промышленности http://legport.ru
Э12 Издательский дом «Торговля и промышленность» http://www.textile-press.ru
Э13 Официальный сайт журнала «Легкая промышленность. Курьер» http://www.lp-magazine.ru
Э14 MOODLE Костюмографика portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.