МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Костюмографика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv54_03_03-ХПКпр-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 108
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 16 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2 4 4
Практические 16 16 34 34 50 50
Сам. работа 27 27 81 81 108 108
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
доцент, Бацына О.А.

Рецензент(ы):
к.иск., Зав.каф., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Костюмографика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 25.05.2016 г. № № 624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины «Костюмографика» - является формирование индивидуального стиля костюмографического языка у будущих профессионалов, приобретение научно-практических навыков создания костюмографических объектов.
Задачи дисциплины:
- раскрытие общих понятий, связанных с художественно-графической комозицией и характерными особенностями графики;
- с особенностями костюмографического языка и логикой построения художественно-графической композиции костюма;
- освоение различных средств графики, приобретение навыков пользования различными инструментами рисования и красящими материалами;
- изучение и применение основных принципов стилизации в графике, а также развитие фантазии и проявление авторской индивидуальности;
- выражение в рабочих и чистовых эскизах моделей творческих замыслов лаконичными, выразительными графическими средствами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 Способность использовать современные и информационные технологии в сфере художественного проектирования изделий текстильной и легкой промышленности
ПК-22 Готовность выполнять эскизы и проекты с использованием различных графических средств и приемов и реализовывать их на практике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.классификацию и основные характеристики произведений графического искусства;
особенности костюмографики;
структуру костюмографического текста и смыслообразования;
материалы, инструменты и приемы работы при создании графического изображения;
особенности применения компьютерных технологий в искусстве костюма и текстиля;
3.2.Уметь:
3.2.1.выполнять композиционное построение эскиза;
применять различные материалы, инструменты и средства графики;
применять комбинации различных видов графических средств и техник изображения;
осуществлять самостоятельный выбор наиболее подходящей стилистической формы костюмографического языка;
создавать изображения с использованием графических программ общего и специального назначения;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.культурной работы с графическими материалами;
работы средствами создания графического изображения костюма;
владения проектным графическим изобразительным языком;
профессиональной культуры художественного проектного мышления;
методами и приемами профессиональной работы на персональном компьютере и специализированных к задачам дизайна компьютерных системах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Языковое изобразительное мышление
1.1. История развития искусства графики. Истоки современной графики. Выразительные средства графики и их совершенствование. Классификация видов графики. Функция научно-художественного изображения. Функция художественно-графического изображения. Функция технического изображения. Лекции 7 1 ПК-7, ПК-22 Л2.10, Л2.11, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.2. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников. Сам. работа 7 1 ПК-7, ПК-22 Л2.10, Л2.11, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Понятие композиции в графике. Элементы графики
2.1. Композиция в графике. Элементы графики (точка, линия, штрих, пятно). Понятие листа. Формат и размер листа. Тон и фактура листа. Сам. работа 7 1 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
2.2. Линия. Понятие культуры графической линии. Свойства и характер линий. Основные типы линий. Динамика и статика линий. Линия и линеарные изображения. Специфика линеарного изображения костюма. Практические 7 1 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
2.3. Точка, штрих, пятно. Графические свойства пятнового изображения. Структура наполнения пятна. Штриховые изображения. Пуантель. Техники заливки, отмывки и используемые для этой техники красящие материалы. Особенности пятнового изображения в костюмографической композиции. Практические 7 1 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
2.4. Линейно-пятновое изображение. Возможности ленейно-пятнового решения костюма. Практические 7 1 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
2.5. Фактура. Текстура. Графическая фактура - категория образа, но не имитация. Нетрадиционные технические приемы: граттаж, монотипия, декальомания и др. Специфика различных тонально-фактурных решений в композиции. Практические 7 1 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
2.6. Графическая интерпретация ассоциативных образов. Связь вербальной, музыкальной и др., и визуальной составляющей. Практические 7 2 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
2.7. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 7 1 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
Раздел 3. Инструменты и материалы, применяемые в графике.
3.1. Инструменты и материалы, применяемые в графике. Основные технические приемы работы. Комбинаторика материалов в графике. Сам. работа 7 1 ПК-7, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
3.2. Специфика реализации различными графическими материалами пластического характера композиции. Практические 7 3 ПК-7, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
3.3. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 7 1 ПК-7, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
Раздел 4. Основы костюмографики.
4.1. Костюмографика, как тип художественного изображения костюма, как самостоятельный жанр изобразительного искусства. Культура костюмографики. Комплекс требований, предъявляемых к костюмографическому произведению. Понятие и особенности костюмографического языка. Предмет графемики. Графические единицы. Эмоциональная характеристика графем. Соотношение единиц теоретического костюмографического языка. Понятие изоморф, икон, интерикон, изоморфология, иконология. Сам. работа 7 1 ПК-7, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
4.2. Использование единиц костюмографического языка в эскизах. Практические 7 1 ПК-7, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
4.3. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 7 1 ПК-7, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 5. Развитие жанровой графики
5.1. Развитие печатной графики. Зарождение жанра. Графические изображения костюма. Первые журналы мод. Формирование культуры костюмографического изображегния. Развитие модной индустрии. Графика костюма XIX - начала ХХ века. Стиль Модерн. Идеи прерафаэлитов. Графический стиль эпохи Ар-нуво, Арт-деко. Стилистика костюмной графики моделей Поля Пуаре. Творчество Л.Бакста, П.Ириба, Ж.Лепапа, Р.Тыртова (Эрте), Э.Драйдена и др. Мода и авангардное искусство. Влияние футуризма и кубизма на дизайн и графическое изображение костюма. Русские конструктивисты. Творчество В.Степановой, А.Родченко, А.Экстер, Л.Поповой и др. Влияние сюрреализма. Модный образ 20-х, 30-х годов, модные персонажи, манеры графической подачи. Модный образ 40-х, 50-х годов, формы и манеры. Развитие фотографии. Особенности графической подачи костюма в период 60-70-х годов. Модная графика 80-90-х годов. Современная графика костюма. Цифровая графика. Практические 7 1 ПК-7, ПК-22 Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.1
5.2. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 7 2 ПК-7 Л2.2, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 6. Стили и стилизация в композиции.
6.1. Понятие стилизации. Стиль. Манера. Стилизация как процесс работы. Виды стилизации. Стилизация как метод художественной организации знаковых и живописно-графических искусственных систем. Композиционный анализ художественных произведений Сам. работа 7 1 ПК-7, ПК-22 Л2.2, Л2.10, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
6.2. Композиционный анализ художественных произведений различных стилей. Композиционный анализ графических работ известных мастеров живописи и графики. Анализ использования инструментов и красящих материалов. Анализ авторской манеры. Графические приемы и эффекты. Использование выразительных средств графики и их влияние на образное восприятие изображения. Практические 7 1 ПК-7, ПК-22 Л2.10, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
6.3. Основные принципы стилизации предметов, растений, животных и человека Практические 7 1 ПК-7, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
6.4. Понятие знака. Знакообразование в графике. Структура знака. Классификация начертательных знаков. Семиотка как наука о знаках и знаковых системах. Культурный код. Коннатация. Различие символичности и иконичности в изображениях. Знаки-символы в истории. Иконический знак. Знак-индекс. Пиктограммы. Знак символ. Различие символичности и иконичности в изображениях. Практические 7 1 ПК-7, ПК-22 Л2.3, Л2.11, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
6.5. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 7 1 ПК-7, ПК-22 Л2.2, Л2.10, Л2.3, Л2.11, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6
Раздел 7. Художественный образ.
7.1. Понятие художественного образа. Выразительность: понятия, критерии выразительности. Выразительные средства графики и образное восприятие изображения. Выбор графичесой подачи. Роль пластики человеческой фигуры в образном восприятии эскиза. Лекции 7 1 ПК-7, ПК-22 Л2.2, Л2.10, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.9
7.2. Приёмы художественной выразительности (изобразительно-выразительные средства): стилизация, трансформация, типизация, схематизация, агглютинация, и др. Практические 7 1 ПК-7, ПК-22 Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.9
7.3. Использование тропов в визуальных сообщениях: метафора, метонимия, гипербола, литота, сравнение, аллегория, олицетворение, ирония и пр. Практические 7 1 ПК-7, ПК-22 Л2.3, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.9
7.4. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 7 16 ПК-7, ПК-22 Л2.3, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.9
Раздел 8. Рекламно-графическая композиция.
8.1. Образные визуальные ряды как основа серийности в работе. Варьирование масштабом, количеством, пространственным положением и кадрированием модели в листе.Режиссерский ряд. Дублирование образа. Работа с фоном. Лекции 8 1 ПК-7, ПК-22 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.9
8.2. Разработка режиссерских визуальных рядов с кадрированием модели в листе и изменением характера организации фона. Практические 8 5 ПК-7, ПК-22 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.9
8.3. Множественность структур графического листа. Особенности создания композиции графического листа различного типа: от авторского эскиза и ассоциативного листа, до буклета и журнальной обложки. Лекции 8 1 ПК-7, ПК-22 Л2.3, Л2.7, Л2.1, Л2.8, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.9
8.4. Формальное представление рекламного буклета. Композиционные принципы создания буклета. Практические 8 9 ПК-7, ПК-22 Л2.3, Л2.7, Л2.1, Л2.8, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.9
8.5. Афиша. "Читаемость" афиши. Плакат. Имитационная условность графики в плакате и афиши. Практические 8 10 ПК-7, ПК-22 Л2.3, Л2.7, Л2.1, Л2.8, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.9
8.6. Композиция журнальной обложки и журнального разворота. Практические 8 10 ПК-7, ПК-22 Л2.3, Л2.7, Л2.1, Л2.8, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.9
8.7. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 8 81 ПК-7, ПК-22 Л2.3, Л2.7, Л2.1, Л2.8, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и итоговой аттестации. см. Приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чинцова М. К. Графические образы моды: Екатеринбург : Архитектон, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Кузвесова Н. Л. История графического дизайна : от модерна до конструктивизма: Екатеринбург : Архитектон, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Шмалько И. С. , Цыганков В. А. Основы композиции в графическом дизайне: ООО “Сам Полиграфист”, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бесчастнов, Н. П Цветная графика: ВЛАДОС, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Мациевский Д. Е. От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 biblioclub.ru
Л2.3 Овчинникова, Р.Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования: учебное пособие М. : Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 biblioclub.ru
Л2.4 Казарина Т. Ю. Пропедевтика: Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2016 biblioclub.ru
Л2.5 Смирнова, М.А. Композиционные основы и графическая стилизация в курсе рисунка: Екатеринбург : Архитектон, 2010 biblioclub.ru
Л2.6 Шевелина Н. Ю. Графическая и цветовая композиция: Екатеринбург : Архитектон, 2015 biblioclub.ru
Л2.7 Веселова Ю.В., Семёнов О.Г. Графический дизайн рекламы. Плакат: учебное пособие Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012 biblioclub.ru
Л2.8 Наумова С. В. , Наумова П. М. Шрифт и орнамент: практикум: Екатеринбург : Архитектон, 2014 biblioclub.ru
Л2.9 Шевелина Н. Ю. Графическая и цветовая композиция : пропедевтика: практикум: Екатеринбург : Архитектон, 2015 biblioclub.ru
Л2.10 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусств: учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.11 Муртазина, С.А. История графического дизайна и рекламы : учебное пособие Казань : Издательство КНИТУ //ЭБС «Университетская библиотека online» , 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет портал индустрии моды http://modanews.ru
Э2 Официальный сайт журнала «Индустрия моды» industria-mody.ru
Э3 Официальный сайт журнала «Теория моды» http://www.fashiontheory.ru
Э4 Официальный сайт журнала«L'Officiel» http://officiel.com.ua
Э5 Официальный сайт журнала «Vogue» http://www.vogue.ru
Э6 Официальный сайт журнала «Harper’s Bazaar» http://www.bazaar.ru
Э7 Официальный сайт Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности http://www.cniishp.ru
Э8 Информационно-аналитический портал текстильной отрасли http://www.ivtextile.ru
Э9 Информационный портал легкой промышленности http://www.legprominfo.ru
Э10 Официальный сайт ОАО Рослегпром http://www.roslegprom.ru
Э11 Портал легкой промышленности http://legport.ru
Э12 Издательский дом «Торговля и промышленность» http://www.textile-press.ru
Э13 Официальный сайт журнала «Легкая промышленность. Курьер» http://www.lp-magazine.ru
Э14 MOODLE Костюмографика portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.