МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы статистического анализа и обработки данных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАзиатские регионы: социально-экономические и политические процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_АР-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., Профессор, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Анисимова И.В.

Рабочая программа дисциплины
Методы статистического анализа и обработки данных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017г. №648)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина должна научить студентов самостоятельно осуществлять поиск разных статистических данных (преимущественно официального происхождения), составлять матрицы для обработки и обрабатывать информацию в гугл-таблицах и в программе эксель, наглядно презентовать обработанный массив для условного заказчика.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен осуществлять поиск и применять перспективные информационно-коммуникационные технологии и программные средства для комплексной постановки и решения задач профессиональной деятельности
ОПК-3 Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы науки о данных (Data Science), роль математических методов и информационных технологий в проведении статистического анализа, иметь представление о статистике, больших данных и основных методах анализа данных.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять поиск разных статистических данных, составлять статистические таблицы и обрабатывать их, наглядно презентовать обработанные массивы данных, уметь интерпретировать полученные результаты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с данными в программе MS Excel, оперированием с данными описательной статистики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методы статистического анализа и обработки данных
1.1. Что такое данные? Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Математика и статистика Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Наука о данных (Data Science) и большие данные (Big Data) Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Измерение Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Статистика. Выборочный метод Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Вариационные ряды и их обработка Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Динамические ряды и их обработка Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Анализ взаимосвязей Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Многомерный статистический анализ Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Визуальный анализ Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Математическое моделирование Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Презентация результатов Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Подготовка и защита презентаций Сам. работа 1 78 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Понятие данных
Что такое большие данные?
Варианты понимания термина «Статистика»
Измерение качественных признаков
Шкалы измерений
Выборочный метод и анализ данных
Что такое «визуальная аналитика»?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах: , Москва, 1996
Л1.2 Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования: М. Наука, 2003
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Антохонова И.В. Методы прогнозирования социально-экономических процессов: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017
Л2.2 Д. А. Глазунов Информационные технологии в регионоведении [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Статистические методы анализа данных в решении практических задач Статистические методы анализа данных в решении практических задач https://blog.anketolog.ru/2016/02/metody-analiza-dannyh/
Э2 Электронный курс "Методы статистического анализа и обработки данных" portal.edu.asu.ru
Э3 Обзор методов статистического анализа данных www.statlab.kubsu.ru
Э4 Большой гид по Data Science netology.ru
Э5 Что такое большие данные и для чего они нужны invlab.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Электронные таблицы MS Excel
Программа создания презентаций MS Power Point
6.4. Перечень информационных справочных систем
Статистический комитет КНР stats.gov.cn

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу обучения студентов по дисциплине составляют лекции и в значителной степени практические занятия. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к практическим занятиям для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к практическим занятиям студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованными источниками. Для проверки знаний, полученных в результате работы с источниками, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.