МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Анализ требований к автоматизированным информационным системам
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 28
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 32 32 32 32
Сам. работа 28 28 28 28
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Ст. преп., Шаповалова С.В.;старший преподаватель, Шаповалова С.В.

Рецензент(ы):
старший преподаватель, Байкин А.А.

Рабочая программа дисциплины
Анализ требований к автоматизированным информационным системам

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1002)

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Юдинцев Алексей Юрьевич

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Юдинцев Алексей Юрьевич

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс содержит сведения об анализе требований как об инженерной дисциплине. Приводятся классификации требований, анализируются свойства требований, рассматривается методологии, стандарты, нотации, артефакты работы с требованиями.
Подробно анализируются составляющие анализа требований - выявление, специфицирование и документирование, верификация. Рассматривается роль прототипов, моделей, инструментальных средств, процесс управления требованиями, процесс совершенствования работы с требованиями.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-3: выбор рациональных информационных систем и информационно-коммуникативных технологий решения для управления бизнесом
ПК-5: проведение обследования деятельности и ИТ-инфраструктуры предприятий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Стандарты и правила построения моделей требований к ИС
Методы оценки оптимального выбора ИС ИТ для управления бизнесом
Методы, средства и модели выявления и документирования требований к ИС
3.2.Уметь:
3.2.1.Создавать и анализировать построенные модели требований к ИС
Проводить анализ сведений об ИС, с целью нахождения оптимального решения
Определять требования к разработке информационных систем и документировать их
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Специализированными средствами построения и анализа требований к ИС
Математическими, статистическими методами и инструментами обработки информации
Средствами моделирования и документирования требований к ИС и ИТ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и классификация требований. Стратегии выявления требований. Документирование и моделирование требований.Проверка требований.
1.1. Рассмотрение различных методов классификации требований.Свойства которыми должны обладать требования к программной системе. Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Анализ требований - как один из основных потоков программной инженерии. Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Вклад анализа требований в успех проекта. Роль бизнес-анализа и бизнес-моделирования. Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Основные источники требований. Стратегии выявления требований: интервью, анкетирование, наблюдение и т.п Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Работы по формированию видения продукта и границ проекта. Начальные стадии проекта (до начала широкомасштабных консультаций по выявлению подробных требований). Специфицирование требований в форме вариантов использования, (выявление реестра акторов и вариантов использования).Моделирование анализа требований. Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Расширенный анализ требований. Иллюстрированные сценарии и прототипы. Документирование требований.Проверка требований. Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Введение в управление требованиями. Сам. работа 7 6 ОПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Совершенствование процессов работы с требованиями Сам. работа 7 6 ОПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Требования в управлении проектом Сам. работа 7 6 ОПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Анализ требований и другие техники выбора решений при автоматизации предприятий Сам. работа 7 10 ОПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Лабораторные работы
2.1. Выявление высокоуровневых требований. Разработка документа "Видение". Лабораторные 7 4 ОПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Выявление требований пользователей. Поиск акторов и вариантов использования Лабораторные 7 4 ОПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Краткое описание вариантов использования Лабораторные 7 4 ОПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Разработка глоссария Лабораторные 7 4 ОПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Подробное описание ключевых UC Лабораторные 7 4 ОПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Анализ и спецификация специальных требований Лабораторные 7 4 ОПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Формирование SRS Лабораторные 7 4 ОПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Верификация SRS Лабораторные 7 4 ОПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
В приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено учебным планом
5.3. Фонд оценочных средств
В приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС_АТИС_БИ_17_1.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Грекул В.И., Коровкина Н.Л., Левочкина Г.А. Проектирование информационных систем: учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/bcode/413758
Л1.2 Чистов Д.В. - Отв. ред. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ: Учебник и практикум - Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/DB21D667-C845-49E2-929B-B877E9B87BF4
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Абрамов Г. В., Медведкова И. Е., Коробова Л. А. Проектирование информационных систем: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=141626
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Анализ требований к автоматизированным информационным системам: http://www.intuit.ru/studies/courses/2188/174/info
Э2 Анализ требований к автоматизированным информационным системам https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6552
6.3. Перечень программного обеспечения
CASE средства объектно-ориентированного проектирования.
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
КонсультантПлюс
Гарант

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.