МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Защита интеллектуальной собственности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информационной безопасности
Направление подготовки03.04.03. Радиофизика
ПрофильЭлектромагнитные волны в средах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план03_04_03_ЭМВС-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 84 84 84 84
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Защита интеллектуальной собственности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 03.04.03 РАДИОФИЗИКА (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.10.2014 г. № 1417)

составлена на основании учебного плана:
03.04.03 Радиофизика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информационной безопасности

Протокол от 08.06.2020 г. № 10-2020/21
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информационной безопасности

Протокол от 08.06.2020 г. № 10-2020/21
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов базовой системы знаний в области преобразования интеллектуальной собственности в товар
понимание основных проблем трудоустройства вчерашних студентов и способов их решения.
подготовка к деятельности, требующей выявления идеи коммерчески ценного продукта на базе научных и прикладных исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-3 способностью применять на практике навыки составления и оформления научно-технической документации, научных отчетов, обзоров, докладов и статей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Способы выделеняи охраноспособных объектво интеллектуальнйо собственности по профилю специальности
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать, оценивать возможность охраны и защиты интеллектуальных результатов по профилю деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими приемами охраны и защиты интеллектуальной собственности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Охраноспоосбные объекты интеллектуальнйо собственности
1.1. Цели и задачи учебной дисциплины. Место и роль дисциплины в системе подготовки специалистов. Взаимосвязь изучаемого предмета и других учебных дисциплин. Предмет изучения: объекты авторского права, патенты, ноу-хау Лекции 3 2 Л2.3, Л1.1
1.2. Связь интеллектуальной собственности и коммерциализация научных разработок и инновации. Практические 3 2 Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Введение в теорию и практику обхраноинтеллектуальнйо собственности.
2.1. Патенты, зонтичны патент, рекламные патенты Стратегии коммерциализациие интеллектуальной собственности. Ключевые аспекты и понятия коммерциализации интеллектуальной собственности. Обоснование выбора стратегии охраны объектов интеллектуальной собственности. Лекции 3 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.2. Работа с базами данных ФИПС Сам. работа 3 52 Л2.3, Л1.1
Раздел 3. Нетрадиционныке формы охраны интеллектуальнйо собственности
3.1. Достоинства и недостатки ноу-хау как объекта защиты. Целесообразность использования охраны в виде ноу-хау. Лекции 3 2 Л2.3, Л1.1
3.2. Использование интернет-ресурсов для выявления проблем в защите объектов интеллектуального труда Практические 3 6 Л2.3, Л1.1, Л2.2
3.3. Использование интернет-ресурсов для выявления проблем в защите объектов интеллектуального труда Сам. работа 3 20
Раздел 4. Выбор оптимальной защиты интеллектуальнйых объектов в профессиональной деятельности
4.1. Примеры объектов охраны интеллектуальной собственности по профилю специальности. Патентный поиск Лекции 3 6 Л2.3, Л1.1
4.2. Патентный поиск по профилю специальности Практические 3 4 Л2.3, Л1.1
4.3. Патентный поиск по профилю специальности Сам. работа 3 12

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
приведены в ФОСе
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
нет
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приведены в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. К. Жарова, С. В. Мальцева ; под общ. ред. С. В. Мальцевой Защита интеллектуальной собственности : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018//ЭБС Юрайт biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Минакова Н.Н. Защита интелектуальной собственности: , https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1027
Л2.2 Минакова Н.Н. Управление информацмонной безопасностью: , https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2861
Л2.3 Новоселова Л.А. ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. : , 2018\\ЭБС www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека.
Э2 www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.
Э3 www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека.
Э4 www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
Э5 www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ».
Э6 www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Э7 www.intuit.ru/ Образовательный сайт
Э8 www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э9 www.osp.ru/ Журнал «Открытые системы»
Э10 www.ihtika.lib.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э11 Курс на Moodle "Защита интеллектуальной собственности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям (теоретический курс):
Перед очередной лекцией необходимо бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Часть лекционного материала представлена в виде презентаций, ссылок на Интернет-источники. Материалы распределены по разделам курса.

Рекомендации по подготовке к практическим работам:
- необходимо проработать теоретический материал, соответствующий теме работы.
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении.
- при ответе на вопросы, поставленные для самостоятельной проработки, необходимо его увязывать их с вопросами защиты информации в коммерческой организации.

Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе:
- выполнять в установленные сроки все плановые задания, выдаваемые преподавателем, выяснять на консультациях неясные вопросы.
= прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксировать и выносить на плановую консультацию.