МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-1-2020
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 114
самостоятельная работа 183
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 26 26 30 30 56 56
Практические 28 28 30 30 58 58
Сам. работа 90 90 93 93 183 183
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 144 144 180 180 324 324

Программу составил(и):
канд.социол.наук, доцент Замятина Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
канд.социол.наук, доцент Чуканова татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.рассмотреть теоретические основы и закономерности становления и развития социологической науки, выделить ее специфику, раскрыть принципы соотношения методологии и методов социологического познания

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: Способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные фундаментальные труды по основам социологической теории и методам социологического исследования
этапы развития социологии, ключевые понятия социологии, специфику социологического подхода к личности, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, виды и закономерности социальных процессов, учитывая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
3.2.Уметь:
3.2.1.применять имеющиеся знания для для описания социальных явлений и процессов
логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию
критически анализировать информационные источники, научные тексты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применять имеющиеся знания по социологии в своей профессиональной деятельности
использования терминологического аппарата по социологии для обобщения профессиональной информации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Возникновение и развитие социологии как науки. Общие вопросы истории и теории социологии
1.1. Социология как наука об обществе Лекции 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.2. Социология как наука об обществе Практические 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.3. Социология как наука об обществе Сам. работа 1 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.4. Историко-социологическое введение Лекции 1 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.5. Историко-социологическое введение Практические 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.6. Историко-социологическое введение Сам. работа 1 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Социологическое исследование социальных систем
2.1. Общество как социокультурная система Лекции 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.2. Общество как социокультурная система Практические 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.3. Общество как социокультурная система Сам. работа 1 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.4. Социальная структура и стратификация общества Лекции 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.5. Социальная структура и стратификация общества Практические 1 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.6. Социальная структура и стратификация общества Сам. работа 1 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.7. Социальные институты и организации Лекции 1 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.8. Социальные институты и организации Практические 1 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.9. Социальные институты и организации Сам. работа 1 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.10. Социальные общности и группы Лекции 1 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.11. Социальные общности и группы Практические 1 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.12. Социальные общности и группы Сам. работа 1 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.13. Личность и ее социализация Лекции 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.14. Личность и ее социализация Практические 1 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.15. Личность и ее социализация Сам. работа 1 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Специальные социологические теории
3.1. Социология образования Лекции 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.2. Социология образования Практические 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.3. Социология образования Сам. работа 1 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.4. Социология рекламы, коммуникаций Лекции 1 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.5. Социология рекламы, коммуникаций Практические 1 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.6. Социология рекламы, коммуникаций Сам. работа 1 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.7. Социология семьи Лекции 2 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.8. Социология семьи Практические 2 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.9. Социология семьи Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.10. Социология культуры Лекции 2 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.11. Социология культуры Практические 2 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.12. Социология культуры Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.13. Этносоциология Лекции 2 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.14. Этносоциология Практические 2 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.15. Этносоциология Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.16. Социология молодежи Лекции 2 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.17. Социология молодежи Практические 2 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.18. Социология молодежи Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.19. Социология города Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.20. Социология города Практические 2 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.21. Социология города Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.22. Социология села Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.23. Социология села Практические 2 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.24. Социология села Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.25. Социология конфликта Лекции 2 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.26. Социология конфликта Практические 2 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.27. Социология конфликта Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Теория, методология и методика социологических исследований
4.1. Программа социологического исследования Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
4.2. Программа социологического исследования Практические 2 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
4.3. Программа социологического исследования Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
4.4. Методы социологических исследований Лекции 2 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
4.5. Методы социологических исследований Практические 2 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
4.6. Методы социологических исследований Сам. работа 2 13 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
4.7. Экзамен 2 27 ОПК-2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Перечень вопросов к зачету:
1. Объект и предмет социологии как науки.
2. Связь социологии с другими гуманитарными и социальными науками.
3. Структура и уровни социологического знания. Функции социологии.
4. О. Конт – основоположник социологии как самостоятельной науки об обществе
5. Становление и развитие западной социологии XIX- начала XX вв.
6. Социология в России: история и современное состояние.
7. Психологическое направление в развитии социологии.
8. Социология как полипарадигмальная наука.
9. Понятие общества как системы, его сущность, структура и функции.
10. Социальная структура общества и ее основные элементы.
11. Сущность социальной стратификации, ее критерии.
12. Социальная мобильность и ее основные направления.
13. Понятие «личность в социологии».
14. Статусно-ролевая концепция личности.
15. Социализация как предмет теоретического исследования.
16. Агенты и институты социализации.
17. Социальные нормы и девиации.
18. Содержание понятия «социальный институт» и «институционализация». Виды социальных институтов.
19. Сущность социальной организации. Основные черты и классификация социальных организаций.
20. Социальные общности, их виды и роль в обществе.
21. Малая социальная группа: понятие, виды.
22. Система образования как социальный институт, ее структура и функции.
23. Образование и социальное неравенство
24. Социология рекламы как отрасль социологического знания.
25. Информационное общество и глобализация коммуникативных процессов.
Перечень вопросов и заданий на экзамене:
1. Специфика социологического подхода к исследованию культуры.
2. Классификация структурных элементов культуры.
3. «Простые» элементы культуры.
4. «Синтетические» элементы культурной системы.
5. Функции культуры.
6. Состояние и динамика современной культуры.
7. Социология семьи: определение семьи, ее функции.
8. Типология и структура семьи.
9. Проблемы современной семьи.
10. Молодежь как социально-демографическая группа.
11. Молодежная субкультура и ее специфика.
12. Молодежные движения и объединения.
13. Социальные проблемы молодежи.
14. Этнические особенности людей. Расовая и этническая стратификация.
15. Социально-этническая структура современной России.
16. Культурная жизнь этносов в Алтайском крае.
17. Объект и предмет социологии города.
18. Классификация городов.
19. Объект, предмет, проблематика социологии села
20. Определение социального конфликта.
21. Причины и основные этапы развития конфликтного взаимодействия.
22. Типология социальных конфликтов и их особенности.
23. Программа социологического исследования.
24. Количественные методы сбора данных в социологическом исследовании.
25. Качественные методы сбора данных в социологическом исследовании.
Практические задания проблемно-поискового характера:
1. Сформулируйте три актуальные темы социологического исследования, которые необходимо изучать социологам в современном обществе.
2. По проблеме, которая играет первостепенное значение для Вас лично, составьте небольшую анкету, используя различные виды вопросов.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. И. Кравченко Социология : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/271CD108-E337-49B4-95F8-FF0BA69B7C6D
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Козлова М.А., Шушанян Н.Р., Багдасарьян Н.Г. - под общ. ред. СОЦИОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/9D885D14-793A-41F3-B204-D183C3504EF0
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Юрайт" https://biblio-online.ru/
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/
Э3 Социология.RU http://sotsiologia.ru/
Э4 Электронная библиотека Социологического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) http://lib.socio.msu.ru
Э5 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) http://wciom.ru/
Э6 Национальная социологическая энциклопедия http://voluntary.ru/
Э7 Курс в moodle «Социология» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1755
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
- На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.