МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Вспомогательные исторические дисциплины
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_ДиА-45-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 166
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 166 166 166 166
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Цыб С.В.

Рабочая программа дисциплины
Вспомогательные исторические дисциплины

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата). Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 марта 2015 г. №176.

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин

1. Цели освоения дисциплины

1.1.ЦЕЛЬ:
формирование способности использовать знания вспомогательных исторических дисциплин в профессиональной деятельности
ЗАДАЧИ:
- ознакомление студентов с принципами выявления, отбора и классификации исторических источников;
- изучение круга ВИД,их особенностей и значения;
- раскрытие особенностей различных видов источников и их использования в научных исследованиях и своей профессиональной деятельности.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способность использовать теоретические знания и методы исследования на практике
ПК-4: способность самостоятельно работать с различными источниками информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Разновидности ВИД, их особенности и значение;
особенности различных групп исторических источников
3.2.Уметь:
3.2.1.Характеризовать особенности различных ВИД и источников, которые они изучают;
классифицировать исторические источники при подготовке их к музейному хранению или экспонированию
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами ВИД;
методикой классификации исторических источников

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вспомогательные исторические дисциплины: понятие и разновидности
1.1. Вспомогательные исторические дисциплины: понятие и разновидности Лекции 3 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.1
1.2. Вспомогательные исторические дисциплины: понятие и разновидности Сам. работа 3 12 ОПК-1 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Историческая хронология
2.1. Понятие хронологии, методы и источники. Календари Древности и Средневековья Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Развитие русской системы летосчисления Практические 3 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Развитие русской системы летосчисления Сам. работа 3 26 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Генеалогия
3.1. Понятие генеалогии, методы и источники. Генеалогия правящих династий в России Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1
3.2. Генеалогия правящих династий в России Практические 3 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1
3.3. Генеалогия правящих династий в России Сам. работа 3 26 ОПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Нумизматика
4.1. Нумизматика и бонистика как вспомогательные исторические дисциплины. История становления дисциплин. Основные этапы истории развития денежного обращения. Виды источников Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1
4.2. Основные разделы нумизматики.Виды источников Практические 3 1 ОПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1
4.3. Эволюция денежной системы Русского централизованного государства и Российской империи Сам. работа 3 20 ОПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Геральдика
5.1. Геральдика как вспомогательная историческая дисциплина. Герб и его элементы. Особенности символики.Геральдика в России. Геральдические источники XVIII в. Практические 3 1 ОПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1
5.2. Российская геральдика Сам. работа 3 22 ОПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Сфрагистика
6.1. Российская сфрагистика Сам. работа 3 20 ОПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Фалеристика
7.1. Развитие русской фалеристики Сам. работа 3 20 ОПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Эпиграфика
8.1. Эпиграфические исторические источники Сам. работа 3 20 ОПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вспомогательные исторические дисциплины: понятие и разновидности.
Понятие хронологии, методы и источники.
Календари Древности.
Календари Средневековья.
Развитие русской системы летосчисления.
Понятие генеалогии, методы и источники.
Генеалогия правящих династий в России.
Нумизматика и бонистика как вспомогательные исторические дисциплины. История становления дисциплин.
Основные этапы истории развития денежного обращения. Виды источников.
Эволюция денежной системы Русского централизованного государства и Российской империи.
Геральдика как вспомогательная историческая дисциплина.
Герб и его элементы. Особенности символики.
Геральдика в России. Геральдические источники XVIII в.
Геральдика в России. Геральдические источники XIX-XX вв.
Основные понятия, методы и источники сфрагистики.
Российская сфрагистика.
Основные понятия, методы и источники фалеристики.
Развитие русской фалеристики.
Эпиграфика как ВИД. Особенности источников.
Эпиграфика. Изучение древних надписей.
Древнерусская эпиграфика
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Историческая хронология
1. Охарактеризуйте специфику календаря и летосчисления Древнего Египта.
2. Назовите особенности солнечного календаря Омара Хайяма.
3. Переведите следующие даты, указанные по юлианскому календарю, в даты григорианского календаря: 7 декабря 1601 г., 13 февраля 1768 г., 10 июля 1825 г.
4. Назовите даты начала эр: эра Скалигера, эра Набонассара, эра Диоклетиана, эра хиджра, эра Французской революции, Константинопольская эра.
5. Охарактеризуйте структуру древнерусского пасхального года.
6. Подготовьте сообщение о внедрении юлианского календаря на Руси.
Генеалогия
На примере генеалогического древа Романовых эпохи дворцовых переворотов охарактеризуйте сложившиеся родственные связи и проследите династические связи Романовых с другими монаршими домами.
Нумизматика
Описание и определение монет на основе иллюстраций.
1. Используя иллюстрации, дайте описание отдельных монет: основные и вспомогательные изображения, надписи, особенности монетного кружка;
2. Используя иллюстрации определите аверс и реверс монеты.
3. На основе имеющихся иллюстраций определите принадлежность монет к той или иной культурно-исторической группе.
Геральдика
Подготовьте эссе об исторической практике создания государственных гербов. Размер эссе 4-5 страниц. Используйте сведения о европейских странах и России.
Подготовьте словарь основных геральдических терминов.
Сфрагистика
Подготовьте доклад-презентацию об истории становления Государственной печати в России. Объем 10-12 слайдов. Время выступления 10 минут. На последнем слайде укажите использованную литературу и электронные ресурсы.
Фалеристика

Эпиграфика
Составьте классификацию исторических эпиграфических источников. Для каждой выделенной категории приведите конкретные примеры.
Подготовьте сообщение об истории и значении расшифровки клинописи.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. В. Цыб, Н. П. Иванова Историческая хронология: учеб.-метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/2189
Л1.2 Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин, В.Б. Кобрин Вспомогательные исторические дисциплины : учебное пособие для вузов Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429883 (30.01.2018).
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Леонтьева Г.А. Палеография, археография, хронология, геральдика, системы социального этикета: Эл. прил. к учебнику "Вспомогательные исторические дисциплины": учебник ВЛАДОС, 2015 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691021381.html
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека Elibrary.ru https://elibrary.ru/query_results.asp
Э2 Курс лекций. вспомогательные исторические дисциплины http://gf.nsu.ru/docs/koi/annot_hist_.pdf
Э3 электронный учебно-методический комплекс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3338
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Вспомогательные исторические дисциплины объединены задачами изучения различных категорий исторических источников. При изучении этих дисциплин необходимо обращать внимание на видовые особенности разных категорий источников; специфику материала, из которого созданы исторический источник; на заключенной в источниках информации, позволяющей реконструировать историческое прошлое.
Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с наименованиями некоторых ВИД. При изучении вводной лекционной темы необходимо усвоить многообразие ВИД и значение каждой из дисциплин, ее роль в изучении различных категорий исторических источников.
При изучении исторической хронологии исходим из того, что это вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается определением, уточнением и проверкой дат исторических событий, изучением календарей и систем летосчисления. Освоение дисциплины должно осуществляться в двух направлениях: изучение теоретического материала и практической деятельности по овладению техникой работы с историческими датами. Предполагается приобретение навыков перевода дат на современную систему времясчисления, уточнения и проверки исторических дат. Важно обратить внимание на различное представление об естественных и искусственных единицах измерения времени у разных народов. Студент должен знать все основные эры.
При изучении раздела по генеалогии необходимо уяснить специфику и значение дисциплины, научиться анализировать генеалогические древа правящих российских династий, выявлять связи династические связи Рюриковичей и Романовых с другими монаршими домами.
В разделе «Нумизматика» стоит уделить внимание специфике источников, изучаемых в рамках нумизматики и в рамках бонистики, приобрести навыки поиска и оформления данных об истории развития денежного обращения в разных регионах мира в разные исторические периоды.
В рамках раздела по геральдике студент должен освоить основные геральдические понятия и научиться их применять при описании различных исторических гербов.
В разделе «Сфрагистика» необходимо уделить внимание специфике содержания источников, изучаемых данной дисциплиной и сформировать представление об основных государственных печатях, используемых в России.
В разделе по фалеристике познакомиться с основными разновидностями источников и спецификой их атрибуции. Раздел по эпиграфике призван сформировать навыки анализа надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.) и их атрибуции в соответствии с временным и культурным контекстом.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционный материал структурирован на разделы.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.