МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Моделирование бизнес-процессов
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Лабораторные 28 28 28 28
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Шаповалова С.В.

Рецензент(ы):
Канд. физ.-мат.наук, доцент, Юдинцев А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Моделирование бизнес-процессов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №№1002)

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.05.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Юдинцев Алексей Юрьевич

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Юдинцев Алексей Юрьевич

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – дать теоретические знания и практические навыки в моделировании и анализе бизнес-процессов, необходимые для успешной реализации полученных знаний и навыков на практике: в работе над различными проектами по совершенствованию процессов предприятий и организаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: проведение анализа архитектуры предприятия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.стандарты и правила построения моделей бизнеса
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать и анализировать построенные модели бизнес-процессов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.со специализированными средствами построения и анализа бизнес-процессов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Процессный подход к управлению: теория и практика. Определение бизнес-процесса. Методология описания бизнес-процессов. Построение системы бизнес-процессов организации. Цели построения системы процессов организации. Оптимизация бизнес-модели организации. Процессный подход на уровне бизнеса: методика построения схем цепочек создания ценности (ЦСЦ). Описание процессов с помощью моделей потоков работ (work flow). Бизнес-процесс как поток работ (work flow). Выбор нотации описания бизнес-процессов. Понятие метода моделирования процессов. Понятие объекта и связи. Основные методологии (нотации) описания процессов. Методология IDEF0. Методология IDEF3. Моделирование процессов в нотации DFD. Методология UML. Методология ARIS. Методология BPMN. Методологии описания и анализа бизнес-процессов. Постановка целей описания бизнес-процессов. Методика структуризации целей проекта с учетом существующих проблем. Выбор методологии описания бизнес-процессов организации. Практика внедрения процессного подхода к управлению: регламентация и управление процессами. Показатели процесса. Показатели продукта. Показатели эффективности процесса. Показатели (данные) удовлетворенности клиента.
1.1. Процессный подход к управлению: теория и практика. Определение бизнес-процесса. Методология описания бизнес-процессов. Понятие «сеть бизнес-процессов организации». Термины и определения процессного подхода к управлению. Процессный подход и современные системы управления организацией. Ситуация с теорией. Проблема внедрения процессного подхода. Причины неудач проектов моделирования и реорганизации бизнес-процессов. Этапы типового проекта моделирования и реорганизации бизнес-процесса организации. Лекции 6 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Построение системы бизнес-процессов организации. Цели построения системы процессов организации. Оптимизация бизнес-модели организации. Базовые принципы построения системы процессов. Методика построения системы бизнес-процессов. Типовые системы бизнес-процессов. Обеспечение эффективного межфункционального взаимодействия подразделений. Регламентация и стандартизация деятельности в виде процессов. Разработка системы показателей для управления процессами. Эффективное внедрение системы менеджмента качества. Создание основы для внедрения современных технологий управления, таких как бережливое производства, метод TPS2, метод TPM3 и прочие. Создание базы знаний о деятельности организации. Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Процессный подход на уровне бизнеса: методика построения схем цепочек создания ценности (ЦСЦ). Цепочки создания ценности. Построение и детализация схем ЦСЦ. Переход от схем ЦСЦ к описанию процессов в формате потоков работ (workflow). Достоинства и недостатки методики построения схем цепочек создания ценности. Анализ цепочек создания ценности и реорганизация бизнеса компаний. Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.4. Описание процессов с помощью моделей потоков работ (work flow). Бизнес-процесс как поток работ (work flow). Теоретические основы построения схем потоков работ. Различные формы представления схем потоков работ. Простые схемы потоков работ. Простое сочетание схемы и таблицы для описания потоков работ. Совмещение схемы с таблицей для описания потоков работ. Схемы «свим-лайн» («плавательные дорожки»). Схемы «свим-лайн» с указанием времени. Сам. работа 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.5. Выбор нотации описания бизнес-процессов. Понятие метода моделирования процессов. Понятие объекта и связи. Основные методологии (нотации) описания процессов. Методология IDEF0. Методология IDEF3. Моделирование процессов в нотации DFD4. Методология ARIS. Описание процессов при помощи блок-схем. Матричный способ описания процессов. Сравнительный анализ нотаций ARIS и IDEF. Выбор нотации для описания процессов: нотации IDEF0 и ARIS VAD5, нотации IDEF3 и ARIS eEPC6. Сравнение инструментальных средств моделирования ARIS Toolset и BPWin. Лекции 6 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.6. Методологии описания и анализа бизнес-процессов. Постановка целей описания бизнес-процессов. Методика структуризации целей проекта с учетом существующих проблем. Выбор методологии описания бизнес-процессов организации. Методология «ускоренного» и «полного» описания бизнес-процессов. Сравнительный анализ подходов: преимущества и недостатки. Подготовка проекта описания бизнес-процессов. Методика формирования моделей бизнес-процессов верхнего уровня. Методика проверки адекватности моделей бизнес-процессов. Методика детального описания бизнес-процессов. Методики анализа бизнес-процессов. Анализ проблем процесса: выделение проблемных областей. Диаграммы причинно-следственного анализа Исикавы (так называемые «рыбьи кости»). SWOT-анализ процесса. Анализ системы управления процессами. Анализ выполнения процессов. Ранжирование процессов на основе субъективной оценки. Анализ процессов по отношению к типовым требованиям. Визуальный анализ графических схем процесса. Измерение и анализ показателей процесса. Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.7. Практика внедрения процессного подхода к управлению: регламентация и управление процессами. Составляющие части процесса. Выделение процессов и назначение их владельцев. Определение выходов и входов процесса, ресурсов процесса. Базовые принципы регламентации бизнес-процессов. Регламентация процессов на различных уровнях управления. Методика регламентации процессов. Регламентация типовых процессов организации. Регламентация деятельности структурных подразделений. Регламентация процессов на операционном уровне. Документы, регламентирующие поведение процесса. Показатели процесса. Показатели продукта. Показатели эффективности процесса. Показатели (данные) удовлетворенности клиента. Система показателей организации и методика ее разработки. Диаграмма ключевых показателей KPI. Диаграмма стратегических целей BSC. Управление процессом. Общие положения. Управление процессом в штатной ситуации. Информация о ходе процесса и общие требования к ней. Представление информации о ходе процесса. Документирование управления про Сам. работа 6 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.8. Изучение теоретического материала по заданным темам Сам. работа 6 15 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Практические занятия
2.1. Знакомство с интерфейсом и возможностями Rational Rose. Цель работы: Ознакомиться с основными возможностями языка моделирования UML и основами работы с CASE-средством Rational Rose. Лабораторные 6 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Создание диаграммы вариантов использования. Цель работы: Создать диаграмму вариантов использования для бизнес-процесса, заданного в качестве индивидуального задания, с помощью инструментального средства Rational Rose. Лабораторные 6 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Создание диаграммы деятельности. Цель работы: Создать диаграмму деятельности (Activity diagram) для модели-руемого бизнес - процесса с помощью инструментального средства Rational Rose. Лабораторные 6 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.4. Создание диаграмм взаимодействия объектов. Цель работы: Создать диаграмму последовательностей взаимодействий (Sequence diagram) и диаграмму кооперации (Collaboration diagram) для моделируемо-го бизнес - процесса с помощью инструментального средства Rational Rose. Лабораторные 6 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.5. Создание диаграммы классов. Цель работы: Создать диаграмму классов (Class diagram) для моделируемого бизнес - процесса с помощью инструментального средства Rational Rose. Лабораторные 6 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.6. Сбор материала, доработка модели и оформление отчета Сам. работа 6 16 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Контроль
3.1. Экзамен 6 27 ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
В приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении
5.3. Фонд оценочных средств
В приложении
Приложения
Приложение 2.   ФОС_МБП_БИ_18_1.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Абрамов Г.В., Медведкова И.Е., Коробова Л.А. Проектирование информационных систем: Воронеж: Воронежский государственный ун-т инженерных технологий // ЭБС "ONLINE", 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141626
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вендров А.М. CASE-технологии: Современные методы и средства проектирования информационных систем: М. : Финансы и статистика, 1998
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Национальнsq Открытый Университет «ИНТУИТ» WWW.INTUIT.RU
Э2 Сайт Компании "Интерфейс" WWW.INTERFACE.RU
Э3 Программное обеспечение IBM https://www.ibm.com/software/ru/
Э4 Официальная страница BPMN http://www.bpmn.org/
Э5 Моделирование бизнес процессов https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2501
6.3. Перечень программного обеспечения
Пакет лицензионного ПО
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Bizagi Modeler 3.3, https://www.bizagi.com
Bizagi studio, https://www.bizagi.com
Elta Community Edition, https://www.elta-cpm.ru/ Community/#table
Visual Studio, https://code.visualstudio.com/license
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные работы в компьютерных классах.
Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой.
Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
Лабораторные работы требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.
Для эффективного изучения теоретической части дисциплины подготовлен электронный учебный курс в системе MOODLE, который включает основные литературные источники, задания для выполнения лабораторных работ и глоссарий основных терминов дисциплины.
Методические указания для выполнения курсовой работы приведены в приложении