Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Азиатские регионы: социально-экономические и политические процессы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_01_АР-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 6,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 18 | 14 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 49 | 45 | 49 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко
1.1. | изучение основных закономерностей, тенденций и специфики процессов интеграции в регионе специализации; изучение основных теоретических подходов к анализу процессов интеграции; особенности протекания интеграционных и дззинтеграционных процессов в государствах Центральной Азии |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
ОПК-3 | Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности развития политических систем и культур государств региона специализации; основные этапы и формы интеграционных процессов в регионе специализации; теоретические основы интеграционных процессов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять методы анализа для изучения современных интеграционных процессов; определять характер и темпы интеграционных процессов в регионе специализации; проводить сравнительный анализ региональных интеграционных процессов с мировыми; определять роль и значение интеграционных объединений в международных отношениях в регионе специализации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами научного анализа исторических, политических, социально-экономических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие интеграция. Ее место в современном мире. | ||||||
1.1. | Интеграция в современном мире. Факторы интеграции. Основные формы | Лекции | 4 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
1.2. | Анализ классификации стадий интеграционного процесса (теория Бела Балашша) | Сам. работа | 4 | 12 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 2. Теоретические основы интеграции | ||||||
2.1. | Политические теории интеграции | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.2. | Теории «экономической интеграции»: общее и особенное | Практические | 4 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.3. | Анализ новейших теорий интеграции (коммуникационный подход, multi-level governance, концепция политических сетей, теория «нового регионализма») | Сам. работа | 4 | 12 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 3. Анализ современных интеграционных процессов в Центральной Азии | ||||||
3.1. | Особенности интеграционных процессов в Центральной Азии | Лекции | 4 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
3.2. | ЕВРАЗЭС И ЕАЭС: история создания и перспективы | Практические | 4 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
3.3. | Геополитические и экономические интересы Китая в АТР и ЦАР | Лекции | 4 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
3.4. | ШОС как пример интеграционного взаимодействия | Практические | 4 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
3.5. | Роль и позиция России в региональной интеграции | Лекции | 4 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
3.6. | Место России в интеграционных процессах ЦАР | Практические | 4 | 6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
3.7. | Сравнительный анализ интеграционных объединений в современном мире (ЦАР и АТР) | Сам. работа | 4 | 8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
3.8. | Анализ сотрудничества России с государтвами ЦАР в рамках Шанхайской организации сотрудничества | Сам. работа | 4 | 8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
3.9. | Подготовка к промежуточной аттестации | Сам. работа | 4 | 5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. В полном объеме материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации находятся в ЭУМКД, расположенном по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1040. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
В письменной работе необходимо провести комплексный анализ факторов и предпосылок создания, современного состояния и перспектив развития одного из интеграционных объединений: 1. ШОС. 2. ОДКБ. 3. БРИКС. 4. АСЕАН. 5. АТЭС. 6. АПТА 7. СНГ. 8. ЕврАзЭС 9. ОЦАС. 10. МЕРКОСУР. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Забейворота А. И. | Межгосударственные интеграционные объединения на постсоветском пространстве: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Книжный мир, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Поляков В.В., Смирнов Е.Н., Щенин Р.К. | МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Интеграционные и дезинтеграционные процессы в истории российского государства: Научные монографии | Институт философии РАН, 2014 | biblioclub.ru | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Международные и региональные интеграционные процессы" АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Информационно-аналитический ресурс: Российский совет по международным делам | russiancouncil.ru | ||
Э3 | Научно-образовательный форум по международным отношениям | www.obraforum.ru | ||
Э4 | Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики | www.intertrends.ru | ||
Э5 | Университетская информационная система «Россия» | uisrussia.msu.ru | ||
Э6 | Полис - политические исследования. официальный сайт | www.politstudies.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
В ходе изучения дисциплины «Интеграционные процессы в регионе специализации» магистрантам предстоит актуализировать знания по международным отношениям и мировой экономике, истории региона специализации, современным политическим процесса. Дисциплина состоит из 3 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами. Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (18 часов лекционных и 18 часов практических занятий). Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (45 часа). Степень освоения курса зависит от успехов магистранта при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов в конце лекции, изучении рекомендованной к лекции литературы. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил: внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами; найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе; после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки; продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы. На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление. Web - сопровождением аудиторных занятий является электорнный учебно-методический комплекс дисциплины, расположенный по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1040 Работа с ним является обязательной для магистрантов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания. Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах. Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания и тест, расположенный в теме. Преподаватель имеет право осуществлять проверку посещаемости лекционных и практических занятий. Опоздание студента более чем на 10 минут считается пропуском занятия. Преподаватель имеет право не допускать к занятию студента, опоздавшего более чем на 10 минут. Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем. Итоговая аттестация происходит в виде экзамена. |