Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Азиатские регионы: социально-экономические и политические процессы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_01_АР-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор ю.А. Лысенко
1.1. | сформировать у студентов целостное представление о моделях политического развития государств Восточной и Центральной Азии, выявить основные этапы формирования моделей политического развития государств Восточной и Центральной Азии, дать их характеристику; представить современную политическую систему государств Центральной Азии; дать характеристику основным политическим институтам политических систем государств ЦА, определить степень участия каждого из представленных институтов в политическом процессе; определить основные направления политической модернизации в государствах Восточной и Центральной Азии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
ОПК-3 | Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные этапы формирования моделей политического развития государств ВА и ЦА; представить современную политическую систему государств Восточной и Центральной Азии, ее государственное устройство, избирательную систему, партийную систему, определять степень участия каждого из представленных институтов в политическом процессе; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Определять основные особенности политических режимов государств Восточной и Центаральной Азии, функционирования и эволюции политической культуры, особенности государственного и национального строительства. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | базовыми понятиями политического анализа, аналитическими приемами обработки информации; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Базовые понятия политического анализа | ||||||
1.1. | Лекция 1. Базовые понятия политического анализа | Лекции | 2 | 4 | УК-1, ОПК-3 | Л1.6 |
1.2. | Подготовка к семинарскому занятию | Сам. работа | 2 | 10 | УК-1, ОПК-3 | |
1.3. | Лекция 1. Базовые понятия политического анализа | Практические | 2 | 2 | УК-1, ОПК-3 | |
Раздел 2. Раздел 2. Классификации политических режимов. Авторитарные и демократические политические режимы. | ||||||
2.1. | Раздел 2. Авторитарные и демократические политические режимы. | Лекции | 2 | 4 | УК-1, ОПК-3 | Л1.4 |
2.2. | Политические режимы государств Центральной Азии. Политический режимы государств Восточной Азии | Практические | 2 | 4 | УК-1, ОПК-3 | |
2.3. | Подготовка к терминологической контрольной работе | Сам. работа | 2 | 10 | УК-1, ОПК-3 | |
Раздел 3. Раздел 3. Политическая культура | ||||||
3.1. | Политическая культура в государствах Центральной и Восточной Азии /Лек/ | Лекции | 2 | 4 | УК-1, ОПК-3 | Л1.2 |
3.2. | Политическая культура в государствах Центрально-азиатского региона и Восточной Азии | Практические | 2 | 4 | УК-1, ОПК-3 | |
3.3. | Подготовка к семинарскому занятию | Сам. работа | 2 | 10 | УК-1, ОПК-3 | |
Раздел 4. Раздел 4. Группы влияния в государствах Восточной и Центральной Азии: организация и функционирование | ||||||
4.1. | Группы влияния в государствах Восточной и Центральной Азии: организация и функционирование | Лекции | 2 | 4 | УК-1, ОПК-3 | |
4.2. | Группы влияния в государствах Восточной и Центральной Азии: организация и функционирование | Практические | 2 | 4 | УК-1, ОПК-3 | Л1.3 |
4.3. | Подготовка к семинарскому занятию | Сам. работа | 2 | 10 | УК-1, ОПК-3 | |
Раздел 5. Раздел 5. Нациостроительство в государствах Восточной и Центральной Азии | ||||||
5.1. | Раздел 6. Нациостроительство в государствах Центральной Азии | Лекции | 2 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.5 |
5.2. | Поиски национальной идентичности после распада СССР и строительство нации в странах Центральной Азии | Практические | 2 | 4 | УК-1, ОПК-3 | |
5.3. | Подготовка к семинарскому занятию | Сам. работа | 2 | 10 | УК-1, ОПК-3 | |
5.4. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 2 | 22 | УК-1, ОПК-3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Теоретические модели политической системы. 2. Государство как политический институт. 3. Авторитарные и демократические политические режимы. 4. Политические партии и партийные системы. 5. Политическая культура, её сущность, отличительные черты и типология. 6. Характеристика основных этапов развития политических систем государств ЦА. 7. Нациостроительство в государствах Восточной и Центральной Азии 8. Общественно-экономическое устройство и конституционно-правовой статус личности в государствах ЦА. 9. Конституционные основы государственно-территориального устройства и организация публичной власти государств ЦА. 10. Представительной системы государств ЦА. 11. Группы влияния в государствах Восточной и Центральной Азии. 12. Политические системы и институты гражданского общества государств ЦА. 13. Особенности формирования и функционирования системы государственного управления государств ЦА. 14. Становление и развитие правовой системы государств ЦА: проблемы и перспективы. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Причины укрепления политического ислама и характер его влияния на общество и власть в Центральной Азии 2. Обращение к традиционным ценностям как фактор легитимизации политических режимов в Центральной Азии: причины и формы. 3.Политические режимы в странах Восточной и Центральной Азии: общее и особенное. 4. Нациостроительство в государствах Восточной и Центральной Азии: посевы и всходы. 5. Характерные черты политической культуры населения Восточной и Центральной Азии 6. Модернизация политических систем в государствах Восточной и Центральной Азии: теория и практика 7. Социальные сетевые сообщества (кланы, землячества, общины) и политический процесс в странах Центральной Азии. 8. Политические партии в государствах Восточной и Центральной Азии: особенности формирования и функционирования. 9. Влияние внешних факторов на политическую трансформацию Восточной и Центральной Азии. 10. Транзит власти в государствах Центральной Азии: революция или эволюция? |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мартин Т. | Империя «положительной деятельности». Нации и национализм в СССР, 1923-1939.: | М.: РОССПЭН, 2011 | |
Л1.2 | Борзова Е. П., Бурдукова И. И., Чистяков А. Н. | Политические и избирательные системы государств Азиатско-Тихоокеанского региона: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство «СПбКО», 2013 | biblioclub.ru |
Л1.3 | И. Звягельская | Становление государств Центральной Азии. Политические процессы: | М., 2009 | |
Л1.4 | Социально-политические процессы и ценности в условиях глобализации: Научные монографии | Новый хронограф, 2012 | biblioclub.ru | |
Л1.5 | Шабаев Ю. П., Садохин А. П. | Региональный национализм: Научные монографии | Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.6 | Политические системы и политические культуры Востока / Под ред. проф. А.Д. Воскресенского. 2-е изд., перераб. и доп: | М.:, , 2010. | ||
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронный курс "Модели политического развития государств Восточной и Центральной Азии" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) 4. Научно-образовательный форум по международным отношениям (www.obraforum.ru) 5. Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики (http://www.intertrends.ru/current_issue.htm) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |