Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Социология конфликта и межнациональных отношений |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_04_01_СК-2-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 90 | 90 | 90 | 90 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 104 | 104 | 104 | 104 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент
1.1. | Обеспечение формирования целостной системы представлений о межнациональных конфликтах в России, повышение уровня компетентности в применении методов анализа и разрешения межнациональных конфликтов |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
УК-4 | Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные теоретические подходы к анализу межнационального конфликта; теоретико-методологические основы изучения межнациональных конфликтов; природу межнациональных конфликтов, их структуру; типологию и специфику межнациональных конфликтов в России, способы их решения; методы прикладного исследования межнациональных конфликтов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать современные межнациональные конфликты, выявлять их особенности и причины; анализировать межнациональные конфликты в России, выявлять факторы, их обуславливающие; устанавливать контакты в соответствии с потребностями совместной деятельности, используя современные коммуникационные технологии; составлять деловую документацию в области межнациональных конфликтов в России, в том числе на иностранном языке |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками разработки методов профилактики и урегулирования межнациональных конфликтов; навыками анализа межнациональных конфликтов в России, выявления их особенностей и причин; навыками применения современных коммуникативных технологий, в том числе на иностранных языках, для академического и профессионального взаимодействия |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методологические проблемы исследования межнациональных конфликтов | ||||||
1.1. | Понятие межнационального конфликта: природа, сущность, основные подходы в методологии. | Лекции | 2 | 2 | УК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Основные представления о причинах и сущности межнациональных конфликтов. Понятие и специфика межнациональных конфликтов, социо-культурные, экономические и политические факторы этнической напряженности | Практические | 2 | 1 | УК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Понятие межнационального конфликта: природа, сущность, основные подходы в методологии. | Сам. работа | 2 | 12 | УК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | История исследования межнациональных конфликтов. | Сам. работа | 2 | 10 | УК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Этноконфликтные аспекты федерализма в государственном строительстве: территориальные споры, борьба за ресурсы и собственность, стремление к изменению статуса местных элит, изменение системы разделения труда | Практические | 2 | 1 | УК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Объект и предмет межнациональных конфликтов. Субъекты межнациональных конфликтов | Сам. работа | 2 | 12 | УК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Специфика современных межнациональных конфликтов | Сам. работа | 2 | 12 | УК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Урегулирование межнациональных конфликтов | ||||||
2.1. | Типология межнациональных конфликтов, стадии межнационального конфликта, классификация межнациональных конфликтов | Практические | 2 | 1 | УК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Типология межнациональных конфликтов, стадии межнационального конфликта, классификация межнациональных конфликтов | Сам. работа | 2 | 8 | УК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Причины и динамика межнациональных конфликтов. Возможности управления и разрешения межнациональных конфликтов. | Лекции | 2 | 2 | УК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Причины и динамика межнациональных конфликтов. Возможности управления и разрешения межнациональных конфликтов. | Сам. работа | 2 | 8 | УК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Формы, способы и основные модели урегулирования межнациональных конфликтов. Специфика регулирования конфликтов на разных стадиях их развития | Практические | 2 | 1 | УК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Формы, способы и основные модели урегулирования межнациональных конфликтов. Специфика регулирования конфликтов на разных стадиях их развития | Сам. работа | 2 | 8 | УК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Объект и предмет межконфессиональных конфликтов. Субъекты межконфессиональных конфликтов. Их связь с межнациональными конфликтами | Сам. работа | 2 | 0 | УК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Причины и основные характеристики межнациональных конфликтов в Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья. Межнациональные конфликты и проблема беженцев | Практические | 2 | 2 | УК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Причины и основные характеристики межнациональных конфликтов в Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья. Межнациональные конфликты и проблема беженцев | Сам. работа | 2 | 10 | УК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Роль международного права и организаций в урегулировании межнациональных конфликтов | Сам. работа | 2 | 10 | УК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.11. | Зачет с оценкой | 2 | 4 | УК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ: Теоретические вопросы: 1. Исторические общности людей и их особенности. 2. Понятие «этнос» и методологические проблемы его определения. 3. Этничность как объект эмпирического исследования 4. Становление теории этнонациональных отношений. 5. Современная конфликтология о причинах и механизмах межнациональных конфликтов. 6. Проблемы национальных диаспор в России. 7. Типология и стадии межнациональных конфликтов. 8. Федерации и конфедерации в современном мире. 9. Современная концепция национальной политики Российской Федерации. 10. Методы урегулирования межнациональных конфликтов. 11. Этническая неприязнь: основные черты 12. Межнациональные конфликты в странах бывшего СССР. 13. Массовые конфликты. 14. Этнодемографическая характеристика современной России. Зоны межнациональной напряженности. 15. Очаги напряженности на Северном Кавказе. 16. Осетино-Ингушский конфликт и его современное состояние. 17. Этнические аспекты военного конфликта в Чеченской республике. 18. Проблема мигрантов в современной России. 19. Карабахский конфликт: причины, перерастание в межгосударственный конфликт, последствия. 20. Вооруженный конфликт в приднестровском регионе 1992 г. и его последствия. 21. Грузино-абхазский конфликт, его современное состояние. 22. Очаги межнациональной напряженности в Европе и США, их особенности. 23. Очаги напряженности в российско-украинских и российско-белорусских отношениях. 24. Выдающиеся деятели в области борьбы за права человека, национальных меньшинств и т.д. (два на выбор). 25. Сущность побратимства и его роль в урегулировании межнациональных конфликтов. 26. Националистские движения в современном мире. 27. Социальные проекты и миротворческие акции в сфере выявления и разрешения межнациональных конфликтов. 28. Причины межнациональных конфликтов в организации. 29. Роль международного права и организаций в урегулировании межнациональных конфликтов. 30. Уровень социальной напряженности в локальных социумах. Практические задания: 1. Проведите анализ научной статьи по тематике курса, по следующему алгоритму: - Общие сведения о рассматриваемой статье (автор, название, журнал и год издания) - Краткое описание проблемы, которой посвящена статья; - Актуальность заявленной тематики; - Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье (2 – 3 основных тезиса). Какие доводы приводит автор? - Критичный анализ основных выводов автора: В чем Вы согласны с ним, приведите свои доводы и аргументы? В чем Вы не согласны с авторами и почему? - Каковы перспективы исследования этой тематики? 2. Охарактеризуйте основные методы сбора информации о межнациональных конфликтах. Выделите достоинства и недостатки основных методов исследования межнациональных конфликтов. 3. Проанализируйте основные признаки межнационального конфликта. 4. Охарактеризуйте проблему достоверности данных исследований межнациональных отношений и конфликтов. 5. Приведите примеры этнотерриториальных и межнациональных конфликтов в постсоветском пространстве. Проанализируйте их. 6. Приведите примеры межэтнических и межнациональных конфликтов в современной России. Проанализируйте их. 7. Выявите связь между межнациональными конфликтами и проблемой беженцев и переселенцев в России. 8. Раскройте содержание современной национальной политики Российской Федерации. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ: 1. Предмет и методы исследования конкретного социального конфликта. 2. Понятие и структура конфликта (субъект конфликта, действие в конфликте, состояние субъекта конфликта, положение субъекта конфликта в объединении). 3. Типология социальных конфликтов. 4. Понятие «объединение индивидов», основные формы объединения социальных субъектов. 5. Исторические общности людей и их особенности. 6. Понятие «этнос» и методологические проблемы его определения. 7. Этничность как объект эмпирического исследования 8. Становление теории этнонациональных отношений. 9. Современная конфликтология о причинах и механизмах межнациональных конфликтов. 10. Проблемы национальных диаспор в России 11. Типология и стадии межнациональных конфликтов. 12. Федерации и конфедерации в современном мире. 13. Современная концепция национальной политики Российской Федерации. 14. Методы урегулирования межнациональных конфликтов. 15. Этническая неприязнь: основные черты 16. Межнациональные конфликты в странах бывшего СССР. 17. Этнодемографическая характеристика современной России. Зоны межнациональной напряженности. 18. Очаги напряженности на Северном Кавказе. 19. Осетино-Ингушский конфликт и его современное состояние. 20. Этнические аспекты военного конфликта в Чеченской республике. 21. Проблема мигрантов в современной России. 22. Карабахский конфликт: причины, перерастание в межгосударственный конфликт, последствия. 23. Вооруженный конфликт в приднестровском регионе 1992 г. и его последствия. 24. Грузино-абхазский конфликт, его современное состояние. 25. Очаги межнациональной напряженности в Европе и США, их особенности. 26. Очаги напряженности в российско-украинских и российско-белорусских отношениях. 27. Выдающиеся деятели в области борьбы за права человека, национальных меньшинств и т.д. (два на выбор). 28. Сущность побратимства и его роль в урегулировании межнациональных конфликтов. 29. Националистские движения в современном мире. 30. Социальные проекты и миротворческие акции в сфере выявления и разрешения межнациональных конфликтов. 31. Причины межнациональных конфликтов в организации. 32. Уровень социальной напряженности в локальных социумах. 33. Массовые конфликты как крайняя форма проявления социальной напряженности в обществе. 34. Методологические проблемы изучения социальной напряжённости и протестного поведения населения. 35. Специфика массовых конфликтов в современном российском обществе. 36. Основные формы и типология массовых конфликтов. 37. Опыт исследования социальной напряженности и массовой конфликтности населения Алтайского края. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кантеров, И. Я. | Новые религиозные движения: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/04BA2276-7543-4E45-9B8E-095925641937 |
Л1.2 | Лопарев, А. В. | Конфликтология: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 | www.biblio-online.ru/book/A3965F22-B30E-46E8-B7AC-DB744E01CBF8 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Яблоков, И. Н. | Религиоведение: учебник для вузов | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1.http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» | |||
Э2 | 2.http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека | |||
Э3 | 3.http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет | |||
Э4 | 4.http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ | |||
Э5 | 5.http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер | |||
Э6 | 6.http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН | |||
Э7 | 7.http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики | |||
Э8 | Курс в moodle «Межнациональные конфликты в России» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения Рекомендации по освоению лекционных занятий. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам - полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по написанию реферата. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны. Реферат должен содержать: титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости). Требования к оформлению реферата: Объем: от 10 до 20 страниц. Формат страницы: А4 (210x297 мм). Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм. Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman. Выравнивание: по ширине. Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца). Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу». Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий. Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы. Итоговый контроль. При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |