МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Художественные промыслы Сибири
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv54_03_02_ДПИ-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 55
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 55 55 55 55
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Кирюшина Ю.В.;Доц., Левина Е.О.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Художественные промыслы Сибири

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 г. № 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Художественные промыслы Сибири» является раскрытие своеобразия основных видов художественных промыслов и определение их взаимосвязи с русскими художественными традициям на примере наиболее развитых современных центров народного искусства Сибири.
Задачи:
-развитие творчески активной личности;
-знакомство с основными ремеслами Сибири;
-раскрытие своеобразия основных видов художественных промыслов;
-приобщение к истокам народного искусства;
-воспитание интереса к наследию русского народа, как части современной жизни;
-воспитание у студентов чувства патриотизма, любви к своей Родине.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление об истории развития промыслов и современном состоянии художественных промыслов и ремёсел промыслов в Сибири; закономерностях художественного творчества; роли традиций и преемственности в современных достижениях декоративного искусства; о мерах государственной поддержки народных художественных промыслов.
Знать историю возникновения традиционных ремесел и промыслов Сибири; основные характерные особенности ремесел и промыслов; географию распространения ремесел и связь с исторически сложившимися традициями; центры народных промыслов, Знать художественные производства, их современное состояние и перспективы развития; особенности изготовления традиционных предметов народного искусства; ремесленную основу творчества; закономерности декоративно-прикладного искусства, как вида художественно-творческой деятельности; своеобразие ремесленных изделий разных областей Сибири.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь анализировать произведения декоративно-прикладного искусства; копировать эскизы произведений народного художественного прикладного творчества; работать с графическими и живописными материалами; создавать эскизы произведений народного художественного прикладного творчества на основе работ мастеров; планировать свою работу и рационально использовать свое рабочее время. Определять вид и давать характеристику изделиям народных промыслов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Иметь навыки научно-исследовательской деятельности; владеть методами творческого исполнения; технологией изготовления изделий народных художественных промыслов; анализа произведения различных видов декоративно – прикладного искусства и народных промыслов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Художественные промыслы как феномен русского народного искусства
1.1. Основные понятия и определения. Декоративно-прикладное искусство, народное творчество, традиция, вариативность, преемственность. Орнамент в народном искусстве. Самодеятельное творчество. Ремесленник, мастер народного искусства, народные художественные промыслы Лекции 9 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Художественные промыслы России XVII - XIX вв. Народные художественные промыслы России начала XX в. Советское декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Традиции обработки материалов в художественном ремесле. Художественная обработка дерева. Керамика. Вышивка, ткачество и кружевоплетение. Косторезные и камнерезные промыслы. Лаковая миниатюрная живопись Лекции 9 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Подготовить презентацию по одному из видов традиционного народного искусства России. Сам. работа 9 4 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Народное творчество русского населения Сибири
2.1. Этапы заселения Сибири. Хозяйственная деятельность переселенцев. Обрабатывающая и добывающая промышленность Сибири. Жилищные сибирские постройки. Художественная обработка дерева Лекции 9 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Декоративное оформление жилища. Интерьер сибирского дома. Роспись по металлу. Тюменская роспись. Алтайская домовая роспись. Ковроделие. Сибирские ремесла. Кожевенное производство. Текстиль и вышивка. Косторезное искусство. Камнерезное искусство Алтая. Гончарное производство Практические 9 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Изменение традиционного художественного творчества в контексте современной глобализации культуры Сибири.
3.1. Традиционные промыслы и ремесла в Алтайском крае в конце XX в. ООО "Турина гора". Общественные организации и семейный бизнес в народном декоративно-прикладном искусстве. Проблема профессионализма в современном народном декоративно-прикладном искусстве. Мотивы, сюжеты, темы современных произведений художественных промыслов Алтая. Лекции 9 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Влияние культурного туризма на художественный рынок народных промыслов. Анализ художественного рынка народных промыслов и ремесел в Алтайском крае. Фольклорно-мифологические образы в народном декоративно-прикладном искусстве Алтайского края. Традиционная народная игрушка в контексте современной художественной культуры. Современные технологии в художественной обработке древесины. Мастера народного искусства Алтайского края. Мозговой С., Романов В., Наговицина Т., Парфенов А. Гунина А., Замятин В. Практические 9 4 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Изготовление изделия в материале
4.1. Изготовление глиняной игрушки-свистульки Практические 9 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Изготовление глиняной куклы Практические 9 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Разработка эскизов росписи куклы Сам. работа 9 4 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.4. Разработка эскизов росписи игрушки-свистульки Сам. работа 9 4 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.5. Плетение плоской куклы из рогоза Практические 9 4 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.6. Разработка эскизов плоских плетеных кукол Сам. работа 9 4 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.7. Разработка эскизов объемных плетеных кукол Сам. работа 9 6 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.8. Плетение лошадки из соломки. Плетение объемной куклы из рогоза Практические 9 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.9. Разработка эскизов плетеных скульптур из соломки Сам. работа 9 6 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.10. Аппликация из соломки Сам. работа 9 4 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.11. Разработка эскизов аппликаций из соломки Сам. работа 9 7 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.12. Разработка эскизов амулетов из бересты Сам. работа 9 4 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.13. Изготовление туеса из бересты. Изготовление амулета из бересты Практические 9 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.14. Разработка эскиза декорирования туеса Сам. работа 9 4 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.15. Урало-Сибирская роспись Сам. работа 9 4 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.16. Разработка эскизов Урало-Сибирской росписи Сам. работа 9 4 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.17. Экзамен Экзамен 9 27 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шокорова Л.В. Художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2014 г. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1511
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шокорова Л. В. Народное декоративно-прикладное искусство Алтая: Монография Барнаул: Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2012 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/128
Л2.2 Л. В. Шокорова Обучение художественному ремеслу в Западной Сибири: история, проблемы, перспективы: монография Изд-во АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3374
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Шокорова Л. В. Художественные промыслы Сибири: Метод. рекомендации Изд-во АлтГу, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/480
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Народные промыслы России http://www.ruspromysel.ru/
Э2 Традиционное искусство и современные художественные промыслы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока http://www.bnr.narod.ru/cat/bks/book_2/book_44.html
Э3 Курс в Moodle «Художественные промыслы Сибири» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1007
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Виды ремесла. Виды народных промыслов - http://studbooks.net/1034204/kulturologiya/osnovnye_napravleniya_sohraneniya_promyslov
5. Традиционные ремесла России - https://sites.google.com/site/mirmasterov/tradicionnye-remesla-rossii
6. Народное искусство и этнография - http://www.rybmuseum.ru/ru/collections-all/local-history/24-obshchaya-rus/collections/223-folk-art-and-ethnographic-collections-more

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

см.приложение