Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 54.03.03. Искусство костюма и текстиля |
Профиль | Художественное проектирование костюма |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v54_03_03-ХПКпр-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (9) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 82 | 82 | 82 | 82 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Целью данной дисциплины является изучение эстетических особенностей декоративных элементов в костюме, выявление их роли образной стороне туалета и освоение некоторых приемов декорирования одежды для создания художественного проекта. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08 |
ПК-4 | Способность формулировать цели и задачи художественного проекта, к выявлению приоритетов в решении задач с учетом эстетических, этических и иных аспектов деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | О содержании основных этапов развития костюма разных народов;о различных трактовках тех или иных проблем, связанных с теоретическим изучением костюма и иметь возможность составить о них собственное мнение. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Знать классификацию костюма по форме, функциям, образу;причины образования, исчезновения, трансформации и возрождения национального, традиционного и исторического костюма,определения основных понятий, терминов по курсу. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -понимания значимости изучения истории костюма как часть искусства; -аргументированного изложения материала по курсу; -целостного понимания художественного значения костюма, стилей, модных тенденций. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Костюм как историко-культурный феномен. | ||||||
1.1. | История костюма как часть исторического знания. Предмет, цели и задачи курса. Источники изучения истории костюма и текстиля. | Лекции | 9 | 1 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Особенности трактовка понятия "костюм", "мода", "декоративный элемент" | Лекции | 9 | 1 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Костюм и его компоненты, аксессуары, фурнитура, декоративные элементы | Практические | 9 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Понятие «системы», "часть", "целое", "аксессуар" в истории костюма. | Практические | 9 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.5. | Взаимосвязь костюма и эстетического идеала в различных культурах. Семиотический анализ. | Сам. работа | 9 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Эволюция декоративных элементов в истории костюма Древнего периода | ||||||
2.1. | Освоение новых материалов для декорирования одежды в эпоху неолита и бронзы (ткани, войлок, кожевенные технологии). | Лекции | 9 | 1 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Разработка эскиза костюма народов Месопотамии | Практические | 9 | 1 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Особенности культуры восточных деспотий и их отражение в форме костюма Месопотамии. Формообразование и типы костюма культур Двуречья. | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.4. | Особенности декорирования костюма в Древнем Египте | Лекции | 9 | 1 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Эстетические принципы декоративного решения костюма в Древнем Египте. Символы и знаки в египетском костюме.(Подготовка к семинару). | Сам. работа | 9 | 6 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Особенности декоративных элементов в искусстве костюма Древней Индии | Практические | 9 | 1 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.7. | Разработка эскиза декоративного украшения Индии | Сам. работа | 9 | 6 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.8. | Особенности декоративных элементов китайского костюма | Практические | 9 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.9. | Разработка стилизованной модели с использованием декоративных элементов китайского костюма | Сам. работа | 9 | 6 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.10. | Роль декоративных элементов в традиционном японском костюме | Практические | 9 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Декоративный элемент в культуре античности | ||||||
3.1. | Пластические задачи в костюме древней Греции. | Лекции | 9 | 1 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Проблема формообразования и декорирования древнеримского костюма. | Лекции | 9 | 1 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Разработка проекта в материале укращения в античном стиле материале | Сам. работа | 9 | 6 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Костюм Западной Европы | ||||||
4.1. | Особенности европейского костюма в эпоху средневековья. | Лекции | 9 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Разработка эскиза европейского средневекового костюма | Сам. работа | 9 | 6 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Костюм романского стиля | Практические | 9 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
4.4. | Декоративный элемент в эпоху Готика | Практические | 9 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
4.5. | Региональные особенности ювелирного искусства в Европе. (Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку). | Сам. работа | 9 | 6 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 5. Декоративный элемент в истории моды 19-20 вв. | ||||||
5.1. | Европейский костюм 19 века и место декоративного элемента в его стилистическом решении | Практические | 9 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.2. | Разработка эскизов европейского женского костюма 19 века с применением декоративных техник | Практические | 9 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.3. | Стиль модерн в европейском костюме | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.4. | Разработка эскизов мужского и женского костюма в стиле модерн | Сам. работа | 9 | 6 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.5. | Роль модных журналов в истории моды и стиля. Эволюция декоративных элементов | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.6. | Анализ журналов мод 19 века. Место декоративного элемента в костюме | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.7. | Развитие костюма в 20 веке. Роль кутюрье в истории моды | Сам. работа | 9 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.8. | Развитие женского костюма в 1915—1925 годах | Сам. работа | 9 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.9. | Декоративный элемент в костюме Шанель, Диора, Кардена | Сам. работа | 9 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.10. | Создание украшения в стиле авангардных течений в искусстве ХХ века | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.11. | Разработка эскиза модели и декоративного элемента в стиле модного дома "Кристиан Диор" | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.12. | Особенности декоративного решения русского-народного костюма | Сам. работа | 9 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.13. | Русский народный костюм из коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге. | Сам. работа | 9 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.14. | Костюмы русских губерний | Сам. работа | 9 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.15. | Символика цвета в русского костюма | Сам. работа | 9 | 2 | ПК-4 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Козьякова М. И. | История. Культура. Повседневность : Западная Европа: от Античности до XX века:: учебное пособие | Москва : Согласие, 2013 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=252984 |
Л1.2 | Цветкова Н.Н. | История текстильного искусства и костюма. Древний мир: учебное пособие | Издательство «СПбКО», 2010 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209999 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Тихонова Н.В. | Композиция костюма: учебное пособие | КНИТУ, 2017 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Кузьмичев В. Е., Ахмедулова Н. И., Юдина Л. П. ; под науч. ред. Кузьмичева В.Е. | ОСНОВЫ ТЕОРИИ СИСТЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСТЮМА 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Черняева Е.Н. | История костюма: учебно-методический комплекс: Методическая литература | Кемерово: КемГУКИ. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Университетская библиотека onlaine.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/ | |||
Э2 | 2. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова.- Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html | |||
Э3 | MOODLE Декоративные элементы в одежде | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
При изучении дисциплины «Декоративные элементы в одежде» самостоятельная работа студентов является главным методом освоения дисциплины. Она предполагает углубленное изучение теоретических работ по проблемам в данной области. По наиболее актуальным и сложным проблемам проводятся практические занятия согласно тематическому плану изучения дисциплины, где углубляются и закрепляются полученные студентами знания. Кроме того, в ходе указанных занятий у обучаемых вырабатываются умения и навыки создания и исполнения в материале декоративных элементов в одежде. Применяются технические средства обучения, наглядные пособия, презентации, мастер-классы по разным видам техник декорирования. Самостоятельная работа при изучении дисциплины играет очень важное значение. Как правило, на самостоятельную работу отводится около 50% бюджета времени, выделенного на освоение содержания учебной дисциплины. Для самостоятельной работы студент должен получить комплекс необходимых учебно-методических материалов в библиотеке вуза, а также использовать Интернет-ресурсы, указанные в Рабочей программе дисциплины. Рекомендуется следующий порядок работы. Вначале надо ознакомиться с кругом вопросов, которые входят в раздел и тему дисциплины. Затем следует повторить материал лекции по конспекту, прочитать соответствующую главу учебника или учебного пособия и затем, для более расширенного изучения приступить к чтению дополнительной литературы, рекомендуемой по данной проблеме. |