МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы научных исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-34-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Нагайцев В.В.;Препод., Мицких Д.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы научных исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить студентов со спецификой научного исследования, видами и формами научной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью участвовать в составлении и оформлении профессиональной научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты социологических исследований с учетом особенностей потенциальной аудитории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику разных групп научных методов, правила работы с научными источниками в процессе написания работы.
3.2.Уметь:
3.2.1.формировать программу научного исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оформления разного вида работ студента (реферат, курсовая работа и т.п.)

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы научного исследования
1.1. Специфика научного исследования. Лекции 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.2. Методология научного исследования Практические 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.3. Методология научного исследования Сам. работа 3 8 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.4. Историко-философское развитие представлений о познании. Лекции 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.5. Развитие представлений о познании. Практические 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.6. Развитие представлений о познании. Сам. работа 3 8 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.7. Характеристика методов научного исследования. Лекции 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.8. Методы теоретического исследования в научном познании Практические 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.9. Методы теоретического исследования в научном познании Сам. работа 3 8 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.10. Принципы построения теоретического знания Практические 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.11. Принципы построения теоретического знания Сам. работа 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.12. Роль научного познания в приобщении исследователя к гуманитарным принципам получения конкретно-всеобщего знания. Сам. работа 3 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.13. Понятие научного пространства. Сам. работа 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.14. Характеристика способов получения информации в процессе научного исследования Сам. работа 3 10 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.15. Логика научного исследования. Сам. работа 3 10 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.16. общая характеристика «мягких и жестких» методов научного исследования. Сам. работа 3 10 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.17. Методологическая организация исследования. Сам. работа 3 10 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.18. Требования, предъявляемые к научно-исследовательской программе. Сам. работа 3 10 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.19. Общая характеристика научных методов исследования Сам. работа 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.20. Метод анализа документов. Сам. работа 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.21. Эксперимент и наблюдение как метод научного исследования Сам. работа 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.22. Зачет 3 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Теоретические задания по дисциплине «Основы научных исследований»:
1. Наука как система знаний, социальный институт и элемент культуры.
2. Критерии научности в современной методологии.
3. Понятие методологии: варианты трактовки.
4. Основные отрасли современной науки, их соотношение.
5. Эмпирический и теоретический уровни научного познания: методы и формы организации знания.
6. Гипотеза как форма организации и развития научного знания.
7. Сущность гипотетико-дедуктивного метода построения теории.
8. Логика и этапы научного поиска.
9. Классический тип научности и его проявления в социологии.
10. Особенности неклассического и постнеклассического типов научности.
11. Проблемы научной этики в современных условиях.
12. Сциентизм и антисциентизм в философии науки новейшего времени. Аргументы антисциентизма.
13. Тенденции развития современной науки.
14. Основные пути и механизмы интеграции научного знания.
15. Основные атрибуты научного исследования (объект, предмет, цель и задачи работы), правила их корректной формулировки.
16. Правила оформления научного текста.
17. Проблема научного творчества. Особенности творческого мышления.
18. Место и роль социологии в системе социогуманитарного знания.
19. Наука в системе современной культуры.
20. Методы эмпирического исследования. Роль эксперимента в научном познании.
21. Теоретические методы научного познания: метод идеализации и метод восхождения от абстрактного знания к конкретному.
22. Метод моделирования, его варианты.
Практические задания по дисциплине «Основы научных исследований»:
1. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
1) анализ а) мысленно конструированное понятие о
таких объектах, которые вроде бы не существуют, но имеют прообразы
2) индукция в) умозаключение от общего к частному
3) идеализация с) расчленение предметов на составляющие их элементы
4) синтез д) умозаключение от частного к
общему утверждению
5) дедукция е) объединение элементов в единое целое
2. Расположите перечисленные формы научного познания в соответствии с последовательностью, которая имеет место в реальном процессе научного познания:
Теория, факты, проблема, гипотезы.
3. Перечислите требования, которые предъявляются к выбору темы научного исследования.
4. Дополните задачи науки:
- собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;
- обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания
- систематизация полученных знаний
-_______________________________
-_______________________________
-_______________________________
5. Постройте таблицу соответствия задач и гипотез Вашей курсовой работы по общей социологии:

п/п Задачи Гипотезы
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Салихов В. А. Основы научных исследований: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецов И.Н. Основы научных исследований : Учебное пособие для бакалавров М.: Дашков и Ко // Университетская библиотека on-line, 2020 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Основы научных исследований" portal.edu.asu.ru
Э2 Курс в Moodle "Основы научных исследований (семинары для ОЗО)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.