МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Декоративные элементы в одежде

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильДизайн костюма и текстиля
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv54_03_03_ДКиТ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доц., Бацына О.А.;

Рецензент(ы):
к.иск., Зав.каф., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Декоративные элементы в одежде

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 25.05.2016 г. № № 624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данной дисциплины является изучение эстетических особенностей декоративных элементов в костюме, выявление их роли образной стороне туалета и освоение некоторых приемов декорирования одежды для создания художественного проекта.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способность формулировать цели и задачи художественного проекта, к выявлению приоритетов в решении задач с учетом эстетических, этических и иных аспектов деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О содержании основных этапов развития костюма разных народов;о различных трактовках тех или иных проблем, связанных с теоретическим изучением костюма и иметь возможность составить о них собственное мнение.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать классификацию костюма по форме, функциям, образу;причины образования, исчезновения, трансформации и возрождения национального, традиционного и исторического костюма,определения основных понятий, терминов по курсу.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-понимания значимости изучения истории костюма как часть искусства;
-аргументированного изложения материала по курсу;
-целостного понимания художественного значения костюма, стилей, модных тенденций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Костюм как историко-культурный феномен.
1.1. История костюма как часть исторического знания. Предмет, цели и задачи курса. Источники изучения истории костюма и текстиля. Лекции 9 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Особенности трактовка понятия "костюм", "мода", "декоративный элемент" Лекции 9 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Костюм и его компоненты, аксессуары, фурнитура, декоративные элементы Практические 9 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Понятие «системы», "часть", "целое", "аксессуар" в истории костюма. Практические 9 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Взаимосвязь костюма и эстетического идеала в различных культурах. Семиотический анализ. Сам. работа 9 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Эволюция декоративных элементов в истории костюма Древнего периода
2.1. Освоение новых материалов для декорирования одежды в эпоху неолита и бронзы (ткани, войлок, кожевенные технологии). Лекции 9 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Разработка эскиза костюма народов Месопотамии Практические 9 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Особенности культуры восточных деспотий и их отражение в форме костюма Месопотамии. Формообразование и типы костюма культур Двуречья. Сам. работа 9 4 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Особенности декорирования костюма в Древнем Египте Лекции 9 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Эстетические принципы декоративного решения костюма в Древнем Египте. Символы и знаки в египетском костюме.(Подготовка к семинару). Сам. работа 9 6 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Особенности декоративных элементов в искусстве костюма Древней Индии Практические 9 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. Разработка эскиза декоративного украшения Индии Сам. работа 9 6 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.8. Особенности декоративных элементов китайского костюма Практические 9 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.9. Разработка стилизованной модели с использованием декоративных элементов китайского костюма Сам. работа 9 6 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.10. Роль декоративных элементов в традиционном японском костюме Практические 9 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Декоративный элемент в культуре античности
3.1. Пластические задачи в костюме древней Греции. Лекции 9 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. Проблема формообразования и декорирования древнеримского костюма. Лекции 9 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.3. Разработка проекта в материале укращения в античном стиле материале Сам. работа 9 6 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Костюм Западной Европы
4.1. Особенности европейского костюма в эпоху средневековья. Лекции 9 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.2. Разработка эскиза европейского средневекового костюма Сам. работа 9 6 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.3. Костюм романского стиля Практические 9 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.4. Декоративный элемент в эпоху Готика Практические 9 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.5. Региональные особенности ювелирного искусства в Европе. (Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку). Сам. работа 9 6 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Декоративный элемент в истории моды 19-20 вв.
5.1. Европейский костюм 19 века и место декоративного элемента в его стилистическом решении Практические 9 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.2. Разработка эскизов европейского женского костюма 19 века с применением декоративных техник Сам. работа 9 8 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.3. Стиль модерн в европейском костюме Практические 9 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.4. Разработка эскизов мужского и женского костюма в стиле модерн Сам. работа 9 6 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.5. Роль модных журналов в истории моды и стиля. Эволюция декоративных элементов Сам. работа 9 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.6. Анализ журналов мод 19 века. Место декоративного элемента в костюме Сам. работа 9 4 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.7. Развитие костюма в 20 веке. Роль кутюрье в истории моды Сам. работа 9 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.8. Развитие женского костюма в 1915—1925 годах Сам. работа 9 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.9. Декоративный элемент в костюме Шанель, Диора, Кардена Сам. работа 9 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.10. Создание украшения в стиле авангардных течений в искусстве ХХ века Сам. работа 9 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.11. Разработка эскиза модели и декоративного элемента в стиле модного дома "Кристиан Диор" Сам. работа 9 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.12. Особенности декоративного решения русского-народного костюма Сам. работа 9 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.13. Русский народный костюм из коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Сам. работа 9 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.14. Костюмы русских губерний Сам. работа 9 6 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.15. Символика цвета в русского костюма Сам. работа 9 6 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Козьякова М. И. История. Культура. Повседневность : Западная Европа: от Античности до XX века:: учебное пособие Москва : Согласие, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=252984
Л1.2 Цветкова Н.Н. История текстильного искусства и костюма. Древний мир: учебное пособие Издательство «СПбКО», 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209999
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тихонова Н.В. Композиция костюма: учебное пособие КНИТУ, 2017 e.lanbook.com
Л2.2 Кузьмичев В. Е., Ахмедулова Н. И., Юдина Л. П. ; под науч. ред. Кузьмичева В.Е. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СИСТЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСТЮМА 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черняева Е.Н. История костюма: учебно-методический комплекс: Методическая литература Кемерово: КемГУКИ. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Университетская библиотека onlaine.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
Э2 2. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова.- Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
Э3 MOODLE Декоративные элементы в одежде portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Декоративные элементы в одежде» самостоятельная работа студентов является главным методом освоения дисциплины. Она предполагает углубленное изучение теоретических работ по проблемам в данной области.
По наиболее актуальным и сложным проблемам проводятся практические занятия согласно тематическому плану изучения дисциплины, где углубляются и закрепляются полученные студентами знания. Кроме того, в ходе указанных занятий у обучаемых вырабатываются умения и навыки создания и исполнения в материале декоративных элементов в одежде.
Применяются технические средства обучения, наглядные пособия, презентации, мастер-классы по разным видам техник декорирования.
Самостоятельная работа при изучении дисциплины играет очень важное значение. Как правило, на самостоятельную работу отводится около 50% бюджета времени, выделенного на освоение содержания учебной дисциплины. Для самостоятельной работы студент должен получить комплекс необходимых учебно-методических материалов в библиотеке вуза, а также использовать Интернет-ресурсы, указанные в Рабочей программе дисциплины.
Рекомендуется следующий порядок работы. Вначале надо ознакомиться с кругом вопросов, которые входят в раздел и тему дисциплины. Затем следует повторить материал лекции по конспекту, прочитать соответствующую главу учебника или учебного пособия и затем, для более расширенного изучения приступить к чтению дополнительной литературы, рекомендуемой по данной проблеме.