Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 51.04.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Профиль | Историко-культурное наследие: изучение, сохранение и использование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 51_04_04 МООКПН-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 85 | 85 | 85 | 85 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины является формирование способности к анализу и оценке исторических вех в изучении культурного наследия на основе современных методологических подходов. Задачи курса: – проследить основные этапы и пути изучения культурного наследия за рубежом и в России; – освоить содержание основных методологических подходов, применяемых к исследованию и интерпретации наследия; – выявить особенности методологических подходов в изучении музеев и музейных собраний; – уяснить современные тенденции и направления в теории и практике наследиеведения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
ОПК-1 | Способен организовывать исследовательские и проектные работы в области культуроведения и социокультурного проектирования |
ПК-2 | Способность к применению междисциплинарных подходов при изучении предметов и объектов наследия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | – историю и методологию исследования наследия; – основные этапы и результаты изучения культурного и природного наследия в России и за рубежом; - современные направления и проблемы истории культуры, музеологии, практики изучения и освоения объектов культурного и природного наследия; – положения фундаментальных исследований по проблемам становления и развития музея, а также по вопросам специфики профильных групп музеев. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять культурно-исторические и музееведческие знания в различных сферах профессиональной деятельности; - самостоятельно выполнять исследования при решении научно-исследовательских и прикладных задач в профессиональной деятельности с применением современных научно-информационных или образовательных технологий; - выстраивать технологии обучения новому знанию; – осуществлять собственную исследовательскую работу в области музеологии и изучения культурного наследия с применением современных методологических подходов; – применять в профессиональной деятельности научную литературу по проблемам истории изучения наследия и методологии его современного использования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - способностью к профессиональной адаптации и изменению профиля деятельности; - навыками организации и проведения самостоятельной творческой работы в научно-исследовательском или производственном коллективе; - способностью к обучению новым методам исследования; – современным понятийным аппаратом музеологии; – методологическими подходами в области изучения наследия для выполнения конкретных профессиональных задач, в том числе при подготовке научных статей, тезисов докладов, эссе, при написании магистерской диссертации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История изучения памятников культурного наследия | ||||||
1.1. | Выдающиеся мировые открытия памятников истории и культуры. История изучения памятников культуры в европейской части России. Ранний этап изучения памятников культурного наследия в России.осударственная и общественная инициативы в изучении памятников в XIX - начале XX в. Достижения и подходы советской науки к изучению культурного наследия История изучения памятников Сибири. Отрытия памятников сибирской археологии. Архитектура Сибири как объект исследования. Памятники горнозаводского, купеческого, советского периодов. Культовая архитектура. | Лекции | 1 | 6 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | История изучения памятников культуры в Сибири | Сам. работа | 1 | 25 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Научные общества в России и их роль в изучении культурного наследия | ||||||
2.1. | Отечественные научные общества XIX – начала XX вв. Особенности исторических обществ. Русское географическое общество: история и деятельность. Общества изучения наследия советского времени. | Практические | 1 | 4 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Общественные организации по изучению наследия 1990-х – 2000-х гг. | Сам. работа | 1 | 30 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Методологические подходы к изучению культурного наследия | ||||||
3.1. | История формирования содержания понятия «культурное наследие». Проблемы актуализации и трансляции культурного наследия | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Проблемы актуализации и трансляции культурного наследия | Сам. работа | 1 | 16 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 4. Феномен музея и его роль в сохранении и актуализации наследия: история изучения и современные подходы | ||||||
4.1. | История изучения феномена музея (обзор зарубежных подходов XVI-XVIII вв.). История изучения феномена музея (обзор зарубежных подходов XIX-XX вв.). История изучения феномена музея (обзор отечественной историографии).Современные подходы к содержанию понятия "музей". | Лекции | 1 | 4 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.2. | Исследования исторического феномена музея за рубежом и в России | Практические | 1 | 6 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.3. | Направления и проблемы исследований феномена музея за рубежом и в России | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 5. Наследие в музеях: история изучения и интерпретация | ||||||
5.1. | Изучение истории крупнейших музейных центров России в научной и периодической литературе.Основные дореволюционные и советские периодические издания по вопросам музейного дела. Монографические работы по отдельным крупнейшим музейным центрам России. | Практические | 1 | 10 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
5.2. | Изучение истории крупнейших музейных центров России. Историографический анализ работ | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.3. | Итоговое тестирование и практические задания | Экзамен | 1 | 27 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Выдающиеся мировые открытия памятников истории и культуры и их значение. 2. Ранний этап изучения памятников культурного наследия в России. 3. Государственная и общественная инициативы в изучении памятников в XIX - начале XX в. 4. Достижения и подходы советской науки к изучению культурного наследия. 5. Изучение памятников культурного наследия в Сибири. 6. Отечественные научные общества XIX – начала XX вв. 7. Русское географическое общество: история и деятельность. 8. Общества изучения наследия советского и постсоветского времени. 9. Современные методологические подходы к изучению культурного наследия. 10. История изучения феномена музея (обзор зарубежных подходов XVI-XVIII вв.). 11. История изучения феномена музея (обзор зарубежных подходов XIX-XX вв.). 12. История изучения феномена музея (обзор отечественной историографии). 13. Современные подходы к содержанию понятия "музей". 14. Изучение истории крупнейших музейных центров России в научной и периодической литературе (Кунсткамера, Эрмитаж, Третьяковская галерея). 15. Изучение истории музеев-заповедников в пригородах Петербурга. 16. Изучение истории российских музеев периода Великой отечественной войны и послевоенного времени. 17. Изучение истории региональных музеев (музеи Сибири). 18. Изучение истории региональных музеев (музеи Алтая, Барнаула). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Примерные тестовые и практические задания (в полном объеме размещены в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=126) В 1923 г. Петр Барановский инициирует создание музея Тестовые задания Выберите один ответ: a. в Коломенском b. в Царском Селе c. в Кремле d. в Гатчине Создателями Московского археологического общества (1864–1923) считается Выберите один ответ: a. В.В. Згура b. С.Г. Строганов и А.С. Уваров c. И.И. Забелин и А.С. Уваров Практические задания 1. Объясните, почему в России XIX в. общественная инициатива в изучении и сохранении наследия получила столь значительное развитие. 2. Разработайте решение для следующей профессиональной ситуации. Необходимо выполнить научно-исследовательский проект по подготовке печатного справочного материала на тему «Основные вехи в изучении памятников культурного наследия». Форма проекта – хронограф ключевых событий, связанных с изучением культурного наследия в России в XIX–XX столетиях (на выбор в зависимости от собственных исследовательских интересов выберите памятники архитектуры или памятники археологии). Требования к хронографу – наличие глоссария (включает содержание базовых понятий и краткие биографии исследователей) и библиографического списка. 3. Презентуйте деятельность одного из обществ XIX в. по изучению объектов культурного наследия по следующему примерному плану: наименование и дата создания, программные документы и их основные целевые установки, ведущие деятели и их вклад в изучение памятников, заслуги общества в разработки теории и методологии изучения наследия. В качестве приложений подготовьте библиографию и изобразительные презентационные материалы. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гребенникова Т.Г. | История и методология исследования культурного и природного наследия: учебное пособие | Издательство Алтайского государственного университета, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Гребенникова Т.Г. | Музеология. Введение в профессию: учебное пособие | Алт. ун-та, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гребенникова Т.Г. | Современные исследования музеев и объектов культурного и природного наследия России: учебное пособие | Изд-во Алт. ун-та, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры [Электронный ре-сурс]. Режим доступа: http://www.voopik.ru/ | www.voopik.ru | ||
Э2 | Институт наследия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.heritage-institute.ru | www.heritage-institute.ru | ||
Э3 | Общество изучения русской усадьбы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://oiru.org/ | oiru.org | ||
Э4 | Портал «Музеи России». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.museum.ru | www.museum.ru | ||
Э5 | Сайт «Музей будущего» включает статьи и аналитические материалы по менедж-менту и дизайну современных музеев, а также публикации по сохранению объектов наследия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.future.museum.ru/ | www.future.museum.ru | ||
Э6 | Сотникова С.И. Природа и музей в культуре эпохи. Исторический экскурс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://museolog.rsuh.ru | museolog.rsuh.ru | ||
Э7 | Электронная библиотека по музеологии кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета представляет научные статьи (на русском и иностранных языках) и указатели литературы по истории музеев и отдельным направлениям музейной деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.museolog.rsuh.ru/biblioteka.html | www.museolog.rsuh.ru | ||
Э8 | Археологические общества в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru | dic.academic.ru | ||
Э9 | ООПТ России. Информационно-справочная система [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://oopt.info/ | oopt.info | ||
Э10 | Вестник музеологии. – 2011. – №3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://history.spbu.ru/index.php?chpu=Voprosy_museologii | history.spbu.ru | ||
Э11 | Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине "история и методология исследовнаия культурного наследия" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office Professional 2010 2. Microsoft Office 2010 Professional Plus Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционный материал структурирован на разделы. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки. При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее. При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet. Для освоения материала, в том числе для самостоятельной работы и выполнения практических заданий, тестирования, имеется электронный учебно-методический комплекс, размещенный по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=126 Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем и направляются преподавателю. Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. |