МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организационная культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СУ-2-2020
Часов по учебному плану 62
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 22
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 22 22 22 22
Итого 62 62 62 62

Программу составил(и):
д.ф.н, зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., зам. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Организационная культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Попов Е.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Попов Е.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Организационная культура» являются формирование комплексного представления об организационной культуре, ознакомление с закономерностями и основными этапами формирования и уровнями организационной культуры, получение знаний, необходимых для диагностики, поддержания и корректировки организационной культуры

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6.1 Оценивает свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные) для успешного выполнения порученного задания;
УК-6.2 Определяет образовательные потребности и способы совершенствования собственной (в т.ч. профессиональной) деятельности на основе самооценки;
УК-6.3 Выбирает и реализует с использованием инструментов непрерывного образования возможности развития профессиональных компетенций и социальных навыков;
УК-6.4 Выстраивает гибкую профессиональную траекторию, с учетом накопленного опыта профессиональной деятельности, динамично изменяющихся требований рынка труда и стратегии личного развития.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.актуальные проблемы философского и социогуманитарного осмысления социальной реальности
особенности применения методов социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей
3.2.Уметь:
3.2.1.вычленять адекватные методологические направления в исследовании сферы управления
особенности применения методов социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками организации и проведения прикладного или теоретического исследования в соответствии с научным и научно-производственным профилем своей профессиональной деятельности
навыками использования знаний по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории в решении профессиональных управленческих задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Организационная культура, как научная проблема (подходы к определению). Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Организационная культура, как научная проблема (подходы к определению). Практические 1 6 Л1.1, Л2.1
1.3. Организационная культура, как научная проблема (подходы к определению). Сам. работа 1 1 Л1.1, Л2.1
1.4. Основные типы организационных культур Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Основные типы организационных культур Практические 1 4 Л1.1, Л2.1
1.6. Основные типы организационных культур Сам. работа 1 1 Л1.1, Л2.1
1.7. Топ-менеджмент и организационная культура Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1
1.8. Топ-менеджмент и организационная культура Практические 1 6 Л1.1, Л2.1
1.9. Топ-менеджмент и организационная культура Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1
1.10. Уровни организационной культуры, ее элементы и функции Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1
1.11. Уровни организационной культуры, ее элементы и функции Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1
1.12. Методы формирования и поддержания организационной культуры Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1
1.13. Методы формирования и поддержания организационной культуры Практические 1 4 Л1.1, Л2.1
1.14. Методы формирования и поддержания организационной культуры Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1
1.15. Методы и этапы корректировки организационной культуры Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.16. Методы формирования и поддержания организационной культуры и ее корректировка Практические 1 4 Л1.1, Л2.1
1.17. Методы формирования и поддержания организационной культуры. Методы и этапы корректировки организационной культуры Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1
1.18. Новейшие тенденции и направления современной социологической теории, методология и методы социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения и организационной культуры Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1
1.19. Новейшие тенденции и направления современной социологической теории, методология и методы социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения и организационной культуры Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.20. Новейшие тенденции и направления современной социологической теории, методология и методы социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения и организационной культуры Сам. работа 1 8 Л1.1, Л2.1
1.21. Особенности использования в познавательной и профессиональной деятельности в сфере организациионной культуры базовых и профессионально профилированных знаний основ философии и социально-гуманитарных наук Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.22. Особенности использования в познавательной и профессиональной деятельности в сфере организациионной культуры базовых и профессионально профилированных знаний основ философии и социально-гуманитарных наук Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.23. Особенности использования в познавательной и профессиональной деятельности в сфере организациионной культуры базовых и профессионально профилированных знаний основ философии и социально-гуманитарных наук Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы:
1. Коммуникация как процесс и ее составляющие. Организационная коммуникация.
2. Классификация культур.
3. Культура, организация, организационная культура.
4. Методы и подходы к изучению организационной культуры.
5. Структура организационной культуры.
6. Формы культуры организации.
7. Уровни организационной культуры.
8. Артефакт организационной культуры.
9. Подходы к типологии культур.
10. Типология культур по признаку свойственного им взаимоотношения полов.
11. Четыре типа организационных культур.
12. Инструменты оценки типа культуры.
13. Профили организационной культуры.
14. Организационная культура как совокупность локальных субкультур.
15. Формальная и неформальная структуры организации.
16. Доминирующая культура и субкультуры.
17. Типы субкультур.
18. Характеристики слабой и сильной организационной культуры.
19. Связь организационной культуры с успешной деятельностью компании.
20. Роль лидера в создании сильной культуры.
21. Командообразование и его роль в формировании сильной культуры.
22. Миссия – философия организации, основная причина ее существования.
23. Внешняя и внутренняя функции миссии. Классификация миссий.
24. Влияние миссии на стиль ведения бизнеса.
25. Миссия и девизы организации.
26. Корпоративный кодекс и его основные составляющие части.
27. Системный подход к формированию имиджа компании.
28. Позитивный и негативный имидж.
29. Основные составляющие имиджа.
30. Влияние имиджа организации на стиль ведения бизнеса.
31. Принципы и методы формирования, поддержания и укрепления организационной
культуры.
32. Факторы, влияющие на формирование организационной культуры.
33. Этапы формирования организационной культуры.
34. Роль основателей организации в формировании организационной культуры.
35. Факторы, способствующие поддержанию организационной культуры.
36. Культурная адаптация и ее основные стадии.
37. Методы получения информации об организационной культуре в процессе культурной адаптации.
38. Управление процессом организационных изменений.
39. Осуществление организационных изменений.
40. Модели организационных изменений.
41. Основные этапы изменения культуры организации.
42. Идеология как фактор изменений в культуре организации.
43. Влияние организационной культуры на деятельность организации.
44. Влияние организационной культуры на персонал.
45. Влияние культуры на организационную эффективность.
46. Функция мотивации. Механизмы мотивации. Современные мотивационные модели.
47. Организационная культура как метод коллективной мотивации.
48. Основные принципы культурной мотивации.
49. Мотивация персонала в различных организационных культурах. 50. Лояльность и приверженность персонала организации.

Примерные практические задания на зачете
1. Сравните на любых примерах формальную и неформальную структуры организации.
2. Проанализируйте свою предполагаемую организацию с точки зрения наличия в ней контркультуры и ее влияния на развитие организации.
3. Проиллюстрируйте примерами слабую и сильную организационную культуру.
4. Оцените вклад, который вносит руководитель в поддержание и развитие организационной культуры вашей организации
5. Разработайте план оценки состояния организационной культуры гипотетического предприятия или организации.
6. Охарактеризуйте основные методы и приемы поддержания организационной культуры, которыми пользуются руководители организации.
7. Дайте определение имиджу компании.
8. Проследите зависимость имиджа компании от имиджа действующего руководителя компании (на примере любой организации).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Г. Смирнова Организационная культура: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/56464D93-613C-4AD8-A5B0-18B3AF37EEF5
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колесников, А. В. Корпоративная культура: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru – сайт научной библиотеки АлтГУ
Э2 http://www.isras.ru – сайт института социологии РАН
Э3 http://www.elibrary.ru –научная электронная библиотека
Э4 http://www.mon.gov.ru – сайт министерства образования РФ
Э5 ЭБС «Лань»
Э6 ЭБС «Университетская библиотека online»
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Промежуточная аттестация
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.