МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Демография

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.социол.наук, доцент Замятина Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
канд.социол.наук, зам.декана Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Демография

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д-р филос. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д-р филос. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса «Демография» состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основными понятиями, положениями, тенденциями современного развития демографических процессов, научить их применять полученные знания на практике.
Задачи учебного курса
• Научить студентов анализировать демографические процессы и демографическую обстановку,
• ознакомить с источниками данных о населении, дать знания по основными демографическим процессам,
• изучить тенденции и факторы основных демографических процессов, приобрести первоначальные знания в области социологического анализа демографических процессов,
• уяснить особенности демографической ситуации и тенденции ее развития в мире, в России в целом и ее регионах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и категории демографии
показатели естественного и механического движения населения
источники демографических данных
меры демографической политики
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать научные теории, концепции и подходы демографии в ходе профессиональной деятельности
анализировать и представлять фактические данные, готовить аналитическую информацию об исследуемых социальных группах, процессах и явлениях в демографии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применять имеющиеся знания по демографии в своей профессиональной деятельности
использования показателей демографических процессов на основе объективной без оценочной интерпретации эмпирических данных

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Демография как наука
1.1. Демография как наука. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Демография как наука. Практические 3 0 Л1.1, Л2.1
1.3. Демография как наука. Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1
1.4. Источники данных о населении Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Источники данных о населении Практические 3 0 Л1.1, Л2.1
1.6. Источники данных о населении Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1
1.7. Численность и структура населения Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1
1.8. Численность и структура населения Практические 3 0 Л1.1, Л2.1
1.9. Численность и структура населения Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1
1.10. Демографический анализ семьи Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1
1.11. Демографический анализ семьи Практические 3 0 Л1.1, Л2.1
1.12. Демографический анализ семьи Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1
1.13. Рождаемость и репродуктивное поведение Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.14. Рождаемость и репродуктивное поведение Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.15. Рождаемость и репродуктивное поведение Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1
1.16. Смертность и самосохранительное поведение Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1
1.17. Смертность и самосохранительное поведение Практические 3 0 Л1.1, Л2.1
1.18. Смертность и самосохранительное поведение Сам. работа 3 14 Л1.1, Л2.1
1.19. Демографический анализ брачности и разводимости Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1
1.20. Демографический анализ брачности и разводимости Практические 3 0 Л1.1, Л2.1
1.21. Демографический анализ брачности и разводимости Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1
1.22. Миграционная подвижность населения Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1
1.23. Миграционная подвижность населения Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.24. Миграционная подвижность населения Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1
1.25. Цели и направления демографической политики Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1
1.26. Цели и направления демографической политики Практические 3 0 Л1.1, Л2.1
1.27. Цели и направления демографической политики Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1
1.28. Зачет 3 4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень вопросов и заданий к зачету:
Теоретические вопросы:
1. Демография как наука. Предмет демографии. Демография и социология.
2. Источники данных о населении и демографических процессах.
3. Методы демографии.
4. Переписи населения: краткая история проведения.
5. Переписи населения: цели, принципы проведения.
6. Демографические процессы и структуры. Понятие о видах «движения населения».
7. Структуры населения: определение, основные виды. Демографические и недемографические структуры.
8. Понятие рождаемости: определение, методы измерения.
9. Микроэкономический подход к анализу рождаемости (Беккер).
10. Репродуктивное поведение.
11. Демографическое понятие смертности: определение, методы измерения.
12. Таблицы смертности: определение, основные функции.
13. Средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни: понятие, расчет, тенденции изменения, социальное значение.
14. Основные тенденции смертности в России.
15. Младенческая смертность: понятие, методика расчета.
16. Самосохранительное поведение: понятие и структура.
17. Депопуляция – причины и последствия.
18. Брак, брачность, брачное состояние.
19. Демографическая типология семей.
20. Семья и домохозяйство в демографии.
21. Планирование семьи – понятие, роль в демографической динамике.
22. Миграция – определение, основные виды, методы измерения.
23. Характеристика миграционных процессов в мире, России и ее регионах.
24. Демографический прогноз: понятие и классификация.
25. Демографические прогнозы для России.
26. Методы демографического прогнозирования.
27. Демографическая политика – понятие, основные методы проведения.
28. Меры демографической политики: достоинства и недостатки.
29. Основные проблемы демографической политики в России на современном этапе.
30. Разработка концепций демографической политики на федеральном и региональном уровнях.
Практические задания проблемно-поискового характера:
1. Составить схему «Преимущества и недостатки основных источников демографической информации».
2. Охарактеризуйте значимость демографической информации для практической деятельности и научных исследований.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы эссе:
1. Может ли быть ликвидировано отставание России по продолжительности жизни от развитых стран мира?
2. Состояние и тенденции международной миграции населения России. Проблемы регистрации и регулирования.
3. Этнический состав населения России: тенденции и перспективы.
4. Современные тенденции международной миграции в европейских странах.
5. Проблемы демографического старения населения России и продолжительности жизни.
6. Проблемы рождаемости в современной России, вопросы повышения рождаемости в стране и регионе.
7. Перспективы развития семьи и брака в России. Основные тенденции трансформации современной российской семьи.
8. Влияние урбанизации на снижение рождаемости населения.
9. Демографическое старение и его социально-экономические последствия.
10. Перспективы эволюции возрастной структуры населения России и ее последствия для пенсионной системы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. В. Воронцов, М. Б. Глотов Демография: учебник и практикум для прикладного бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. И. Елисеева [и др.] ; под ред. И. И. Елисеевой, М. А. Клупта. Демография и статистика населения: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 Социология.RU sotsiologia.ru
Э4 Учреждение Российской Академии наук. Институт социологии РАН www.isras.ru
Э5 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) wciom.ru
Э6 Фонд «Общественное мнение» www.fom.ru
Э7 Курс в moodle «Демография» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
- На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.