МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и методология исследования культурного наследия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИЗвСО-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Гребенникова Т.Г.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Тишкин А.А.

Рабочая программа дисциплины
История и методология исследования культурного наследия

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 46.04.01 История (уровень магистратуры), приказ №1300 от 05.11.2015

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование способности к анализу и оценке исторических вех в изучении культурного наследия на основе современных методологических подходов.
Задачи курса:
– проследить основные этапы и пути изучения культурного наследия за рубежом и в России;
– освоить содержание основных методологических подходов, применяемых к исследованию и интерпретации наследия;
– выявить особенности методологических подходов в изучении музеев и музейных собраний;
– уяснить современные тенденции и направления в теории и практике наследиеведения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры
ПК-2 способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов
ПК-3 владением современными методологическими принципами и методическими приемами исторического исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– историю и методологию исследования наследия;
– основные этапы и результаты изучения культурного и природного наследия в России и за рубежом;
- современные направления и проблемы истории культуры, музеологии, практики изучения и освоения объектов культурного и природного наследия;
– положения фундаментальных исследований по проблемам становления и развития музея, а также по вопросам специфики профильных групп музеев.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять культурно-исторические и музееведческие знания в различных сферах профессиональной деятельности;
- самостоятельно выполнять исследования при решении научно-исследовательских и прикладных задач в профессиональной деятельности с применением современных научно-информационных или образовательных технологий;
- выстраивать технологии обучения новому знанию;
– осуществлять собственную исследовательскую работу в области музеологии и изучения культурного наследия с применением современных методологических подходов;
– применять в профессиональной деятельности научную литературу по проблемам истории изучения наследия и методологии его современного использования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способностью к профессиональной адаптации и изменению профиля деятельности;
- навыками организации и проведения самостоятельной творческой работы в научно-исследовательском или производственном коллективе;
- способностью к обучению новым методам исследования;
– современным понятийным аппаратом музеологии;
– методологическими подходами в области изучения наследия для выполнения конкретных профессиональных задач, в том числе при подготовке научных статей, тезисов докладов, эссе, при написании магистерской диссертации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История изучения памятников культурного наследия
1.1. Выдающиеся мировые открытия памятников истории и культуры. История изучения памятников культуры в европейской части России. Ранний этап изучения памятников культурного наследия в России.осударственная и общественная инициативы в изучении памятников в XIX - начале XX в. Достижения и подходы советской науки к изучению культурного наследия История изучения памятников Сибири. Отрытия памятников сибирской археологии. Архитектура Сибири как объект исследования. Памятники горнозаводского, купеческого, советского периодов. Культовая архитектура. Лекции 1 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. История изучения памятников культуры в Сибири Сам. работа 1 25 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Научные общества в России и их роль в изучении культурного наследия
2.1. Отечественные научные общества XIX – начала XX вв. Особенности исторических обществ. Русское географическое общество: история и деятельность. Общества изучения наследия советского времени. Практические 1 8 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Общественные организации по изучению наследия 1990-х – 2000-х гг. Сам. работа 1 26 ПК-1 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Методологические подходы к изучению культурного наследия
3.1. История формирования содержания понятия «культурное наследие». Проблемы актуализации и трансляции культурного наследия Лекции 1 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Проблемы актуализации и трансляции культурного наследия Сам. работа 1 10 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Феномен музея и его роль в сохранении и актуализации наследия: история изучения и современные подходы
4.1. История изучения феномена музея (обзор зарубежных подходов XVI-XVIII вв.). История изучения феномена музея (обзор зарубежных подходов XIX-XX вв.). История изучения феномена музея (обзор отечественной историографии).Современные подходы к содержанию понятия "музей". Лекции 1 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Исследования исторического феномена музея за рубежом и в России Практические 1 10 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Направления и проблемы исследований феномена музея за рубежом и в России Сам. работа 1 6 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Наследие в музеях: история изучения и интерпретация
5.1. Изучение истории крупнейших музейных центров России в научной и периодической литературе.Основные дореволюционные и советские периодические издания по вопросам музейного дела. Монографические работы по отдельным крупнейшим музейным центрам России. Практические 1 10 ПК-1 Л1.2, Л2.1
5.2. Изучение истории крупнейших музейных центров России. Историографический анализ работ Сам. работа 1 8 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Итоговое тестирование и практические задания Экзамен 1 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Выдающиеся мировые открытия памятников истории и культуры и их значение.
2. Ранний этап изучения памятников культурного наследия в России.
3. Государственная и общественная инициативы в изучении памятников в XIX - начале XX в.
4. Достижения и подходы советской науки к изучению культурного наследия.
5. Изучение памятников культурного наследия в Сибири.
6. Отечественные научные общества XIX – начала XX вв.
7. Русское географическое общество: история и деятельность.
8. Общества изучения наследия советского и постсоветского времени.
9. Современные методологические подходы к изучению культурного наследия.
10. История изучения феномена музея (обзор зарубежных подходов XVI-XVIII вв.).
11. История изучения феномена музея (обзор зарубежных подходов XIX-XX вв.).
12. История изучения феномена музея (обзор отечественной историографии).
13. Современные подходы к содержанию понятия "музей".
14. Изучение истории крупнейших музейных центров России в научной и периодической литературе (Кунсткамера, Эрмитаж, Третьяковская галерея).
15. Изучение истории музеев-заповедников в пригородах Петербурга.
16. Изучение истории российских музеев периода Великой отечественной войны и послевоенного времени.
17. Изучение истории региональных музеев (музеи Сибири).
18. Изучение истории региональных музеев (музеи Алтая, Барнаула).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Примерные тестовые и практические задания (в полном объеме размещены в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=126)
В 1923 г. Петр Барановский инициирует создание музея

Тестовые задания

Выберите один ответ:
a. в Коломенском
b. в Царском Селе
c. в Кремле
d. в Гатчине

Создателями Московского археологического общества (1864–1923) считается

Выберите один ответ:
a. В.В. Згура
b. С.Г. Строганов и А.С. Уваров
c. И.И. Забелин и А.С. Уваров

Практические задания
1. Объясните, почему в России XIX в. общественная инициатива в изучении и сохранении наследия получила столь значительное развитие.

2. Разработайте решение для следующей профессиональной ситуации. Необходимо выполнить научно-исследовательский проект по подготовке печатного справочного материала на тему «Основные вехи в изучении памятников культурного наследия». Форма проекта – хронограф ключевых событий, связанных с изучением культурного наследия в России в XIX–XX столетиях (на выбор в зависимости от собственных исследовательских интересов выберите памятники архитектуры или памятники археологии). Требования к хронографу – наличие глоссария (включает содержание базовых понятий и краткие биографии исследователей) и библиографического списка.

3. Презентуйте деятельность одного из обществ XIX в. по изучению объектов культурного наследия по следующему примерному плану: наименование и дата создания, программные документы и их основные целевые установки, ведущие деятели и их вклад в изучение памятников, заслуги общества в разработки теории и методологии изучения наследия. В качестве приложений подготовьте библиографию и изобразительные презентационные материалы.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г. История и методология исследования культурного и природного наследия: учебное пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г. Музеология. Введение в профессию: учебное пособие Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гребенникова Т.Г. Современные исследования музеев и объектов культурного и природного наследия России: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры [Электронный ре-сурс]. Режим доступа: http://www.voopik.ru/ www.voopik.ru
Э2 Институт наследия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.heritage-institute.ru www.heritage-institute.ru
Э3 Общество изучения русской усадьбы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://oiru.org/ oiru.org
Э4 Портал «Музеи России». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.museum.ru www.museum.ru
Э5 Сайт «Музей будущего» включает статьи и аналитические материалы по менедж-менту и дизайну современных музеев, а также публикации по сохранению объектов наследия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.future.museum.ru/ www.future.museum.ru
Э6 Сотникова С.И. Природа и музей в культуре эпохи. Исторический экскурс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://museolog.rsuh.ru museolog.rsuh.ru
Э7 Электронная библиотека по музеологии кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета представляет научные статьи (на русском и иностранных языках) и указатели литературы по истории музеев и отдельным направлениям музейной деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.museolog.rsuh.ru/biblioteka.html www.museolog.rsuh.ru
Э8 Археологические общества в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru dic.academic.ru
Э9 ООПТ России. Информационно-справочная система [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://oopt.info/ oopt.info
Э10 Вестник музеологии. – 2011. – №3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://history.spbu.ru/index.php?chpu=Voprosy_museologii history.spbu.ru
Э11 Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине "история и методология исследовнаия культурного наследия" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office Professional 2010
2. Microsoft Office 2010 Professional Plus

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционный материал структурирован на разделы.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.
Для освоения материала, в том числе для самостоятельной работы и выполнения практических заданий, тестирования, имеется электронный учебно-методический комплекс, размещенный по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=126
Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем и направляются преподавателю. Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени.