Закреплена за кафедрой | Кафедра информационной безопасности |
---|---|
Направление подготовки | 10.03.01. Информационная безопасность |
Профиль | Безопасность автоматизированных систем (в сфере профессиональной деятельности) |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 10_03_01_ИБ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра информационной безопасности
Протокол от 08.06.2020 г. № 10-2019/20
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.
1.1. | Цель дисциплины – дать студентам основные сведения об этике новых отношений, учитывающих массовую компьютеризацию всех сторон жизни и деятельности личности, общества и государства, о социально-правовых проблемах информатизации и обеспечения информационной безопасности, о современных научных направлениях, связанных с решением этих проблем. Задачами дисциплины являются: Формирование требований и проектирование системы управления ИБ Эффективное управление ИБ Сформировать у студентов практические навыки анализа и оценки гуманитарных аспектов информации, ее политического, правового, экономического и социального содержания с позиции общенациональной безопасности нашей страны. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-14 | способностью организовывать работу малого коллектива исполнителей в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о предметной области комплекса этических проблем в сфере информационных технологий, качественных и количественных методах описания жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере задачи своей профессиональной деятельности, их характеристики (модели), характеристики методов, средств, технологий, алгоритмов решения этих задач о качественных и количественных методах описания жизненно важных интересов личности основные положения этики в сфере информационных технологий перечень обязательной документации информационной безопасности и способы контроля ее эффективности методы идентификации несоответствий и приемы их корректировки и предупреждения задачи своей профессиональной деятельности, их характеристики (модели), характеристики методов, средств, технологий, алгоритмов решения этих задач |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических дисциплин при решении социальных и профессиональных задач использовать модели задач профессиональной деятельности основные определения и термины в области гуманитарных проблем информационной безопасности контролировать и документально отражать эффективность информационной безопасности вести обязательную документацию по информационной безопасности использовать модели задач профессиональной деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | культурой мышления, способностью к обобщению, анализу и восприятию информации навыками системного подхода к оценке уровня профессиональной квалификации для ее эффективного повышения способностью применять основные методы, средства, технологии, алгоритмы решения задач в профессиональной деятельности основными средствами и методами обеспечения информационной безопасности в гуманитарной сфере техниками совершенствования информационной безопасности на основе контроля ее эффективности основными приемами разработки, ведения и совершенствования необходимой документации способностью применять основные методы, средства, технологии, алгоритмы решения задач в профессиональной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Место и роль проблем информационной безопасности в становлении современного информационного общества | ||||||
1.1. | Понятие и составляющие информационной безопасности | Лекции | 5 | 1 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Нормативные документы в области информационной безопасности | Сам. работа | 5 | 3 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Нормативные документы в области информационной безопасности | Практические | 5 | 4 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Структура и задачи органов, обеспечивающих информационную безопасность | Лекции | 5 | 1 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Структура и задачи органов, обеспечивающих информационную безопасность | Практические | 5 | 6 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Гуманитарная сущность информационной безопасности | Лекции | 5 | 3 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Место и роль проблем информационной безопасности в становлении современного информационного общества | Сам. работа | 5 | 7 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Проблемы обеспечения баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере | ||||||
2.1. | Проблемы обеспечения баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере | Практические | 5 | 2 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Проблемы обеспечения баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Ценностная ориентация личности, ее информационное обоснование и информационная безопасность | ||||||
3.1. | Ценностная ориентация личности, ее информационное обоснование и информационная безопасность | Практические | 5 | 4 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Ценностная ориентация личности, ее информационное обоснование и информационная безопасность | Сам. работа | 5 | 5 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Обеспечение информационно-психологической безопасности личности и общества | ||||||
4.1. | Обеспечение информационно-психологической безопасности личности и общества | Лекции | 5 | 1 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Обеспечение информационно-психологической безопасности личности и общества | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Основы компьютерной этики | ||||||
5.1. | Основы компьютерной этики | Практические | 5 | 4 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Основы компьютерной этики | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Этика бизнеса в сфере информационных технологий | ||||||
6.1. | Этика бизнеса в сфере информационных технологий | Лекции | 5 | 4 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Этика бизнеса в сфере информационных технологий | Сам. работа | 5 | 5 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Компьютерные правонарушения | ||||||
7.1. | Компьютерные правонарушения | Лекции | 5 | 4 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Компьютерные правонарушения | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 8. Интеллектуальная собственность | ||||||
8.1. | Интеллектуальная собственность | Практические | 5 | 4 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
8.2. | Интеллектуальная собственность | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 9. Неприкосновенность частной жизни | ||||||
9.1. | Неприкосновенность частной жизни | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 10. Риски использования информационных технологий | ||||||
10.1. | Риски использования информационных технологий | Практические | 5 | 4 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
10.2. | Риски использования информационных технологий | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 11. Проблемы свободы слова | ||||||
11.1. | Проблемы свободы слова | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
11.2. | Проблемы свободы слова | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 12. Информационное пространство и проблема целостности российского государства | ||||||
12.1. | Информационное пространство и проблема целостности российского государства | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
12.2. | Информационное пространство и проблема целостности российского государства | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-14 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Характеристики информационной реальности, процесс ее институционализации как фактор общественного прогресса. 2. Гуманитарные аспекты информатизации. 3. Специфика информационных отношений в производительной, познавательной, научной, коммуникационной сферах. 4. Информационная технология как фактор преобразования производительной деятельности. Особенность научно-технической революции. 5. Современная научно-техническая революция. 6. Модель информационного общества - отражение новых онтологических закономерностей, обусловленных внедрением информационных технологий. 7. Информационные общественные отношения как характеризующие современный этап развития общества. 8. Социальная ответственность власти на пути к информационному обществу. 9. Актуальные проблемы информатизации современного общества. 10. Информационное неравенство как гуманитарная проблема. 11. Информационная культура личности в информационном обществе. 12. Исследование проблем обеспечения баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере. 13. Прогнозирование социально-психологических последствий внедрения и широкого использования современных информационных технологий. 14. Создание и развитие системы обеспечения информационно-психологической безопасности от противоправных информационных воздействий на сферы индивидуального, группового и массового сознания. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
В приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
В приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Внуков А.А. | Защита информации: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М.: Издательство Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кардашова И. Б. | ОСНОВЫ ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: Учебник для вузов | М.: Издательство Юрайт, 2019 // ЭБС "Юрайт" | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ». | www.microinform.ru | ||
Э2 | Курс в Moodle "Гуманитарные аспекты информационной безопасности" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. - бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины; - обратить особое внимание на сущность и графическое сопровождение основных рассматриваемых теоретических положений. - руководствоваться графиком самостоятельной работы; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - подготовку к зачету необходимо проводить по теоретическим вопросам - при подготовке к зачету параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию. Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе - руководствоваться графиком самостоятельной работы; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - подготовку к зачету необходимо проводить по теоретическим вопросам - при подготовке к зачету параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию. |