МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-1-2020
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 114
самостоятельная работа 147
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16,5 21
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 26 26 30 30 56 56
Практические 28 28 30 30 58 58
Сам. работа 50 50 97 97 147 147
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 104 104 184 184 288 288

Программу составил(и):
канд.социол.наук, доцент Замятина Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
канд.социол.наук, доцент Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д-р.филос.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д-р.филос.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.рассмотреть теоретические основы и закономерности становления и развития социологической науки, выделить ее специфику, раскрыть принципы соотношения методологии и методов социологического познания

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2.1 Находит, анализирует и представляет фактические данные, готовит аналитическую информацию об исследуемых социальных группах, процессах и явлениях
ОПК-2.2 Описывает социальные исследования и процессы на основе объективной безоценочной интерпретации эмпирических данных
ОПК-2.3 Объясняет социальные явления и процессы на основе концепций и объяснительных моделей социологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные фундаментальные труды по основам социологической теории и методам социологического исследования
этапы развития социологии, ключевые понятия социологии, специфику социологического подхода к личности, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, виды и закономерности социальных процессов
3.2.Уметь:
3.2.1.применять имеющиеся знания для объяснения социальных явлений и процессов на основе концепций и объяснительных моделей социологии
анализировать и представлять фактические данные, готовить аналитическую информацию об исследуемых социальных группах, процессах и явлениях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применять имеющиеся знания в своей профессиональной деятельности
описывать социальные исследования и процессы на основе объективной без оценочной интерпретации эмпирических данных

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Возникновение и развитие социологии как науки. Общие вопросы истории и теории социологии
1.1. Социология как наука об обществе Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Социология как наука об обществе Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Социология как наука об обществе Сам. работа 1 8 Л2.1, Л1.1
1.4. Историко-социологическое введение Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1
1.5. Историко-социологическое введение Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Историко-социологическое введение Сам. работа 1 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Социологическое исследование социальных систем
2.1. Общество как социокультурная система Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Общество как социокультурная система Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
2.3. Общество как социокультурная система Сам. работа 1 8 Л2.1, Л1.1
2.4. Социальная структура и стратификация общества Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
2.5. Социальная структура и стратификация общества Практические 1 4 Л2.1, Л1.1
2.6. Социальная структура и стратификация общества Сам. работа 1 8 Л2.1, Л1.1
2.7. Социальные институты и организации Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1
2.8. Социальные институты и организации Практические 1 4 Л2.1, Л1.1
2.9. Социальные институты и организации Сам. работа 1 8 Л2.1, Л1.1
2.10. Социальные общности и группы Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1
2.11. Социальные общности и группы Практические 1 4 Л2.1, Л1.1
2.12. Социальные общности и группы Сам. работа 1 4 Л2.1, Л1.1
2.13. Личность и ее социализация Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
2.14. Личность и ее социализация Практические 1 4 Л2.1, Л1.1
2.15. Личность и ее социализация Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Специальные социологические теории
3.1. Социология образования Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
3.2. Социология образования Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
3.3. Социология образования Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.1
3.4. Социология рекламы, коммуникаций Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1
3.5. Социология рекламы, коммуникаций Практические 1 4 Л2.1, Л1.1
3.6. Социология рекламы, коммуникаций Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.1
3.7. Социология семьи Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
3.8. Социология семьи Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
3.9. Социология семьи Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1
3.10. Социология культуры Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
3.11. Социология культуры Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
3.12. Социология культуры Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1
3.13. Этносоциология Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
3.14. Этносоциология Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
3.15. Этносоциология Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1
3.16. Социология молодежи Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
3.17. Социология молодежи Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
3.18. Социология молодежи Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1
3.19. Социология города Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
3.20. Социология города Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
3.21. Социология города Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1
3.22. Социология города Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
3.23. Социология города Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
3.24. Социология города Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1
3.25. Социология конфликта Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
3.26. Социология конфликта Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
3.27. Социология конфликта Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Теория, методология и методика социологических исследований
4.1. Программа социологического исследования Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
4.2. Программа социологического исследования Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
4.3. Программа социологического исследования Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1
4.4. Методы социологических исследований Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
4.5. Методы социологических исследований Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
4.6. Методы социологических исследований Сам. работа 2 3 Л2.1, Л1.1
4.7. Экзамен 2 27 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень вопросов к зачету:
1. Объект и предмет социологии как науки.
2. Связь социологии с другими гуманитарными и социальными науками.
3. Структура и уровни социологического знания. Функции социологии.
4. О. Конт – основоположник социологии как самостоятельной науки об обществе
5. Становление и развитие западной социологии XIX- начала XX вв.
6. Социология в России: история и современное состояние.
7. Психологическое направление в развитии социологии.
8. Социология как полипарадигмальная наука.
9. Понятие общества как системы, его сущность, структура и функции.
10. Социальная структура общества и ее основные элементы.
11. Сущность социальной стратификации, ее критерии.
12. Социальная мобильность и ее основные направления.
13. Понятие «личность в социологии».
14. Статусно-ролевая концепция личности.
15. Социализация как предмет теоретического исследования.
16. Агенты и институты социализации.
17. Социальные нормы и девиации.
18. Содержание понятия «социальный институт» и «институционализация». Виды социальных институтов.
19. Сущность социальной организации. Основные черты и классификация социальных организаций.
20. Социальные общности, их виды и роль в обществе.
21. Малая социальная группа: понятие, виды.
22. Система образования как социальный институт, ее структура и функции.
23. Образование и социальное неравенство
24. Социология рекламы как отрасль социологического знания.
25. Информационное общество и глобализация коммуникативных процессов.
Перечень вопросов и заданий на экзамене:
1. Специфика социологического подхода к исследованию культуры.
2. Классификация структурных элементов культуры.
3. «Простые» элементы культуры.
4. «Синтетические» элементы культурной системы.
5. Функции культуры.
6. Состояние и динамика современной культуры.
7. Социология семьи: определение семьи, ее функции.
8. Типология и структура семьи.
9. Проблемы современной семьи.
10. Молодежь как социально-демографическая группа.
11. Молодежная субкультура и ее специфика.
12. Молодежные движения и объединения.
13. Социальные проблемы молодежи.
14. Этнические особенности людей. Расовая и этническая стратификация.
15. Социально-этническая структура современной России.
16. Культурная жизнь этносов в Алтайском крае.
17. Объект и предмет социологии города.
18. Классификация городов.
19. Объект, предмет, проблематика социологии села
20. Определение социального конфликта.
21. Причины и основные этапы развития конфликтного взаимодействия.
22. Типология социальных конфликтов и их особенности.
23. Программа социологического исследования.
24. Количественные методы сбора данных в социологическом исследовании.
25. Качественные методы сбора данных в социологическом исследовании.
Практические задания проблемно-поискового характера:
1. Сформулируйте три актуальные темы социологического исследования, которые необходимо изучать социологам в современном обществе.
2. По проблеме, которая играет первостепенное значение для Вас лично, составьте небольшую анкету, используя различные виды вопросов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. И. Кравченко Социология : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/271CD108-E337-49B4-95F8-FF0BA69B7C6D
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Козлова М.А., Шушанян Н.Р., Багдасарьян Н.Г. - под общ. ред. СОЦИОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 Социология.RU sotsiologia.ru
Э4 Электронная библиотека Социологического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) lib.socio.msu.ru
Э5 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) wciom.ru
Э6 Национальная социологическая энциклопедия voluntary.ru
Э7 Курс в moodle «Социология» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
- На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.