МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Качественные и количественные методы в психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-2- 2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 98
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 98 98 98 98
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Кравченко Г.В.

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Родионов Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Качественные и количественные методы в психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 Психология (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 сентября 2015 № 1043

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 24.05.2020 г. № 5
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Папин А.А., д.ф.-м.н, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 24.05.2020 г. № 5
Заведующий кафедрой Папин А.А., д.ф.-м.н, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений магисторов об алгоритмах взаимопревращении качественных и колличественных методов в процессе получения психологического знания
Задачи:
1. Дать представление о специфике качественного и количественного подходов в психологическом исследовании
2. Дать представление об особенностях использования качественных методов в различных видах деятельности практического психолога.
3. Отработать технику применения каждого метода и сформировать навыки сравнительного анализа полученных результатов.
4. Способствовать развитию навыков наблюдательности, коммуникативной грамотности, самопонимания, самопознания и прочих рефлексивных способностей как профессионально важных качеств.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-3 способностью к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.алгоритм формирования исходного множества признаков
«направленное фантазирование» как диагностический метод в психологическом консультировании
базовые концепции психосоматических нарушений
базовые поведенческие и деятельностные индикаторы нейропсихологических нарушений
стандартизированные тесты психологической диагностики личностный качеств психический свойств и состояний
базовые теории личности
содержание герменевтического подхода в психологии
значимые признаки при анализе невербального поведения
значимые признаки при анализе тела человека как объекта наблюдения, с целью получения психологически значимой информации
иметь представление о субъектном, объектном отношении психолога к клиенту, как факторе, влияющем на результат взаимодействия с клиентом
критерии научности наблюдения
критерии эффективности деятельности психолога
культурологические основания и психологическую интерпретацию образов и символов, используемых в психологическом консультировании
метод анализа ранних детских воспоминаний
метод контент-анализа
нарратив клиента, его функции для клиента и психолога, способы работы с ним
национально-культурные аспекты невербальной коммуникации.
область применения биографического метода в психологическом исследовании
опорные психодиагностические моменты при использовании метода наблюдения в клинической практике
опорные психодиагностические моменты при психологическом анализе рисунка
основные приемы и требования к ведению беседы в психологической практике
принципы анализа речи человека
содержание метода наблюдения и его взаимодействия в системе других методов психологии
содержание стандартизированных тестов психологической диагностики личностных качеств, психических свойств и состояний
структуру автобиографической памяти
структуру опросников для первичного интервью
типы баз данных, откуда могут быть почерпнута и информация
трактовку базовых архетипов юнгиантской психологии
требования к составлению анкеты
уровни психодиагностического исследования человека
факторы риска развития психических заболеваний в онтогенезе
экспертный опрос: цель, область применения, принципы отбора экспертов
этические требования к работе психолога
Способы взаимного обогащения, взаимопревращения данных, полученных с помощью качественных и количественных методов
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать невербальное поведение человека
анализировать речевое поведение человека
анализировать свою деятельность (рефлексировать область знания- незнения, определять пути повышения своей компетенции)
выбирать тестовые стандартизированные методики для проверки/уточнения данных полученных путем качественных исследований
выдвигать гипотезу исследования,
выделять главную мысль в прочитанном тексте,
выделять и анализировать информационно значимые признаки во внешности и поведении человека в контексте его психологического и психического здоровья
выделять и анализировать психологически информационно значимые признаки во внешности человека в контексте формирования его предварительного психологического портрета
выделять объект и предмет исследования,
делать выводы, опираясь на полученные данные,
идентифицировать эмоциональное состояние (тревога, страх, спокойствие, доверие, тревога и пр.) клиента исходя их данных наблюдения
иметь навыки поиска и анализа информации, необходимой для интерпретации результатов исследований,
использовать методы научного познания: анализ, синтез, аналогию
использовать современные мульти коммуникационные технологии для поиска информации
определять взвешенную значимость признаки или индикатора в общей массе фиксируемых данных
определять и формулировать задачи, требующие междисциплинарного подхода
ориентироваться в многообразии этнокультур, религий, мифологии
отбирать значимые признаки в процессе наблюдения
провести сравнительная характеристика качественного и количественного подхода в психологическом исследовании.
проводить наблюдение за речью, мимикой, иными продуктами деятельности человека
проводить психологический анализ авторского текста
проявлять эмпатию (понимать состояние человека, через эмпатическое сопереживание)
работать в сети интернет,
работать с разными типами литературы,
различать признаки и индикаторы
самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее
составить анкету для выявления отклонений в психологическом онтогенезе человека
составлять анкету в соответствии с конкретной целью исследования,
составлять предварительный психологический портрет человека, опираясь на визуальное наблюдение за мимикой, жестами, одеждой
составлять программы наблюдения
толерантно относится к разным этнокультурам и религиям
формулировать гипотезы,
формулировать вопросы для респондента
идентифицировать запрос клиента
формулировать цель исследования
выбирать методы адекватные целям, задачам, гипотезам исследования
формулировать алгоритм анализа полученных данных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.умениями самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее
владением приёмами действий в нестандартных ситуациях,
эвристическими методами решения проблем.
умением отличать факты от домыслов,
владение измерительными навыками,
использование вероятностных, статистических и иных методов познания
навыками организации и проведения различных форм опроса (анкетирование, беседа, глубинное интервью)
метод анализа ранних детских воспоминаний
метод контент-анализа
биографическим методом
методом наблюдения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Представление и обработка данных в психологии. Обработка результатов исследования Лекции 2 1 ОК-1, ОПК-3 Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.2. Качественные исследования в психологии Сам. работа 2 14 ОК-1, ОПК-3 Л2.5, Л2.2, Л2.6, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.3. Аналогия и непараметрические методы Сам. работа 2 14 ОК-1, ОПК-3 Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.4. Образы и символы в работе психолога Практические 2 1 ОК-1, ОПК-3 Л3.2, Л2.6, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.5. Метод наблюдения и его использование в психологических исследованиях Сам. работа 2 14 ОК-1, ОПК-3 Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.6. Составление психологического портрета методом наблюдения Практические 2 1 ОК-1, ОПК-3 Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.7. Составление программы наблюдений Сам. работа 2 14 ОК-1, ОПК-3 Л3.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.8. Количественные методы. Числовое представление Практические 2 1 ОК-1, ОПК-3 Л2.4, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.9. Первичная обработка данных Практические 2 1 ОК-1, ОПК-3 Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.10. Вторичная обработка данных Лекции 2 1 ОК-1, ОПК-3 Л2.4, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.11. Числовые характеристики диаграммы и её построение Сам. работа 2 14 ОК-1, ОПК-3 Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.12. Параметрические статистики Практические 2 1 ОК-1, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.13. Параметрические статистики Сам. работа 2 12 ОК-1, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.14. Метод корреляционного анализа Лекции 2 1 ОК-1, ОПК-3 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.15. Применение корреляционного анализа в психологии Практические 2 1 ОК-1, ОПК-3 Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.16. Регрессионный анализ Лекции 2 1 ОК-1, ОПК-3 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.17. Регрессионный анализ в психологических исследованиях Сам. работа 2 16 ОК-1, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Носс И. Н. КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Артемьева О.А. Качественные и количественные методы исследования в психологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М., Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.3 Бусыгина Н.П. КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Анкерсмит Ф. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков. : Москва, 2003
Л2.2 Белановский С.А. Глубокое интервью: учебное пособие М.: Николо - Медиа, 2001
Л2.3 Третьяк Л. Н., Воробьев А. Л. ; Под общ. ред. Третьяк Л.Н. Основы теории и практики обработки экспериментальных данных: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2019 // ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Л2.4 Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии: учеб. пособие СПб. : Речь, 2002
Л2.5 Кодола Н.В. Интервью: Методика обучения. Практические советы: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л2.6 Романова Н.Н., Филиппов А.В. Знаки и символы: учеб. пособие по семиотике М. : МАКС Пресс, 2003
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Михайлова С.Н Диагностика и психологические тесты в психосоматической практике: Барнаул, 2007
Л3.2 Ю. А. Виноградов Знаки и символы в изобразительном искусстве: метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru/
Э2 http://www.annualreviews.org/journal/psych
Э3 http://www.sciencemag.org/cgi/collection/psychology
Э4 http://www.springerlink.com/humanities-social-sciences-and-law/books/
Э5 http://elibrary.ru/titles.asp
Э6 http://www.springerlink.com/behavioral-science/
Э7 http://nasledie.enip.ras.ru/unicollections/list.html?id=42033925
Э8 http://psylib.kiev.ua/
Э9 http://azps.ru/
Э10 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2162 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office,
7-Zip,
AcrobatReader,
Gimp,
Inkscape
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com;
Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Свободная энциклопедия "Википедия": http://ru.wikipedia.org;
Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина изучается путем прослушивания лекций и усвоения их содержания, самостоятельного изучения материалов учебников и учебных пособий в соответствии с указаниями преподавателя, выполнения практических заданий, прохождения тестирования, написания реферата.
По завершению обучения студенты сдают зачет по дисциплине.
На зачете они должны ответить правильно на два вопроса (один теоретический, другой – практический). Зачет проводится в устной форме. На подготовку отводится 30 минут. За верные обоснованные ответы на вопросы максимально можно получить 35 баллов. При неправильном или неполном ответе может быть задан дополнительный вопрос. В случае не подготовки реферата, студента к сдаче зачета не допускается.
студенты в обязательном порядке выполняют письменную работу – реферат. Реферат является распространенной формой проверки (оценки) знаний, который, как правило, состоит из одного или нескольких вопросов. Тема реферата фиксируется у преподавателя, с целью избежания повторений.
Структура реферата включает в себя следующие элементы: титульный лист; содержание; основной текст; список использованной литературы.
Титульный лист содержит: реквизиты вуза; название факультета, кафедры; направление подготовки; наименование темы; фамилию, имя, отчество автора работы с указанием курса, группы; ученую степень, ученое звание, фамилию, имя, отчество научного руководителя; графу «дату защиты и оценка»; место и год защиты.
Содержание. Желательно, чтобы оно помещалось на одной странице. Текст должен соответствовать содержанию, как по содержанию, так и по форме.
Основная часть. Объем 15-20 машинописных страниц. Предназначен для изложения сущности информации по теме, приводятся существующие взгляды на рассматриваемый вопрос, даются их сопоставление, анализ и по возможности авторская оценка.
Список использованной литературы. В список литературы включают все использованные источники в алфавитном порядке (не менее 10 источников).
Полностью оформленный реферат сдается преподавателю. В процессе рецензирования преподаватель анализирует ошибки и основные проблемы, возникающие у аспиранта при изучении дисциплины, и, используя консультации и другие виды занятий, оказывает практическую помощь по разрешению этих проблем и недопущению типовых ошибок.
При выполнении всех требований максимальная сумма баллов за реферат равна 15. Если тема не раскрыта, или нарушено большинство требований, или система АНТИПЛАГИАТ показала уровень самостоятельности, меньший 60%, реферат возвращается для доработки. Если работа аспиранта соответствует всем требованиям, преподаватель определяет сроки защиты реферата. Защита проводится публично в присутствии группы аспирантов. Время выступления – 3 минуты. Докладчик может проиллюстрировать выступление чертежами, рисунками, формулами, слайдами с диаграммами и т.д.
За выполнение практических заданий студент может набрать максимально 15 баллов.
Самостоятельная работа проводится в форме изучения отдельных теоретических вопросов по предполагаемой литературе и самостоятельного выполнения практических заданий с дальнейшим их разбором или обсуждением на аудиторных занятиях. Во время самостоятельной подготовки студенты обеспечиваются доступом к Единому образовательному порталу АлтГУ, на котором установлена система дистанционного обучения Moodle.
Самостоятельная работа способствует:
- углублению и расширению знаний;
- формированию интереса к самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
- овладению приемами процесса познания и развитию познавательных способностей.
За своевременное и верное выполнение самостоятельных заданий студент максимально может получить 15 баллов.
Итоговое тестирование проводится в системе дистанционного обучения Moodle. На тестирование отводится 20 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 20 вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 1 балл.
Зачет ставится, если сумма баллов за все виды работ больше 49.