Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Социология права |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | z39_04_01_СП-2-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 159 | 159 | 159 | 159 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н, профессор
1.1. | обучить студентов знаниям о социальной и правовой ответственности; привить знания о возможностях реализации социальной и правовой ответственности в повседневной человеческой коллективной и индивидуальной жизнедеятельности |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ПК-3.1 | Осуществляет деятельность и демонстрирует элементы деятельности, соответствующей программе дополнительного образования |
ПК-3.2 | Понимает мотивы поведения учащихся, их образовательные потребности и запросы |
ПК-3.3 | При планировании и организации учебной деятельности создаёт условия для развития учащихся, мотивирует их к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, освоению выбранного вида деятельности (выбранной программы), привлекает к целеполаганию |
ПК-3.4 | Использует на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей: - избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы - состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | методологию и методы социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать и обобщать данные, полученные в ходе обработки и интерпретации комплексной информации в рамках социологии права |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками создания аналитических массивов, содержащих программу социологического исследования, методику и интерпретацию полученных данных |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Соотношение социальной и правовой ответственности | ||||||
1.1. | Социальная ответственность и социальная справедливость | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Социальная ответственность и социальная справедливость | Сам. работа | 2 | 62 | Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Социальная ответственность и социальная справедливость | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.4. | Правовая ответственность как явление государственного принуждения | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.5. | Специфика правовой ответственности | Сам. работа | 2 | 53 | Л1.1, Л2.1 | |
1.6. | Правовая ответственность как явление государственного принуждения | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.7. | Основания правовой ответственности, норма права и юридический факт | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.8. | Основания правовой ответственности | Сам. работа | 2 | 44 | Л1.1, Л2.1 | |
1.9. | Юридический состав правонарушения | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.10. | Экзамен | 2 | 9 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы: 1. Социальная ответственность и социальная справедливость. 2. Понятие, признаки и формы социальной ответственности. 3. Правовая ответственность как явление объективного и субъективного права, иные правовые формы государственного принуждения. 4. Обеспечительные меры и правовая ответственность: сходство и различия. 5. Меры защиты и правовая ответственность. 6. Цели и функции правовой ответственности их классификация. 7. Позитивная ответственность. 8. Правовая ответственность как правомерное поведение. 9. Ретроспективная правовая ответственность. 10. Основания правовой ответственности, норма права и юридический факт. 11. Юридический состав правонарушения. 12. Правовая ответственность как правоотношение. 13. Механизм правового регулирования. 14. Правовая ответственность в механизме правового регулирования. 15. Правовая ответственность в системе иных разновидностей охранительных правоотношений. 16. Механизм перевода нормативных предписаний в фактическое поведение субъекта. 17. Акты применения правовой ответственности: понятие, виды и место в МПР. 18. Критерии классификации правовой ответственности. 19. Юридическая природа конституционной ответственности. 20. Уголовная ответственность и ее функции. 21. Административная и финансовая ответственности. 22. Дисциплинарная и материальная ответственность. 23. Гражданско-правовая ответственность. 24. Понятие и виды процессуальной ответственности. 25. Ответственность в современном международном праве, ее виды и формы. Типовые практические задания: 1. Сформулируйте актуальную проблему социальной ответственности индивида в современных условиях и составьте план предполагаемого социологического исследования данной проблемы. 2. Назовите достоинства и недостатки применения количественных методов исследования социальной или правовой ответственности индивида в рамках социологии. Ответ аргументируйте. 3. Определите общее и различное в понимании социальной ответственности с точки зрения социологии, философии социальных наук, юриспруденции. Отметьте преимущества социологического подхода по отношению к другим дисциплинам. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не имеется |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Протасов В.Н. | ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 5-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Фетюков Ф. В. | ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Социальная и правовая ответственность" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Промежуточная аттестация. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |