МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Художественные промыслы Сибири

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Левина Е.О.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Художественные промыслы Сибири

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Художественные промыслы Сибири» является раскрытие своеобразия основных видов художественных промыслов и определение их взаимосвязи с русскими художественными традициям на примере наиболее развитых современных центров народного искусства Сибири.
Задачи:
-развитие творчески активной личности;
-знакомство с основными ремеслами Сибири;
-раскрытие своеобразия основных видов художественных промыслов;
-приобщение к истокам народного искусства;
-воспитание интереса к наследию русского народа, как части современной жизни;
-воспитание у студентов чувства патриотизма, любви к своей Родине.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-31 способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности)
ПК-36 готовностью к производительному труду
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление об истории развития промыслов и современном состоянии художественных промыслов и ремёсел промыслов в Сибири; закономерностях художественного творчества; роли традиций и преемственности в современных достижениях декоративного искусства; о мерах государственной поддержки народных художественных промыслов.
Знать историю возникновения традиционных ремесел и промыслов Сибири; основные характерные особенности ремесел и промыслов; географию распространения ремесел и связь с исторически сложившимися традициями; центры народных промыслов, Знать художественные производства, их современное состояние и перспективы развития; особенности изготовления традиционных предметов народного искусства; ремесленную основу творчества; закономерности декоративно-прикладного искусства, как вида художественно-творческой деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь анализировать произведения декоративно-прикладного искусства; копировать эскизы произведений народного художественного прикладного творчества; ;создавать эскизы произведений народного художественного прикладного творчества на основе работ мастеров; планировать свою работу и рационально использовать свое рабочее время.Определять вид и давать характеристику изделиям народных промыслов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Иметь навыки творческого исполнения; технологией изготовления изделий народных художественных промыслов; анализа произведения различных видов декоративно – прикладного искусства и народных промыслов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Художественные промыслы как феномен русского народного искусства
1.1. Основные понятия и определения. Декоративно-прикладное искусство, народное творчество, традиция, вариативность, преемственность. Орнамент в народном искусстве. Самодеятельное творчество. Ремесленник, мастер народного искусства, народные художественные промыслы. Художественные промыслы России XVII - XIX вв. Народные художественные промыслы России начала XX в. Советское декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Традиции обработки материалов в художественном ремесле. Художественная обработка дерева. Керамика. Вышивка, ткачество и кружевоплетение. Косторезные и камнерезные промыслы. Лаковая миниатюрная живопись Лекции 5 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л3.2
1.2. Подготовить презентацию по одному из видов традиционного народного искусства России. Сам. работа 5 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л3.2
Раздел 2. Народное творчество русского населения Сибири
2.1. Этапы заселения Сибири. Хозяйственная деятельность переселенцев. Обрабатывающая и добывающая промышленность Сибири. Жилищные сибирские постройки. Художественная обработка дерева. Традиционные промыслы и ремесла в Алтайском крае в конце XX в. ООО "Турина гора". Общественные организации и семейный бизнес в народном декоративно-прикладном искусстве. Проблема профессионализма в современном народном декоративно-прикладном искусстве. Мотивы, сюжеты, темы современных произведений художественных промыслов Алтая.Традиционные промыслы и ремесла в Алтайском крае в конце XX в. Лекции 5 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л3.2
2.2. Декоративное оформление жилища. Интерьер сибирского дома. Роспись по металлу. Тюменская роспись. Алтайская домовая роспись. Ковроделие. Сибирские ремесла. Кожевенное производство. Текстиль и вышивка. Косторезное искусство. Камнерезное искусство Алтая. Гончарное производство Практические 5 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л3.2
Раздел 3. Изменение традиционного художественного творчества в контексте современной глобализации культуры Сибири.
3.1. Влияние культурного туризма на художественный рынок народных промыслов. Анализ художественного рынка народных промыслов и ремесел в Алтайском крае. Фольклорно-мифологические образы в народном декоративно-прикладном искусстве Алтайского края. Традиционная народная игрушка в контексте современной художественной культуры. Современные технологии в художественной обработке древесины. Мастера народного искусства Алтайского края.Мозговой С., Романов В., Наговицина Т., Парфенов А. Гунина А., Замятин В. Практические 5 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л3.2
Раздел 4. Изготовление изделия в материале
4.1. Изготовление глиняной игрушки-свистульки. Изготовление глиняной куклы Практические 5 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л3.2
4.2. Разработка эскизов росписи куклы Сам. работа 5 8 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л3.2
4.3. Разработка эскизов росписи игрушки-свистульки Сам. работа 5 8 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л3.2
4.4. Плетение плоской куклы из рогоза. Плетение объемной куклы из рогоза Практические 5 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
4.5. Разработка эскизов плоских плетеных кукол Сам. работа 5 6 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л3.2
4.6. Разработка эскизов объемных плетеных кукол Сам. работа 5 8 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л3.2
4.7. Плетение лошадки из соломки Практические 5 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л3.2
4.8. Разработка эскизов плетеных скульптур из соломки Сам. работа 5 6 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л3.2
4.9. Аппликация из соломки Сам. работа 5 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л3.2
4.10. Разработка эскизов аппликаций из соломки Сам. работа 5 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л3.2
4.11. Изготовление амулета из бересты. Изготовление туеса из бересты Практические 5 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л3.2
4.12. Разработка эскизов амулетов из бересты Сам. работа 5 26 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л3.2
4.13. Разработка эскиза декорирования туеса Сам. работа 5 8 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л3.2
4.14. Урало-сибирская роспись Сам. работа 5 6 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л3.2
4.15. Разработка эскизов Урало-Сибирской росписи Сам. работа 5 6 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шокорова, Л. В. Художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2014 г. elibrary.asu.ru
Л1.2 Шауро Г.Ф., Малахова Л.О. Народные художественные промыслы и декоративно - прикладное искусство: Учебное пособие Минск: РИПО // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2015 г. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
Л2.2 Шокорова Л. В. Народное декоративно-прикладное искусство Алтая: Монография Барнаул: Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ткаченко А.В., Ткаченко Л.А. История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства: Учебно-методический комплекс Кемерово: КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
Л3.2 Шокорова Л.В. Художественные промыслы Сибири: Программа и методические рекомендации Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2013 г. elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 География народного искусства. Художественные промыслы России elibrary.ru
Э2 География ремесел art.ioso.ru
Э3 Жостовские подносы - технология изготовления www.ruspromysel.ru
Э4 Традиционное искусство и современные народные художественные промыслы www.bnr.narod.ru
Э5 Курс в Moodle «Художественные промыслы Сибири» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Виды ремесла. Виды народных промыслов - http://studbooks.net/1034204/kulturologiya/osnovnye_napravleniya_sohraneniya_promyslov
5. Традиционные ремесла России - https://sites.google.com/site/mirmasterov/tradicionnye-remesla-rossii
6. Народное искусство и этнография - http://www.rybmuseum.ru/ru/collections-all/local-history/24-obshchaya-rus/collections/223-folk-art-and-ethnographic-collections-more

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение