МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Модели политического развития государств Восточной и Центральной Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАзиатские регионы: социально-экономические и политические процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_АР-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Шерстюков Сергей Андреевич

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Модели политического развития государств Восточной и Центральной Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017г. №648)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов целостное представление о моделях политического развития государств Восточной и Центральной Азии, выявить основные этапы формирования моделей политического развития государств Восточной и Центральной Азии, дать их характеристику; представить современную политическую систему государств Центральной Азии; дать характеристику основным политическим институтам политических систем государств ЦА, определить степень участия каждого из представленных институтов в политическом процессе; определить основные направления политической модернизации в государствах Восточной и Центральной Азии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ОПК-3 Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы формирования моделей политического развития государств ВА и ЦА; представить современную политическую систему государств Восточной и Центральной Азии, ее государственное устройство, избирательную систему, партийную систему, определять степень участия каждого из представленных институтов в политическом процессе;
3.2.Уметь:
3.2.1.Определять основные особенности политических режимов государств Восточной и Центаральной Азии, функционирования и эволюции политической культуры, особенности государственного и национального строительства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовыми понятиями политического анализа, аналитическими приемами обработки информации;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Базовые понятия политического анализа
1.1. Лекция 1. Базовые понятия политического анализа Лекции 2 4 УК-1, ОПК-3 Л1.6
1.2. Подготовка к семинарскому занятию Сам. работа 2 10 УК-1, ОПК-3
1.3. Лекция 1. Базовые понятия политического анализа Практические 2 2 УК-1, ОПК-3
Раздел 2. Раздел 2. Классификации политических режимов. Авторитарные и демократические политические режимы.
2.1. Раздел 2. Авторитарные и демократические политические режимы. Лекции 2 4 УК-1, ОПК-3 Л1.4
2.2. Политические режимы государств Центральной Азии. Политический режимы государств Восточной Азии Практические 2 4 УК-1, ОПК-3
2.3. Подготовка к терминологической контрольной работе Сам. работа 2 10 УК-1, ОПК-3
Раздел 3. Раздел 3. Политическая культура
3.1. Политическая культура в государствах Центральной и Восточной Азии /Лек/ Лекции 2 4 УК-1, ОПК-3 Л1.2
3.2. Политическая культура в государствах Центрально-азиатского региона и Восточной Азии Практические 2 4 УК-1, ОПК-3
3.3. Подготовка к семинарскому занятию Сам. работа 2 10 УК-1, ОПК-3
Раздел 4. Раздел 4. Группы влияния в государствах Восточной и Центральной Азии: организация и функционирование
4.1. Группы влияния в государствах Восточной и Центральной Азии: организация и функционирование Лекции 2 4 УК-1, ОПК-3
4.2. Группы влияния в государствах Восточной и Центральной Азии: организация и функционирование Практические 2 4 УК-1, ОПК-3 Л1.3
4.3. Подготовка к семинарскому занятию Сам. работа 2 10 УК-1, ОПК-3
Раздел 5. Раздел 5. Нациостроительство в государствах Восточной и Центральной Азии
5.1. Раздел 6. Нациостроительство в государствах Центральной Азии Лекции 2 2 УК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.5
5.2. Поиски национальной идентичности после распада СССР и строительство нации в странах Центральной Азии Практические 2 4 УК-1, ОПК-3
5.3. Подготовка к семинарскому занятию Сам. работа 2 10 УК-1, ОПК-3
5.4. Подготовка к зачету Сам. работа 2 22 УК-1, ОПК-3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Теоретические модели политической системы.
2. Государство как политический институт.
3. Авторитарные и демократические политические режимы.
4. Политические партии и партийные системы.
5. Политическая культура, её сущность, отличительные черты и типология.
6. Характеристика основных этапов развития политических систем государств ЦА.
7. Нациостроительство в государствах Восточной и Центральной Азии
8. Общественно-экономическое устройство и конституционно-правовой статус личности в государствах ЦА.
9. Конституционные основы государственно-территориального устройства и организация публичной власти государств ЦА.
10. Представительной системы государств ЦА.
11. Группы влияния в государствах Восточной и Центральной Азии.
12. Политические системы и институты гражданского общества государств ЦА.
13. Особенности формирования и функционирования системы государственного управления государств ЦА.
14. Становление и развитие правовой системы государств ЦА: проблемы и перспективы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Причины укрепления политического ислама и характер его влияния на общество и власть в Центральной Азии
2. Обращение к традиционным ценностям как фактор легитимизации политических режимов в Центральной Азии: причины и формы.
3.Политические режимы в странах Восточной и Центральной Азии: общее и особенное.
4. Нациостроительство в государствах Восточной и Центральной Азии: посевы и всходы.
5. Характерные черты политической культуры населения Восточной и Центральной Азии
6. Модернизация политических систем в государствах Восточной и Центральной Азии: теория и практика
7. Социальные сетевые сообщества (кланы, землячества, общины) и политический процесс в странах Центральной Азии.
8. Политические партии в государствах Восточной и Центральной Азии: особенности формирования и функционирования.
9. Влияние внешних факторов на политическую трансформацию Восточной и Центральной Азии.
10. Транзит власти в государствах Центральной Азии: революция или эволюция?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мартин Т. Империя «положительной деятельности». Нации и национализм в СССР, 1923-1939.: М.: РОССПЭН, 2011
Л1.2 Борзова Е. П., Бурдукова И. И., Чистяков А. Н. Политические и избирательные системы государств Азиатско-Тихоокеанского региона: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство «СПбКО», 2013 biblioclub.ru
Л1.3 И. Звягельская Становление государств Центральной Азии. Политические процессы: М., 2009
Л1.4 Социально-политические процессы и ценности в условиях глобализации: Научные монографии Новый хронограф, 2012 biblioclub.ru
Л1.5 Шабаев Ю. П., Садохин А. П. Региональный национализм: Научные монографии Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л1.6 Политические системы и политические культуры Востока / Под ред. проф. А.Д. Воскресенского. 2-е изд., перераб. и доп: М.:, , 2010.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс "Модели политического развития государств Восточной и Центральной Азии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
4. Научно-образовательный форум по международным отношениям (www.obraforum.ru)
5. Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики (http://www.intertrends.ru/current_issue.htm)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.