МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Международные и региональные интеграционные процессы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАзиатские регионы: социально-экономические и политические процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_АР-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 6,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 18 14 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 49 45 49 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент , Анисимова И.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Бочкарева И.Б.

Рабочая программа дисциплины
Международные и региональные интеграционные процессы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017г. №648)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение основных закономерностей, тенденций и специфики процессов интеграции в регионе специализации; изучение основных теоретических подходов к анализу процессов интеграции; особенности протекания интеграционных и дззинтеграционных процессов в государствах Центральной Азии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ОПК-3 Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности развития политических систем и культур государств региона специализации; основные этапы и формы интеграционных процессов в регионе специализации; теоретические основы интеграционных процессов
3.2.Уметь:
3.2.1.применять методы анализа для изучения современных интеграционных процессов; определять характер и темпы интеграционных процессов в регионе специализации; проводить сравнительный анализ региональных интеграционных процессов с мировыми; определять роль и значение интеграционных объединений в международных отношениях в регионе специализации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами научного анализа исторических, политических, социально-экономических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие интеграция. Ее место в современном мире.
1.1. Интеграция в современном мире. Факторы интеграции. Основные формы Лекции 4 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Анализ классификации стадий интеграционного процесса (теория Бела Балашша) Сам. работа 4 12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Теоретические основы интеграции
2.1. Политические теории интеграции Лекции 4 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Теории «экономической интеграции»: общее и особенное Практические 4 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Анализ новейших теорий интеграции (коммуникационный подход, multi-level governance, концепция политических сетей, теория «нового регионализма») Сам. работа 4 12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Анализ современных интеграционных процессов в Центральной Азии
3.1. Особенности интеграционных процессов в Центральной Азии Лекции 4 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. ЕВРАЗЭС И ЕАЭС: история создания и перспективы Практические 4 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Геополитические и экономические интересы Китая в АТР и ЦАР Лекции 4 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. ШОС как пример интеграционного взаимодействия Практические 4 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.5. Роль и позиция России в региональной интеграции Лекции 4 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.6. Место России в интеграционных процессах ЦАР Практические 4 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.7. Сравнительный анализ интеграционных объединений в современном мире (ЦАР и АТР) Сам. работа 4 8 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.8. Анализ сотрудничества России с государтвами ЦАР в рамках Шанхайской организации сотрудничества Сам. работа 4 8 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.9. Подготовка к промежуточной аттестации Сам. работа 4 5 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. В полном объеме материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации находятся в ЭУМКД, расположенном по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1040.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В письменной работе необходимо провести комплексный анализ факторов и предпосылок создания, современного состояния и перспектив развития одного из интеграционных объединений:
1. ШОС.
2. ОДКБ.
3. БРИКС.
4. АСЕАН.
5. АТЭС.
6. АПТА
7. СНГ.
8. ЕврАзЭС
9. ОЦАС.
10. МЕРКОСУР.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Забейворота А. И. Межгосударственные интеграционные объединения на постсоветском пространстве: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Книжный мир, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Поляков В.В., Смирнов Е.Н., Щенин Р.К. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Интеграционные и дезинтеграционные процессы в истории российского государства: Научные монографии Институт философии РАН, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Международные и региональные интеграционные процессы" АлтГУ portal.edu.asu.ru
Э2 Информационно-аналитический ресурс: Российский совет по международным делам russiancouncil.ru
Э3 Научно-образовательный форум по международным отношениям www.obraforum.ru
Э4 Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики www.intertrends.ru
Э5 Университетская информационная система «Россия» uisrussia.msu.ru
Э6 Полис - политические исследования. официальный сайт www.politstudies.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «Интеграционные процессы в регионе специализации» магистрантам предстоит актуализировать знания по международным отношениям и мировой экономике, истории региона специализации, современным политическим процесса.
Дисциплина состоит из 3 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (18 часов лекционных и 18 часов практических занятий). Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (45 часа). Степень освоения курса зависит от успехов магистранта при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов в конце лекции, изучении рекомендованной к лекции литературы.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил: внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами; найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе; после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки; продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы. На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Web - сопровождением аудиторных занятий является электорнный учебно-методический комплекс дисциплины, расположенный по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1040
Работа с ним является обязательной для магистрантов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания. Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах. Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания и тест, расположенный в теме.
Преподаватель имеет право осуществлять проверку посещаемости лекционных и практических занятий.
Опоздание студента более чем на 10 минут считается пропуском занятия. Преподаватель имеет право не допускать к занятию студента, опоздавшего более чем на 10 минут.
Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем.
Итоговая аттестация происходит в виде экзамена.