Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.02. Конфликтология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | 37_03_02_К-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | 18 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 26 | 26 | 26 | 26 | 52 | 52 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 | 56 | 56 |
Сам. работа | 18 | 18 | 99 | 99 | 117 | 117 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 180 | 180 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор
1.1. | рассмотреть теоретические основы и закономерности становления и развития социологической науки, выделить ее специфику, раскрыть принципы соотношения методологии и методов социологического познания |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01 |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные фундаментальные труды по основам социологической теории и методам социологического исследования этапы развития социологии, ключевые понятия социологии, специфику социологического подхода к личности, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, виды и закономерности социальных процессов, учитывая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять имеющиеся знания для толерантного восприятия социально-этнической культуры и осуществлять межкультурное взаимодействие логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию критически анализировать информационные источники, научные тексты |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | определять свою роль в команде при выполнении поставленных перед группой задач и учитывать социальные, этнические, конфессиональные, культурные различия осуществлять межкультурное взаимодействие |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Возникновение и развитие социологии как науки. Общие вопросы истории и теории социологии | ||||||
1.1. | Социология как наука об обществе | Лекции | 1 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Социология как наука об обществе | Практические | 1 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Социология как наука об обществе | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Историко-социологическое введение | Лекции | 1 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Историко-социологическое введение | Практические | 1 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Историко-социологическое введение | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Социологическое исследование социальных систем | ||||||
2.1. | Общество как социокультурная система | Лекции | 1 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Общество как социокультурная система | Практические | 1 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Общество как социокультурная система | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Социальная структура и стратификация общества | Лекции | 1 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Социальная структура и стратификация общества | Практические | 1 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Социальная структура и стратификация общества | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Социальные институты и организации | Лекции | 1 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Социальные институты и организации | Практические | 1 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Социальные институты и организации | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
2.10. | Социальные общности и группы | Лекции | 1 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
2.11. | Социальные общности и группы | Практические | 1 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
2.12. | Социальные общности и группы | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
2.13. | Личность и ее социализация | Лекции | 1 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
2.14. | Личность и ее социализация | Практические | 1 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
2.15. | Личность и ее социализация | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Специальные социологические теории | ||||||
3.1. | Социология образования | Лекции | 1 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Социология образования | Практические | 1 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Социология образования | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Социология рекламы, коммуникаций | Лекции | 1 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Социология рекламы, коммуникаций | Практические | 1 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Социология рекламы, коммуникаций | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.7. | Социология семьи | Лекции | 2 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.8. | Социология семьи | Практические | 2 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.9. | Социология семьи | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.10. | Социология культуры | Лекции | 2 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.11. | Социология культуры | Практические | 2 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.12. | Социология культуры | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.13. | Этносоциология | Лекции | 2 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.14. | Этносоциология | Практические | 2 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.15. | Этносоциология | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.16. | Социология молодежи | Лекции | 2 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.17. | Социология молодежи | Практические | 2 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.18. | Социология молодежи | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.19. | Социология города | Лекции | 2 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.20. | Социология города | Практические | 2 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.21. | Социология города | Сам. работа | 2 | 5 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.22. | Социология села | Лекции | 2 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.23. | Социология села | Практические | 2 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.24. | Социология села | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.25. | Социология конфликта | Лекции | 2 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.26. | Социология конфликта | Практические | 2 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.27. | Социология конфликта | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Теория, методология и методика социологических исследований | ||||||
4.1. | Программа социологического исследования | Лекции | 2 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Программа социологического исследования | Практические | 2 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Программа социологического исследования | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Методы социологических исследований | Лекции | 2 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
4.5. | Методы социологических исследований | Практические | 2 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
4.6. | Методы социологических исследований | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
4.7. | Экзамен | 2 | 27 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Перечень вопросов к зачету: 1. Объект и предмет социологии как науки. 2. Связь социологии с другими гуманитарными и социальными науками. 3. Структура и уровни социологического знания. Функции социологии. 4. О. Конт – основоположник социологии как самостоятельной науки об обществе 5. Становление и развитие западной социологии XIX- начала XX вв. 6. Социология в России: история и современное состояние. 7. Психологическое направление в развитии социологии. 8. Социология как полипарадигмальная наука. 9. Понятие общества как системы, его сущность, структура и функции. 10. Социальная структура общества и ее основные элементы. 11. Сущность социальной стратификации, ее критерии. 12. Социальная мобильность и ее основные направления. 13. Понятие «личность в социологии». 14. Статусно-ролевая концепция личности. 15. Социализация как предмет теоретического исследования. 16. Агенты и институты социализации. 17. Социальные нормы и девиации. 18. Содержание понятия «социальный институт» и «институционализация». Виды социальных институтов. 19. Сущность социальной организации. Основные черты и классификация социальных организаций. 20. Социальные общности, их виды и роль в обществе. 21. Малая социальная группа: понятие, виды. 22. Система образования как социальный институт, ее структура и функции. 23. Образование и социальное неравенство 24. Социология рекламы как отрасль социологического знания. 25. Информационное общество и глобализация коммуникативных процессов. Перечень вопросов и заданий на экзамене: Теоретические вопросы: 1. Специфика социологического подхода к исследованию культуры. 2. Классификация структурных элементов культуры. 3. «Простые» элементы культуры. 4. «Синтетические» элементы культурной системы. 5. Функции культуры. 6. Состояние и динамика современной культуры. 7. Социология семьи: определение семьи, ее функции. 8. Типология и структура семьи. 9. Проблемы современной семьи. 10. Молодежь как социально-демографическая группа. 11. Молодежная субкультура и ее специфика. 12. Молодежные движения и объединения. 13. Социальные проблемы молодежи. 14. Этнические особенности людей. Расовая и этническая стратификация. 15. Социально-этническая структура современной России. 16. Культурная жизнь этносов в Алтайском крае. 17. Объект и предмет социологии города. 18. Классификация городов. 19. Объект, предмет, проблематика социологии села 20. Определение социального конфликта. 21. Причины и основные этапы развития конфликтного взаимодействия. 22. Типология социальных конфликтов и их особенности. 23. Программа социологического исследования. 24. Количественные методы сбора данных в социологическом исследовании. 25. Качественные методы сбора данных в социологическом исследовании. Практические задания проблемно-поискового характера: 1. Сформулируйте три актуальные темы социологического исследования, которые необходимо изучать социологам в современном обществе. 2. По проблеме, которая играет первостепенное значение для Вас лично, составьте небольшую анкету, используя различные виды вопросов. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
находится в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. И. Кравченко | Социология : учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/271CD108-E337-49B4-95F8-FF0BA69B7C6D |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Козлова М.А., Шушанян Н.Р., Багдасарьян Н.Г. - под общ. ред. | СОЦИОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС "Юрайт" | biblio-online.ru | ||
Э2 | ЭБС "Университетская библиотека online" | biblioclub.ru | ||
Э3 | Социология.RU | sotsiologia.ru | ||
Э4 | Электронная библиотека Социологического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) | lib.socio.msu.ru | ||
Э5 | Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) | wciom.ru | ||
Э6 | Национальная социологическая энциклопедия | voluntary.ru | ||
Э7 | Курс в moodle «Социология» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. - На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |