МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Материаловедение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планv54_03_03-ХПКпр-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 23
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 23 23 23 23
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
;доцент, Бацына О.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Материаловедение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 25.05.2016 г. № № 624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование целостного представления о текстильных материалах, используемых в производстве швейных изделий. Знакомство с основами материаловедения, с основными технологическими процессами текстильного производства, с методами исследования текстильных материалов и принципами составления нормативно-технологической документации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способность формулировать цели и задачи художественного проекта, к выявлению приоритетов в решении задач с учетом эстетических, этических и иных аспектов деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные параметры и свойства волокон, применяемых в текстильной промышленности;
классификацию ткацких переплетений, процесс их получения и свойства, которые они придают ткани;
процессы технологической отделки тканей, ее особенности в зависимости от волокнистого состава ткани и свойства, которые придает ткани та или иная отделка;
ассортимент современных тканей и материалов для изготовления швейных изделий;
3.2.Уметь:
3.2.1.определять волокнистый состав и структуру текстильного материала, тип ткацкого переплетения;
подбирать технологические режимы обработки материала в соответствии с его текстильными характеристиками;
определять по внешнему виду лицевую и изнаночную сторону ткани, направление нити основы, утка и другие параметры;
осуществлять подбор тканей и материалов необходимых для изготовления швейных изделий и составлять конфекционную карту материалов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.определения волокнистого состава материала;
проведения исследования свойств текстильных волокон и текстильных материалов;
принципами конфекционирования текстильных материалов;
составления конфекционной карты как части проектной документации;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Текстильные волокна
1.1. Общие сведения о волокнах. Классификация текстильных волокон. Лекции 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Методы определения волокнисого состава тканей. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Получение, строение, свойства волокон. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 2 2 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Основы прядильного производства
2.1. Общая схема процесса прядильного производства. Системы прядения: гребенная, кардная, аппаратная. Структура и свойства пряжи и нитей. Виды текстильных пряжи и нитей. Классификация текстильных пряжи и нитей. Пороки текстильных пряжи и нитей. Классификация швейных ниток и основные показатели их характеристики. Ассортимент швейных ниток. Лекции 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Классификация швейных ниток и основные показатели их характеристики. Ассортимент швейных ниток. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Структура и свойства пряжи и нитей. Виды текстильных пряжи и нитей. Классификация текстильных пряжи и нитей. Пороки текстильных пряжи и нитей. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 2 2 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Основы ткацкого и отделочного производства
3.1. Ткацкое производство. Подготовка основы и утка к ткацкому производству. Устройство и работа ткацкого станка. Пороки ткацкого производства. Процессы отделки тканей. Лекции 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Заключительная отделка. Специальные виды отделок и их влияние на свойства тканей. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Подготовка материалов к крашению и печатанию. Крашение и печатание. Современные виды красителей и способы печати. Пороки красильного производства и образованные при печати рисунка тканей. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 2 10 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Строение, характеристика и свойства тканей
4.1. Ткацкие переплетения. Классификация ткацких переплетений. Главные, мелкоузорчатые, сложные и крупноузорчатые переплетения тканей. Определение ткацких переплетений. Практические 2 2 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Характеристики строения тканей. Структура лицевой и изнаночной сторон тканей. Определение лицевой и изнаночной поверхности ткани. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Свойства тканей. Физические свойства текстильных материалов. Механические свойства текстильных материалов. Гигиенические свойства. Оптические свойства текстильных материалов. Геометрические свойства. Технологические свойства тканей. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Направление нитей основы в тканях. Признаки определения нитей основы и утка в тканях. Определение нитей основы и утка в тканях. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 2 2 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Ассортимент тканей
5.1. Стандартизация тканей. Артикул ткани. Торговый прейскурант. Классификация тканей по волокнистому составу, по назначению. Лекции 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Классификация и ассортимент основных материалов, используемых для производства одежды. Ассортимент бельевых материалов. Ассортимент сорочечных материалов. Ассортимент платьевых материалов. Ассортимент костюмных материалов. Ассортимент пальтовых материалов. Ассортимент плащевых и курточных материалов. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Трикотажные полотна, нетканые и комплексные материалы. Натуральные, искусственные мех и кожа
6.1. Основовязальные и поперечновязальные трикотажные полотна. Одинарные и двойные трикотажные полотна. Классификация трикотажных переплетений. Ассортимент трикотажных полотен. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1
6.2. Нетканые материалы. Способы производства нетканых материалов. Классификация нетканых материалов по способу получения. Область применения. Ассортимент и свойства нетканых материалов для одежды. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1
6.3. Натуральный и искусственный мех, натуральная и искусственная кожа и пленочные материалы. Свойства натурального и искусственного меха и кожи. Основные виды меховых полуфабрикатов. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1
6.4. Комплексные материалы для одежды. Основные виды комплексных материалов. Свойства комплексных материалов. Ассортимент и свойства комплексных материалов для одежды. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1
6.5. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Вспомогательные материалы и фурнитура
7.1. Ассортимент прокладочных материалов. Ассортимент подкладочных материалов. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
7.2. Ассортимент отделочных материалов для одежды. Ассортимент скрепляющих материалов для одежды и фурнитуры. Сам. работа 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
7.3. Ассортимент и характеристика утепляющих материалов (вата, ватин, клееные объемные полотна, поролон). Инновационные утепляющие материалы. Сам. работа 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
7.4. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Конфекционирование материалов
8.1. Понятие «конфекционирование». Принципы конфекционирования. Конфекционная карта как часть нормативно-технической документации. Основные этапы конфекционирования. Основные требования к конфекционированию пакета материалов на изделие. Требования, предъявляемые к текстильным материалам и фурнитуре. Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.2. Маркировка текстильных изделий. Способы ухода за текстильными изделиями. Сам. работа 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.3. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.4. Экзамен 2 27 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Красина, И.В. Химическая технология текстильных материалов: Казань : Издательство КНИТУ, biblioclub.ru
Л1.2 Цветкова Н. Н. Текстильное материаловедение: Санкт-Петербург : Издательство «СПбКО», 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Томина, Т.А. Выбор материалов для изготовления швейного изделия: Оренбург : ОГУ, 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы в структуре традиционной культуры России и художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие Кемерово: Кем ГУКИ //ЭБС "Университетская библиотека online", 2006 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности www.cniishp.ru
Э2 Информационно-аналитический портал текстильной отрасли www.ivtextile.ru
Э3 Информационный портал легкой промышленности www.legprominfo.ru
Э4 Официальный сайт ОАО Рослегпром www.roslegprom.ru
Э5 Портал легкой промышленности legport.ru
Э6 Официальный сайт журнала «Легкая промышленность. Курьер» www.lp-magazine.ru
Э7 MOODLE Материаловедение portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Материаловедение» включает в себя лекционные и практические занятия. В процессе освоения дисциплины предусмотрена также самостоятельная работа студента, которая связана с изучением теоретического материала и выполнением практических работ.
В начале изучения дисциплины «Материаловедение» студент должен ознакомиться с ее содержанием видом занятий, перечнем основной и дополнительной литературы.
Перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала надо обратиться к основным литературным источникам или к лектору по графику его консультаций или на практических занятиях; бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.
На практические занятия студент должен иметь рекомендованную преподавателем нормативную и справочную литературу, графические средства, материалы, инструменты и др. Решение задачи всегда начинать с анализа условия, позволяющего получить конечный результат, а затем находить необходимые компоненты для его получения. На занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, в случае затруднений обращаться к преподавателю, обязательно анализировать полученные результаты. Если студент пропустил практическое занятие, то он должен проработать тему занятий и результаты решения задач защитить у преподавателя.
Процедура промежуточной аттестации – экзамен, проходит в соответствии с рабочей программой дисциплины «Материаловедение». Экзамен включает в себя теоретический вопрос и портфолио выполненных практических работ.
В портфолио входят домашние работы, результаты проверочных и контрольных работ, результаты групповой работы, в том числе черновики, проекты, письменные творческие работы, краткие записи, связанные с ходом выполнения письменных работ, аудио- и видеоматериалы, фотографии; «график-органайзеры», образцы.
Предъявляемое задание практических работ выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. Задание, которое предъявляется студенту в рамках практической работы, не требует мгновенного выполнения. Преподавателем определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Проверка результата работы студента осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу на исправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке студенту может быть выдан другой вариант задания.
Итоги работы с портфолио, как правило, подводятся на специальном занятии, которое называется «портфолио-конференция» и проводится с использованием различных интерактивных форм деятельности.
Использование такой модели позволяет студентам самостоятельно конструировать структуру и содержание портфолио, поэтому создаются условия для разноуровнего освоения учебного содержания модуля, выбора форм учебной работы, приемов и способов оценивания и презентации готовых материалов.