МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная психология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 17 44 17
Итого 72 45 72 45

Программу составил(и):
д-р психол.н., проф., Ральникова И.А.

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доц., Гурова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Социальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 г. № 1181)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: развитие социально–психологического мышления студентов на основе изучения закономерностей поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы, а также психологических характеристик групп.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОПК-3: готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.предмет социальной психологии; историю развития социально-психологических идей в отечественной и зарубежной традиции; особенности социально-психологического подхода к пониманию и изучению общения; психологические характеристики больших и малых социальных групп, психологию классов и этносов; место социальной психологии в системе научных дисциплин; методологию и методы социально-психологического исследования; особенности социально-психологического подхода к исследованию личности, социализации, социальной установки, этническим стереотипам.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять принадлежность научного явления к сфере социально-психологического знания, применять знания о системе социально-психологических категорий и методов для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики, организовывать и проводить стандартные прикладные исследования в области решения задач социальной психологии, реализовывать социально-психологический подход к анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах, применять знания о системе социально-психологических категорий и методов к постановке проблемы исследования, применять знания социальной психологии к организации собственной профессиональной деятельности в коллективе, толерантному отношению к социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям; анализировать характер взаимодействия в трудовых коллективах, консультировать членов коллектива по проблемам межличностных отношений, лидерства, руководства, развития коллектива, писхологического климата, конфликта, культурных, этнических, социальных различий; диагностировать психологический климат коллектива, разрабатывать социально-психологически ориентированные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе, профессиональных рисков, способствующие оптимизации профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.в реализации социально-психологического подхода к решению задач в областях профессиональной практики, связанных с применением методов, приемов, процедур создания и поддержания психологического климата, способствующего оптимизации профессионадьной деятельности, развитию толерантности в отношении социальных, культурных, этнических, конфессиональных различий, разработке социально-психологически ориентированные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе, профессиональных рисков.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная психология как научная дисциплина
1.1. Предмет социальной психологии Лекции 5 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Особенности развития социально-психологического знания в России Сам. работа 5 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. История формирования социально-психологических идей Лекции 5 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Первые исторические формы социально-психологического знания Практические 5 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм как направления экспериментальной ориентации в социальной психологии в начале ХХ века Сам. работа 5 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Методология социально-психологического исследования Лекции 5 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Понятие методологии социально-психологического исследования. Уровни методологии.Общая характеристика методов социально-психологического исследования. Сам. работа 5 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Социально-психологическое исследование общения
2.1. Общение в системе межличностных и общественных отношений Сам. работа 5 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Общение как обмен информацией Лекции 5 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Вербальная и невербальная коммуникация. Кросскультурные различия. Практические 5 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Характеристика составляющих процесса коммуникации в контексте убеждающего воздействия Сам. работа 5 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Общение как взаимодействие Лекции 5 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Понятие интеракции.Содержание, стили, позиции, типы, уровни, сценарии, механизмы, динамика. Практические 5 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Конфликтное взаимодействие. Социально-психологический анализ конфликта Практические 5 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.8. Общение как межличностная перцепция Лекции 5 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.9. Межличностная аттракция. Методы измерения аттракции. Сам. работа 5 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.10. Структура межличностной перцепции. Механизмы и содержание межличностного восприятия. Практические 5 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Социальная психология групп и межгрупповых отношений
3.1. Проблема исследования групп в социальной психологии Лекции 5 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Понятие социальной группы.Основные психологические характеристики групп. Классификация социальных групп. Практические 5 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Большие социальные группы Лекции 5 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Особенности социально-психологического исследования стихийных групп, классов и этносов. Сам. работа 5 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.5. Малые социальные группы Лекции 5 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.6. Современное понимание малой социальной группы. Отечественные и зарубежные подходы к исследованию малой группы.Динамические процессы в малой группе. Практические 5 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.7. Экспериментальные исследования динамических процессов. Сам. работа 5 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.8. Психология межгрупповых отношений Практические 5 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.9. Подходы к исследованию межгрупповых отношений в социальной психологии. Примеры экспериментов. Сам. работа 5 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Проблемы исследования личности в социальной психологии
4.1. Специфика социально-психологической проблематики исследования личности Лекции 5 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Концепция личности в социальной психологии. Социально-психологические характеристики личности. Сам. работа 5 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Проблема социализации в социальной психологии Сам. работа 5 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Понятие социализации личности. Содержание процесса социализации. Сферы, этапы, институты социализации. Практические 5 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.5. Социальная идентичность как функция групповой принадлежности. Сам. работа 5 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.6. Социальная установка. Определение, структура и функции аттитюда. Экспериментальные исследования. Практические 5 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.7. Иерархическая структура личностных диспозиций Сам. работа 5 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.8. Личность в группе Практические 5 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.9. Эффективность деятельности личности.Социально-психологический тренинг как способ развития социально-психологических характеристик личности. Сам. работа 5 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова Социальная психология: М.: Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=11848
Л1.2 Г. М. Андреева Социальная психология: учеб. для вузов Аспект Пресс, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
Л2.2 Бендас Т. В., Якиманская И. С., Молокостова А. М., Трифонова Е. А. Социальная психология: учебник : Иэд-во: Оренбургский государственный университет , 2015 Электронный ресурс Университетская библиотека Online http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=364892&sr=1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». http://e.lanbook.com
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э5 Курс в Moodle Социальная психология https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=258
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы экзамена.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;
изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к экзамену.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.