МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Художественное проектирование костюма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильДизайн костюма и текстиля
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный планv54_03_03_ДКиТ-2-2020
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 189
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 6, 7
курсовая работа: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 15 16 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 0 4 2 0 0 2 4
Практические 16 50 16 54 38 70 104
Сам. работа 20 99 90 63 79 189 162
Часы на контроль 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 36 153 108 117 144 27 288 297

Программу составил(и):
Доцент, Бацына О.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Художественное проектирование костюма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 25.05.2016 г. № № 624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Развитие творческого проектного мышления студентов через овладение основами художественного моделирования костюма, приобретение профессиональных знаний и навыков по художественному проектированию предметов костюма, разработке эскизных коллекций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 Способность использовать современные и информационные технологии в сфере художественного проектирования изделий текстильной и легкой промышленности
ПК-22 Готовность выполнять эскизы и проекты с использованием различных графических средств и приемов и реализовывать их на практике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы художественного проектирования костюма;
принципы и методы проектирования костюма в различных художественных системах и стилистических тенденциях, в т.ч. с использованием информационных технологий;
методологию работы с различными творческими источниками в художественном проектировании костюма;
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать различные типы коллекций;
применять традиционные и инновационные композиционные приемы в моделировании костюма и аксессуаров, в т.ч. с использованием информационных технологий;
проводить структурный, функциональный, композиционный и стилистический анализ единичных моделей и коллекций;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения элементами и средствами композиции костюма;
владения методами сбора, анализа информации, творческими методами проектирования;
владения методологией разработки современного костюма на основе системного мышления и принципами формирования коллекций, в т.ч. с использованием информационных технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы художественного проектирования костюма
1.1. Цели и задачи дисциплины, ее структура, основные понятия, связь с другими учебными дисциплинами. Понятийный аппарат дисциплины. Лекции 6 2 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.3, Л3.2, Л1.1, Л1.4, Л2.6, Л3.1, Л1.5, Л1.2, Л2.5, Л2.2, Л3.3, Л2.4, Л1.3
1.2. Костюм в системе художественной культуры. Место костюма в классификации искусств. Костюм как объект творчества. Одежда и костюм. Функции одежды и костюма. Лекции 6 2 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.3, Л3.2, Л1.1, Л1.4, Л2.6, Л3.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2, Л3.3, Л2.4, Л1.3
1.3. Классификация одежды. Ассортимент одежды. Аксессуары и дополнения в костюме. Практические 6 4 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.3, Л3.2, Л1.1, Л1.4, Л2.6, Л3.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2, Л3.3, Л2.4, Л1.3
1.4. Оформление практических работ Сам. работа 6 0 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.3, Л3.2, Л1.1, Л1.4, Л2.6, Л3.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2, Л3.3, Л2.4, Л1.3
Раздел 2. Основы композиции костюма
2.1. Понятие композиции, основные категории. Законы и свойства композиции костюма. Композиционные связи. Центр композиции. Элементы композиции костюма. Форма как основной элемент композиции. Свойства формы. Структура формы. Силуэт. Линии в костюме. Материал. Цвет. Декор и отделка. Средства композиции костюма. Пропорции. Масштаб. Контраст, нюанс, тождество. Симметрия и асимметрия. Ритм. Статика, динамика. Практические 6 28 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.3, Л3.2, Л1.1, Л1.4, Л2.6, Л3.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2, Л3.3, Л2.4, Л1.3
2.2. Оформление практических работ Сам. работа 6 0 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.3, Л3.2, Л1.1, Л1.4, Л2.6, Л3.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2, Л3.3, Л2.4, Л1.3
Раздел 3. Основы проектирования и художественного моделирования одежды
3.1. Методы моделирования одежды. Моделирование костюма она основе перспективного направления моды. Моделирование единичных изделий различного ассортимента. Художественные системы в моделировании костюма. Стили и стилиобразование в костюме. Практические 6 2 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.3, Л3.2, Л1.1, Л1.4, Л2.6, Л3.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2, Л3.3, Л2.4, Л1.3
3.2. Формирование модных тенденций в костюме. Сменяемость модных тенденций. Прогнозирование мировых модных тенденций. Анализ тенденций в оформлении текстиля и модной цветовой гаммы на предстоящий период. Модные цветовые палитры и колористические образы. Анализ тенденций в формообразовании костюма. Модные силуэты и пропорции.Трендборд. Трендбук. Моделирование костюма она основе перспективного направления моды. Практические 6 4 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.3, Л3.2, Л1.1, Л1.4, Л2.6, Л3.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2, Л3.3, Л2.4, Л1.3
3.3. Проектирование единичных изделий. Проектирование костюма, комплекта, гарнитура, ансамбля. Проектирование серии моделей и модифицированных рядов. Практические 6 4 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.3, Л3.2, Л1.1, Л1.4, Л2.6, Л3.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2, Л3.3, Л2.4, Л1.3
3.4. Основные стили в одежде. Микростили. Роль декоративных элементов и аксессуаров в стилеобразовании.Стилевая и цветовая эклектика. Практические 6 4 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.3, Л3.2, Л1.1, Л1.4, Л2.6, Л3.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2, Л3.3, Л2.4, Л1.3
3.5. Оформление практических работ Сам. работа 6 45 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.3, Л3.2, Л1.1, Л1.4, Л2.6, Л3.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2, Л3.3, Л2.4, Л1.3
Раздел 4. Творческий процесс дизайнерского проектирования
4.1. Процесс дизайнерского проектирования костюма. Цели и задачи проектирования. Этапы проектирования. Методы сбора информации. Проектный анализ. Творческий процесс: творчество, управление творческим воображением, поиск новых идей. Творческие методы проектирования. Методы модульного проектирования. Комбинаторные методы проектирования. Эвристические методы проектирования. Метод морфологического анализа. Матрица морфологических признаков. Метод мозгового штурма. Метод эмпатии. Метод инверсии. Метод деконструкции. Методы аналогии. Метод ассоциаций. Работа с творческим источником. Приемы преобразования. Практические 6 4 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.3, Л3.2, Л1.1, Л1.4, Л2.6, Л3.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2, Л3.3, Л2.4, Л1.3
4.2. Оформление практических работ Сам. работа 6 54 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.3, Л3.2, Л1.1, Л1.4, Л2.6, Л3.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2, Л3.3, Л2.4, Л1.3
Раздел 5. Художественное проектирование коллекций
5.1. Виды и типы коллекций. Этапы работы над коллекцией. Принципы формирования коллеций. Средства гармонизации коллекции. Практические 7 8 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.3, Л3.2, Л1.1, Л1.4, Л2.6, Л3.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2, Л3.3, Л2.4, Л1.3
5.2. Понятие художественного образа. Роль художественного образа в проектировании костюма. Творческие источники для проектирования костюма. Принципы трансформации различных творческих источников в костюмные формы. Алгоритм работы с творческим источником. Приемы преобразования творческого источника. Графическое представление проекта. Мудборд как основа творческой концепции. Графический анализ источника. Поисковые графические эскизы. Серия графических листов. Принципы серийности в работах. Рекламная графика проекта. Практические 7 46 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.3, Л3.2, Л1.1, Л1.4, Л2.6, Л3.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2, Л3.3, Л2.4, Л1.3
5.3. Оформление практических работ Сам. работа 7 63 ПК-7, ПК-22 Л2.1, Л2.3, Л3.2, Л1.1, Л1.4, Л2.6, Л3.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2, Л3.3, Л2.4, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и итоговой аттестации. см. Приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузьмичев В. Е., Ахмедулова Н. И., Юдина Л. П. ; под науч. ред. Кузьмичева В.Е. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СИСТЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСТЮМА 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Сапугольцев В.Ю., Сапугольцева М.А., Тарасова О.П., Томина Т.А. Методика проектирования костюма: Учебное пособие Оренбургский государственный университет, 2015 e.lanbook.com
Л1.3 Хамматова, В.В. Дизайнеры России, США, Японии и Германии ХХ века: Казань : Издательство КНИТУ, 2013 biblioclub.ru
Л1.4 Тарасова, О.П. Организация проектной деятельности дизайнера: учебное пособие Оренбург : ОГУ, 2017 biblioclub.ru
Л1.5 Алексеев А. Г. Проектирование : предметный дизайн: Учебное пособие Кемеровский государственный институт культуры, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=487646
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мациевский Д. Е. От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Кузьмичев В. Е., Ахмедулова Н. И., Юдина Л. П. КОНСТРУИРОВАНИЕ КОСТЮМА: Учебное пособие Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Бесчастнов, Н. П Цветная графика: ВЛАДОС, 2014 biblioclub.ru
Л2.4 Гнатюк О. А. Набросок как средство графического изображения костюма: учебное пособие катеринбург: Архитектон, 2013 biblioclub.ru
Л2.5 Докучаева, О.И. Форма и формообразование в костюме из трикотажа: учебное пособие Директ-Медиа, 2018 biblioclub.ru
Л2.6 Чинцова М. К. Графические образы моды: Екатеринбург : Архитектон, 2013 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Борисова Е. А. Разработка коллекции одежды по заданному источнику творчества: учебно-методическое пособие ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009 biblioclub.ru
Л3.2 Хабибуллина Л.В. Основы композиции : Учебно-методический комплекс по направлению подготовки (специальности) 071501.65 Художественное проектирование костюма: Дизайн Композиция Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, "Университетская библиотека ONLINE", 2009 biblioclub.ru
Л3.3 Куракина И. И. Архитектоника объемных форм в дизайне одежды: учебно-методическое пособие Екатеринбург: Архитектон, , 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.vogue.ru
Э2 www.fashionpeople.ru
Э3 www.modnaya.ru
Э4 www.cameramoda.it
Э5 www.mercedesbenzfashionweek.ru
Э6 www.rfw.ru
Э7 Курс на Открытом образовательном портале Художественное проектирование костюма portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
220Д учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; зеркало 1 шт.; учебно-нагляднве пособия; манекен женский мягкий (торс) 2 шт.; оверлок Juki MO Juki MO 735; распошивальная машина Brother 2340 CV; утюг Phillips GC4850/02; швейная машина Brother Style 60e; швейная машина бытовая Brother LS 2125 – 3шт.; швейно-вышивальная машина бытовая Brother NV 950 E; доска гладильная (подставка для утога и подставка для рукава)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.