МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Демография
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 130
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 130 130 130 130
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.социол.наук, доцент Замятина Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
канд.социол.наук, зам.декана Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Демография

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д-р филос. наук, профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д-р филос. наук, профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса «Демография» состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основными понятиями, положениями, тенденциями современного развития демографических процессов, научить их применять полученные знания на практике.
Задачи учебного курса
• Научить студентов анализировать демографические процессы и демографическую обстановку,
• ознакомить с источниками данных о населении, дать знания по основными демографическим процессам,
• изучить тенденции и факторы основных демографических процессов, приобрести первоначальные знания в области социологического анализа демографических процессов,
• уяснить особенности демографической ситуации и тенденции ее развития в мире, в России в целом и ее регионах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2.1: Находит, анализирует и представляет фактические данные, готовит аналитическую информацию об исследуемых социальных группах, процессах и явлениях
ОПК-2.2: Описывает социальные исследования и процессы на основе объективной безоценочной интерпретации эмпирических данных
ОПК-2.3: Объясняет социальные явления и процессы на основе концепций и объяснительных моделей социологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и категории демографии
показатели естественного и механического движения населения
источники демографических данных
меры демографической политики
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать научные теории, концепции и подходы демографии в ходе профессиональной деятельности
анализировать и представлять фактические данные, готовить аналитическую информацию об исследуемых социальных группах, процессах и явлениях в демографии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применять имеющиеся знания по демографии в своей профессиональной деятельности
использования показателей демографических процессов на основе объективной без оценочной интерпретации эмпирических данных

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Демография как наука
1.1. Демография как наука. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Демография как наука. Практические 3 0 Л1.1, Л2.1
1.3. Демография как наука. Сам. работа 3 14 Л1.1, Л2.1
1.4. Источники данных о населении Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Источники данных о населении Практические 3 0 Л1.1, Л2.1
1.6. Источники данных о населении Сам. работа 3 14 Л1.1, Л2.1
1.7. Численность и структура населения Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1
1.8. Численность и структура населения Практические 3 0 Л1.1, Л2.1
1.9. Численность и структура населения Сам. работа 3 14 Л1.1, Л2.1
1.10. Демографический анализ семьи Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1
1.11. Демографический анализ семьи Практические 3 0 Л1.1, Л2.1
1.12. Демографический анализ семьи Сам. работа 3 14 Л1.1, Л2.1
1.13. Рождаемость и репродуктивное поведение Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1
1.14. Рождаемость и репродуктивное поведение Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.15. Рождаемость и репродуктивное поведение Сам. работа 3 14 Л1.1, Л2.1
1.16. Смертность и самосохранительное поведение Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1
1.17. Смертность и самосохранительное поведение Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.18. Смертность и самосохранительное поведение Сам. работа 3 14 Л1.1, Л2.1
1.19. Демографический анализ брачности и разводимости Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1
1.20. Демографический анализ брачности и разводимости Практические 3 0 Л1.1, Л2.1
1.21. Демографический анализ брачности и разводимости Сам. работа 3 14 Л1.1, Л2.1
1.22. Миграционная подвижность населения Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1
1.23. Миграционная подвижность населения Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.24. Миграционная подвижность населения Сам. работа 3 16 Л1.1, Л2.1
1.25. Цели и направления демографической политики Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1
1.26. Цели и направления демографической политики Практические 3 0 Л1.1, Л2.1
1.27. Цели и направления демографической политики Сам. работа 3 16 Л1.1, Л2.1
1.28. Зачет 3 4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Перечень вопросов и заданий к зачету:
Теоретические вопросы:
1. Демография как наука. Предмет демографии. Демография и социология.
2. Источники данных о населении и демографических процессах.
3. Методы демографии.
4. Переписи населения: краткая история проведения.
5. Переписи населения: цели, принципы проведения.
6. Демографические процессы и структуры. Понятие о видах «движения населения».
7. Структуры населения: определение, основные виды. Демографические и недемографические структуры.
8. Понятие рождаемости: определение, методы измерения.
9. Микроэкономический подход к анализу рождаемости (Беккер).
10. Репродуктивное поведение.
11. Демографическое понятие смертности: определение, методы измерения.
12. Таблицы смертности: определение, основные функции.
13. Средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни: понятие, расчет, тенденции изменения, социальное значение.
14. Основные тенденции смертности в России.
15. Младенческая смертность: понятие, методика расчета.
16. Самосохранительное поведение: понятие и структура.
17. Депопуляция – причины и последствия.
18. Брак, брачность, брачное состояние.
19. Демографическая типология семей.
20. Семья и домохозяйство в демографии.
21. Планирование семьи – понятие, роль в демографической динамике.
22. Миграция – определение, основные виды, методы измерения.
23. Характеристика миграционных процессов в мире, России и ее регионах.
24. Демографический прогноз: понятие и классификация.
25. Демографические прогнозы для России.
26. Методы демографического прогнозирования.
27. Демографическая политика – понятие, основные методы проведения.
28. Меры демографической политики: достоинства и недостатки.
29. Основные проблемы демографической политики в России на современном этапе.
30. Разработка концепций демографической политики на федеральном и региональном уровнях.
Практические задания проблемно-поискового характера:
1. Составить схему «Преимущества и недостатки основных источников демографической информации».
2. Охарактеризуйте значимость демографической информации для практической деятельности и научных исследований.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы эссе:
1. Может ли быть ликвидировано отставание России по продолжительности жизни от развитых стран мира?
2. Состояние и тенденции международной миграции населения России. Проблемы регистрации и регулирования.
3. Этнический состав населения России: тенденции и перспективы.
4. Современные тенденции международной миграции в европейских странах.
5. Проблемы демографического старения населения России и продолжительности жизни.
6. Проблемы рождаемости в современной России, вопросы повышения рождаемости в стране и регионе.
7. Перспективы развития семьи и брака в России. Основные тенденции трансформации современной российской семьи.
8. Влияние урбанизации на снижение рождаемости населения.
9. Демографическое старение и его социально-экономические последствия.
10. Перспективы эволюции возрастной структуры населения России и ее последствия для пенсионной системы.
5.3. Фонд оценочных средств
находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. В. Воронцов, М. Б. Глотов Демография: учебник и практикум для прикладного бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/5CAE946C-B76B-44B1-BF95-34A73F2B1306
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. И. Елисеева [и др.] ; под ред. И. И. Елисеевой, М. А. Клупта. Демография и статистика населения: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/037D6BE7-0A73-4D42-B66C-D36DDE93F613
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Юрайт" https://biblio-online.ru/
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/
Э3 Социология.RU http://sotsiologia.ru/
Э4 Учреждение Российской Академии наук. Институт социологии РАН http://www.isras.ru/
Э5 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) http://wciom.ru/
Э6 Фонд «Общественное мнение» http://www.fom.ru
Э7 Курс в moodle «Демография» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1771
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
- На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.