МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная и правовая ответственность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология права
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СП-2-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 159
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 159 159 159 159
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., зам. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная и правовая ответственность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.обучить студентов знаниям о социальной и правовой ответственности; привить знания о возможностях реализации социальной и правовой ответственности в повседневной человеческой коллективной и индивидуальной жизнедеятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3.1 Осуществляет деятельность и демонстрирует элементы деятельности, соответствующей программе дополнительного образования
ПК-3.2 Понимает мотивы поведения учащихся, их образовательные потребности и запросы
ПК-3.3 При планировании и организации учебной деятельности создаёт условия для развития учащихся, мотивирует их к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, освоению выбранного вида деятельности (выбранной программы), привлекает к целеполаганию
ПК-3.4 Использует на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей: - избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы - состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологию и методы социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и обобщать данные, полученные в ходе обработки и интерпретации комплексной информации в рамках социологии права
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками создания аналитических массивов, содержащих программу социологического исследования, методику и интерпретацию полученных данных

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Соотношение социальной и правовой ответственности
1.1. Социальная ответственность и социальная справедливость Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Социальная ответственность и социальная справедливость Сам. работа 2 62 Л1.1, Л2.1
1.3. Социальная ответственность и социальная справедливость Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.4. Правовая ответственность как явление государственного принуждения Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Специфика правовой ответственности Сам. работа 2 53 Л1.1, Л2.1
1.6. Правовая ответственность как явление государственного принуждения Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.7. Основания правовой ответственности, норма права и юридический факт Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
1.8. Основания правовой ответственности Сам. работа 2 44 Л1.1, Л2.1
1.9. Юридический состав правонарушения Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.10. Экзамен 2 9 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы:
1. Социальная ответственность и социальная справедливость.
2. Понятие, признаки и формы социальной ответственности.
3. Правовая ответственность как явление объективного и субъективного права, иные правовые формы государственного принуждения.
4. Обеспечительные меры и правовая ответственность: сходство и различия.
5. Меры защиты и правовая ответственность.
6. Цели и функции правовой ответственности их классификация.
7. Позитивная ответственность.
8. Правовая ответственность как правомерное поведение.
9. Ретроспективная правовая ответственность.
10. Основания правовой ответственности, норма права и юридический факт.
11. Юридический состав правонарушения.
12. Правовая ответственность как правоотношение.
13. Механизм правового регулирования.
14. Правовая ответственность в механизме правового регулирования.
15. Правовая ответственность в системе иных разновидностей охранительных правоотношений.
16. Механизм перевода нормативных предписаний в фактическое поведение субъекта.
17. Акты применения правовой ответственности: понятие, виды и место в МПР.
18. Критерии классификации правовой ответственности.
19. Юридическая природа конституционной ответственности.
20. Уголовная ответственность и ее функции.
21. Административная и финансовая ответственности.
22. Дисциплинарная и материальная ответственность.
23. Гражданско-правовая ответственность.
24. Понятие и виды процессуальной ответственности.
25. Ответственность в современном международном праве, ее виды и формы.
Типовые практические задания:
1. Сформулируйте актуальную проблему социальной ответственности индивида в современных условиях и составьте план предполагаемого социологического исследования данной проблемы.
2. Назовите достоинства и недостатки применения количественных методов исследования социальной или правовой ответственности индивида в рамках социологии. Ответ аргументируйте.
3. Определите общее и различное в понимании социальной ответственности с точки зрения социологии, философии социальных наук, юриспруденции. Отметьте преимущества социологического подхода по отношению к другим дисциплинам.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Протасов В.Н. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 5-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фетюков Ф. В. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Социальная и правовая ответственность" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.