МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Межнациональные конфликты в России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология конфликта и межнациональных отношений
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СК-2-2020
Часов по учебному плану 104
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 104 104 104 104

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Сергиенко Алие Мустафаевна

Рабочая программа дисциплины
Межнациональные конфликты в России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обеспечение формирования целостной системы представлений о межнациональных конфликтах в России, повышение уровня компетентности в применении методов анализа и разрешения межнациональных конфликтов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4 Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теоретические подходы к анализу межнационального конфликта; теоретико-методологические основы изучения межнациональных конфликтов; природу межнациональных конфликтов, их структуру; типологию и специфику межнациональных конфликтов в России, способы их решения; методы прикладного исследования межнациональных конфликтов
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать современные межнациональные конфликты, выявлять их особенности и причины; анализировать межнациональные конфликты в России, выявлять факторы, их обуславливающие; устанавливать контакты в соответствии с потребностями совместной деятельности, используя современные коммуникационные технологии; составлять деловую документацию в области межнациональных конфликтов в России, в том числе на иностранном языке
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разработки методов профилактики и урегулирования межнациональных конфликтов; навыками анализа межнациональных конфликтов в России, выявления их особенностей и причин; навыками применения современных коммуникативных технологий, в том числе на иностранных языках, для академического и профессионального взаимодействия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические проблемы исследования межнациональных конфликтов
1.1. Понятие межнационального конфликта: природа, сущность, основные подходы в методологии. Лекции 2 2 УК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Основные представления о причинах и сущности межнациональных конфликтов. Понятие и специфика межнациональных конфликтов, социо-культурные, экономические и политические факторы этнической напряженности Практические 2 1 УК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие межнационального конфликта: природа, сущность, основные подходы в методологии. Сам. работа 2 12 УК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. История исследования межнациональных конфликтов. Сам. работа 2 10 УК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Этноконфликтные аспекты федерализма в государственном строительстве: территориальные споры, борьба за ресурсы и собственность, стремление к изменению статуса местных элит, изменение системы разделения труда Практические 2 1 УК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Объект и предмет межнациональных конфликтов. Субъекты межнациональных конфликтов Сам. работа 2 12 УК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Специфика современных межнациональных конфликтов Сам. работа 2 12 УК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Урегулирование межнациональных конфликтов
2.1. Типология межнациональных конфликтов, стадии межнационального конфликта, классификация межнациональных конфликтов Практические 2 1 УК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Типология межнациональных конфликтов, стадии межнационального конфликта, классификация межнациональных конфликтов Сам. работа 2 8 УК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Причины и динамика межнациональных конфликтов. Возможности управления и разрешения межнациональных конфликтов. Лекции 2 2 УК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Причины и динамика межнациональных конфликтов. Возможности управления и разрешения межнациональных конфликтов. Сам. работа 2 8 УК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Формы, способы и основные модели урегулирования межнациональных конфликтов. Специфика регулирования конфликтов на разных стадиях их развития Практические 2 1 УК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Формы, способы и основные модели урегулирования межнациональных конфликтов. Специфика регулирования конфликтов на разных стадиях их развития Сам. работа 2 8 УК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Объект и предмет межконфессиональных конфликтов. Субъекты межконфессиональных конфликтов. Их связь с межнациональными конфликтами Сам. работа 2 0 УК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Причины и основные характеристики межнациональных конфликтов в Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья. Межнациональные конфликты и проблема беженцев Практические 2 2 УК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Причины и основные характеристики межнациональных конфликтов в Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья. Межнациональные конфликты и проблема беженцев Сам. работа 2 10 УК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Роль международного права и организаций в урегулировании межнациональных конфликтов Сам. работа 2 10 УК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Зачет с оценкой 2 4 УК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ:
Теоретические вопросы:
1. Исторические общности людей и их особенности.
2. Понятие «этнос» и методологические проблемы его определения.
3. Этничность как объект эмпирического исследования
4. Становление теории этнонациональных отношений.
5. Современная конфликтология о причинах и механизмах межнациональных конфликтов.
6. Проблемы национальных диаспор в России.
7. Типология и стадии межнациональных конфликтов.
8. Федерации и конфедерации в современном мире.
9. Современная концепция национальной политики Российской Федерации.
10. Методы урегулирования межнациональных конфликтов.
11. Этническая неприязнь: основные черты
12. Межнациональные конфликты в странах бывшего СССР.
13. Массовые конфликты.
14. Этнодемографическая характеристика современной России. Зоны межнациональной напряженности.
15. Очаги напряженности на Северном Кавказе.
16. Осетино-Ингушский конфликт и его современное состояние.
17. Этнические аспекты военного конфликта в Чеченской республике.
18. Проблема мигрантов в современной России.
19. Карабахский конфликт: причины, перерастание в межгосударственный конфликт, последствия.
20. Вооруженный конфликт в приднестровском регионе 1992 г. и его последствия.
21. Грузино-абхазский конфликт, его современное состояние.
22. Очаги межнациональной напряженности в Европе и США, их особенности.
23. Очаги напряженности в российско-украинских и российско-белорусских отношениях.
24. Выдающиеся деятели в области борьбы за права человека, национальных меньшинств и т.д. (два на выбор).
25. Сущность побратимства и его роль в урегулировании межнациональных конфликтов.
26. Националистские движения в современном мире.
27. Социальные проекты и миротворческие акции в сфере выявления и разрешения межнациональных конфликтов.
28. Причины межнациональных конфликтов в организации.
29. Роль международного права и организаций в урегулировании межнациональных конфликтов.
30. Уровень социальной напряженности в локальных социумах.

Практические задания:

1. Проведите анализ научной статьи по тематике курса, по следующему алгоритму:
- Общие сведения о рассматриваемой статье (автор, название, журнал и год издания)
- Краткое описание проблемы, которой посвящена статья;
- Актуальность заявленной тематики;
- Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье (2 – 3 основных тезиса). Какие доводы приводит автор?
- Критичный анализ основных выводов автора:
В чем Вы согласны с ним, приведите свои доводы и аргументы?
В чем Вы не согласны с авторами и почему?
- Каковы перспективы исследования этой тематики?
2. Охарактеризуйте основные методы сбора информации о межнациональных конфликтах. Выделите достоинства и недостатки основных методов исследования межнациональных конфликтов.
3. Проанализируйте основные признаки межнационального конфликта.
4. Охарактеризуйте проблему достоверности данных исследований межнациональных отношений и конфликтов.
5. Приведите примеры этнотерриториальных и межнациональных конфликтов в постсоветском пространстве. Проанализируйте их.
6. Приведите примеры межэтнических и межнациональных конфликтов в современной России. Проанализируйте их.
7. Выявите связь между межнациональными конфликтами и проблемой беженцев и переселенцев в России.
8. Раскройте содержание современной национальной политики Российской Федерации.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
1. Предмет и методы исследования конкретного социального конфликта.
2. Понятие и структура конфликта (субъект конфликта, действие в конфликте, состояние субъекта конфликта, положение субъекта конфликта в объединении).
3. Типология социальных конфликтов.
4. Понятие «объединение индивидов», основные формы объединения социальных субъектов.
5. Исторические общности людей и их особенности.
6. Понятие «этнос» и методологические проблемы его определения.
7. Этничность как объект эмпирического исследования
8. Становление теории этнонациональных отношений.
9. Современная конфликтология о причинах и механизмах межнациональных конфликтов.
10. Проблемы национальных диаспор в России
11. Типология и стадии межнациональных конфликтов.
12. Федерации и конфедерации в современном мире.
13. Современная концепция национальной политики Российской Федерации.
14. Методы урегулирования межнациональных конфликтов.
15. Этническая неприязнь: основные черты
16. Межнациональные конфликты в странах бывшего СССР.
17. Этнодемографическая характеристика современной России. Зоны межнациональной напряженности.
18. Очаги напряженности на Северном Кавказе.
19. Осетино-Ингушский конфликт и его современное состояние.
20. Этнические аспекты военного конфликта в Чеченской республике.
21. Проблема мигрантов в современной России.
22. Карабахский конфликт: причины, перерастание в межгосударственный конфликт, последствия.
23. Вооруженный конфликт в приднестровском регионе 1992 г. и его последствия.
24. Грузино-абхазский конфликт, его современное состояние.
25. Очаги межнациональной напряженности в Европе и США, их особенности.
26. Очаги напряженности в российско-украинских и российско-белорусских отношениях.
27. Выдающиеся деятели в области борьбы за права человека, национальных меньшинств и т.д. (два на выбор).
28. Сущность побратимства и его роль в урегулировании межнациональных конфликтов.
29. Националистские движения в современном мире.
30. Социальные проекты и миротворческие акции в сфере выявления и разрешения межнациональных конфликтов.
31. Причины межнациональных конфликтов в организации.
32. Уровень социальной напряженности в локальных социумах.
33. Массовые конфликты как крайняя форма проявления социальной напряженности в обществе.
34. Методологические проблемы изучения социальной напряжённости и протестного поведения населения.
35. Специфика массовых конфликтов в современном российском обществе.
36. Основные формы и типология массовых конфликтов.
37. Опыт исследования социальной напряженности и массовой конфликтности населения Алтайского края.



5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кантеров, И. Я. Новые религиозные движения: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/04BA2276-7543-4E45-9B8E-095925641937
Л1.2 Лопарев, А. В. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/A3965F22-B30E-46E8-B7AC-DB744E01CBF8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Яблоков, И. Н. Религиоведение: учебник для вузов М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1.http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
Э2 2.http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э3 3.http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет
Э4 4.http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ
Э5 5.http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер
Э6 6.http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
Э7 7.http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики
Э8 Курс в moodle «Межнациональные конфликты в России» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.