МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и теория мировой культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 46 46 46 46
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
ст.преподаватель, Н.С. Дворянчикова;к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
История и теория мировой культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование представлений студентов в области истории и теории мировой культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способность использовать знания в области общегуманитарных социальных наук (социология, психология, культурология и других) в контексте своей социальной и профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.рассмотреть особенности исторического развития культур и цивилизаций; иметь представление о предмете, структуре истории и теории мировой культуры; показать особенности культуры в социальной сфере; охарактеризовать историю и теорию мировой культуры как науку и учебную дисциплину; выявить природу развития культур и цивилизаций; источники и причины возникновения;рассмотреть специфические и "серединные" культуры, локальные культуры.

3.2.Уметь:
3.2.1.определить место и роль России в мировой культуре;выявить специфику этнической и национальной, элитарной и массовой культуры; изучить подходы к определению науки культурологии, формирование зарубежная и отечественная школы культурологии; выявить связь культуры и глобальных проблем современности; оценить роль личности в культуре, значение инкультурации и социализации; исследовать тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе; изучить и проявить готовность уважительно и бережно относиться к культуре и природе;выявить связь культуры и глобальных проблем современности.


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.аналитической деятельностью специалиста по истории и теории мировой культуры; исследовать тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе; рассмотреть историю искусства различных цивилизаций, выявить специфику Восточных и западных типов культур;иметь представление и понимание о ценностей в мировой культуре;способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории и теории мировой культуры;выявить специфику этнической и национальной, элитарной и массовой культуры; выявить специфику Восточных и западных типов культур;способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории и теории мировой культуры.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научные основания истории и теории культуры
1.1. Культура, как объект изучения Лекции 2 2 ОК-3 Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Основные культурологические школы. Теории культуры Практические 2 2 ОК-3 Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Основные культурологические школы. Теории культуры Сам. работа 2 4 ОК-3 Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Исторические основания культуры
2.1. Первобытная культура Лекции 2 2 ОК-3 Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Греко-римский период в истории культура Практические 2 2 ОК-3 Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Греко-римский период в истории культура Сам. работа 2 6 ОК-3 Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Культура эпохи средневековья Лекции 2 2 ОК-3 Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Культура возрождения Практические 2 2 ОК-3 Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.6. Культура возрождения Сам. работа 2 6 ОК-3 Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.7. Культура эпохи просвещения Лекции 2 2 ОК-3 Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.8. Европейская культура XIX в. Практические 2 2 ОК-3 Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.9. Европейская культура XIX в. Сам. работа 2 6 ОК-3 Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.10. Основные тенденции в культуре XX – XXI в. Лекции 2 2 ОК-3 Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Искусство и культура России
3.1. Искусство древней Руси Практические 2 2 ОК-3 Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Искусство древней Руси Сам. работа 2 6 ОК-3 Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.3. Русская культура второй половины XIII – первой четверти XVIII в. Практические 2 2 ОК-3 Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.4. Русская культура второй половины XIII – первой четверти XVIII в. Сам. работа 2 6 ОК-3 Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.5. Развития культуры в Российской империи Практические 2 2 ОК-3 Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.6. Развития культуры в Российской империи Сам. работа 2 6 ОК-3 Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.7. Культура советской эпохи Практические 2 2 ОК-3 Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.8. Культура советской эпохи Сам. работа 2 6 ОК-3 Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает темы практических занятий, вопросы к зачету.
Используемые формы текущего контроля: устный опрос; доклады. Список вопросов к зачету прдставлен в фонде оценочных средств.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы докладов:
1. Генезис и сущность понятия «культура».
2. Эволюция понятия «цивилизация». Сопоставление феноменов культуры и цивилизации.
3. Понятие языка культуры. Проблема языка культуры.
4. Критерии типологизации культуры.
5. Основные культурологические школы.
6. Концепция культуры О. Шпенглера.
7. Концепция культуры А. Тойнби.
8. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.
9. Ось мирового времени К. Ясперса.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. А. С. Мамонтова Культурология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9312F335-A41C-43E6-A26B-654D8648F65F.
Л1.2 М. С. Каган Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 2: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3095FD97-9097-46F4-950D-F3490B86759A
Л1.3 М. С. Каган Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 1: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F87AB75C-2B47-4EDE-8E6A-8DF52270EDCD
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Грушевицкая Т.Г. Культурология: учебник Москва : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 под ред. Н. О. Воскресенской Культурология. История мировой культуры: учеб. для вузов: -М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 biblioclub.ru
Л2.4 А.П. Садохин Культурология. Словарь терминов, понятий, имен : М.: Директ-Медиа, - // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2014 biblioclub.ru
Л2.5 Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учеб. для вузов М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 biblioclub.ru
Л2.6 А.А. Пронин Культурология в вопросах и ответах : М.: Берлин: Директ-Медиа, - // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека по культурологии http://www.vusnet.ru/biblio -
Э2 Культура и культурология http://www.lib.ru/CULTURE - Lib.Ru:
Э3 Полнотекстовая библиотека по культурологии http://lib.pomorsu.ru/elib/text/kulturologiya.htm -
Э4 Курс в Moodle "История и теория мировой культуры" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "История и теория мировой культуры" направлен на знакомства обучающихся с этапами развития культуры в разные исторические эпохи. Курс предусматривает знакомство не только с этапами развития культуры народов мира, но также предполагает получение теоретических знаний в области культуры. Студент знакомиться с основными культурологическими школами, изучает роль культуры и ее взаимодействие с цивилизационными процессами. В рамках курса предлагается познакомиться с концепциями Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Ясперса, П.А. Сорокина, Й. Хёйзинги. В курсе студент знакомится с различными проявлениями культуры в обществе. Дисциплина "История и теория мировой религиозной культуры" включает лекционные занятия, в рамках которых студен получает знания о этапах развития мировой культуры. Преподаватель на лекционных занятиях знакомит учащихся с основными достижениями мирового искусства и культуры на протяжении всей истории человечества. Активная и осознанная работа на лекциях облегчит подготовку как к практическим занятиям, так и к зачету. На лекциях студент ведет конспект, который позволяет формировать у студента целостный взгляд на проблему.
Практические занятия предполагают самостоятельную подготовку учащихся по ряду теоретических подходов в изучении культурологической мысли. Обучающимся предлагается использовать две степени самоконтроля: первая степень предусматривает узнавание упомянутых в лекционном материале понятий, явлений, объектов, фактов; вторая степень самоконтроля предназначена для проверки умения устанавливать логические взаимосвязи между понятиями. Практические занятия рассматриваются, как средство формирования современного мышления, которое вырабатывается студентом в процессе самостоятельной работы. В рамках практических занятий предполагается выполнение практических заданий, подготовка доклада. Доклады имеют проблемный, личностный характер, в которых студент должен показать не только знание материала, но и выразить свою точку зрения. Для подготовки доклада обучающийся должен выбрать интересующий его вопрос (тему) и подготовить материал для выступления на практическом занятии. Для этого следует, прежде всего, четко сформулировать цель предполагаемого доклада, составить план. Необходимо проработать весь имеющийся учебный материал, в зависимости от особенности проблемы. Затем логично и последовательно распределить весь собранный материал, оформить его, сделать выводы. Также необходимо продумать свое выступление с учетом того, что доклад по длительности занимает не более 10 минут.
Самостоятельная работа студента важнейшая составная часть учебного процесса. Одной из основных целей самостоятельной работы является необходимость научить студента решать практические задачи. В рамках самостоятельной работы студен углубляет полученные знания в рамках лекционных занятий, учится самостоятельно готовить доклады по предложенной теме. Основные виды самостоятельной работы студентов: 1. самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины, чтение и анализ источников, конспектирование, изучение новых понятий; 2. подготовка к практическим занятиям, а также к тесту и зачету.
По итогам курса проводится зачет, который направлен на выявления сформированности компетенций у студентов.