МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История развития вычислительной техники
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра вычислительной техники и электроники
Направление подготовки09.03.01. Информатика и вычислительная техника
ПрофильИнформатика и вычислительная техника
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_01_ИиВТ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 66 58 66 58
Итого 108 100 108 100

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Скурыдин Ю.Г.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
История развития вычислительной техники

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №929)

составлена на основании учебного плана:
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 08.06.2020 г. № 79/19-20
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доцент, зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 08.06.2020 г. № 79/19-20
Заведующий кафедрой к.ф-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доцент, зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины – формирование у будущих специалистов знаний и по истории развития современных компьютеров и программного обеспечения для решения широкого спектра задач в различных областях, а именно:
• ознакомить студентов с историей развития вычислительной техники;
• изложить основные этапы развития вычислительной техники, прикладного и системного программного обеспечения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11: Способен организовать выполнение и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологию поиска и систематизации информации,
методологию получения новых знаний на ее основе и методологию передачи этих знаний окружающим,
методологию выявления роли науки в развитии цивилизации, ее отдельных компонентов, определяющих развитие составных частей человеческого общества,
технологию отделения научного знания от лженаучных представлений,
методологию обучения окружающих современному научному знанию,
методологию самостоятельного приобретения новых знаний посредством информационных технологий, использования полученных знаний в области профессиональной деятельности, а также в областях, не связанных с профессиональной деятельностью,
особенности восприятия естественнонаучных и профессиональных знаний в области IT-технологий, их применения для решения нестандартных задач, в том числе при ограниченном количестве исходных данных, в незнакомой среде и междисциплинарном контексте,
основы философии и методологии совокупности наук, использующих IT-технологии для решения своих задач,
место и роль IT-технологий в формировании новых научных знаний
3.2.Уметь:
3.2.1.находить и систематизировать информацию, получать на ее основе новые знания и передавать их окружающим, выявлять роль науки в развитии цивилизации, ее отдельных компонентов, определяющих развитие составных частей человеческого общества,
отделять научное знание от лженаучных представлений,
обучать окружающих современному научному знанию,
самостоятельно приобретать новые знания посредством информационных технологий,
использовать полученные знания в области профессиональной деятельности, а также в областях, не связанных с профессиональной деятельностью,
воспринимать естественнонаучные и профессиональные знания в об-ласти IT-технологий, применять их для ре-шения нестандартных задач, в том числе при ограниченном количестве исходных данных, в незнакомой среде и междисциплинарном контексте,
определять философские аспекты и методологию совокупности наук, использующих IT-технологии для решения своих задач,
определять место и роль IT-технологий в формировании новых научных знаний
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.обобщения и систематизации информации, получения на ее основе новых знаний и их передачи окружающим,
выявления роли науки в развитии цивилизации, ее отдельных компонентов, определяющих развитие составных частей человеческого общества,
отделения научного знания от лженаучных представлений,
обучения окружающих современному научному знанию,
самостоятельного приобретения новых знаний посредством информационных технологий,
использования полученных знаний в области профессиональной деятельности, а также в областях, не связанных с профессиональной деятельностью,
восприятия естественнонаучных и профессиональных знаний в области IT-технологий, их применения для решения нестандартных задач, в том числе при ограниченном количестве исходных данных, в незнакомой среде и междисциплинарном контексте,
определения философских аспектов и методологии совокупности наук, использующих IT-технологии для решения своих задач,
определения места и роли IT-технологий в формировании новых научных знаний

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Понятие «информация». Общие сведения об ЭВМ и использовании их в различных прикладных задачах.
1.1. Понятие «информация». Примеры представления информации. Последовательности литер и формальные языки. Классы современных ЭВМ и их прикладное назначение. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Предыстория вычислительной техники. Практические 4 4 Л2.1, Л1.1
1.3. История развития систем счисления. Сам. работа 4 10
Раздел 2. Первые попытки создания вычислительных устройств на механических принципах.
2.1. Первые попытки создания механических вычислительных устройств. Идеи Леонардо да Винчи. Абак. Русские счеты. Машина Шиккарда. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Альтернативные счетные устройства. Сам. работа 4 10
Раздел 3. Механические вычислительные устройства. Машина Беббиджа. Работы Лавлейс.
3.1. Машины Ньютона и Паскаля. Арифмометр Лейбница. Идеи Бэббиджа и Лавлейс. Работы Чебышева и Однера. Арифмометр Берроуза. Лекции 4 8 Л2.1, Л1.1
3.2. Механические вычислительные устройства. Практические 4 6 Л2.1, Л1.1
3.3. Механические вычислительные устройства. Сам. работа 4 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Электромеханические вычислительные системы.
4.1. Электромеханические клавишные машины и счетно-перфорационные машины. Аналоговые и имитационные машины. Универсальные цифровые электромеханические машины. Электромеханические табуляторы. Лекции 4 4 Л2.1, Л1.1
4.2. Электромеханические вычислительные системы. Практические 4 4 Л2.1, Л1.1
4.3. Использование электромеханических вычислительных систем. Сам. работа 4 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. История ЭВМ. Поколения ЭВМ.
5.1. История появления первых ЭВМ. Поколения ЭВМ. Ламповые и транзисторные машины. ЭВМ на интегральных микросхемах. Микропроцессоры и история их появления. Современное состояние вопроса. Лекции 4 4 Л2.1, Л1.1
5.2. История ЭВМ. Поколения ЭВМ. Практические 4 4 Л2.1, Л1.1
5.3. Аналоговые вычиcлительные машины. Сам. работа 4 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. История развития советской и российской вычислительной техники.
6.1. Работы Крылова, Павловского и Бонч-Бруевича. Механические устройства для вычисления интегралов, гармонического анализа. Работы Лебедева и Глушкова. Советские серии ЭВМ (МЭСМ, БЭСМ, ЕС, СМ и т.д.). Лекции 4 4 Л2.1, Л1.1
6.2. Современные тенденции развития вычислительной техники. Сам. работа 4 14 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Аттестация

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Поколения ЭВМ
ЭВМ на базе электронно-вакуумных ламп
ЭВМ на базе интегральных схем
Механические счетные устройства
Суперкомпьютеры
Понятие «информация»
Примеры представления информации
Последовательности литер и формальные языки
Классы современных ЭВМ и их прикладное назначение
Предыстория вычислительной техники
История развития систем счисления
Первые попытки создания механических вычислительных устройств
Абак, русские счеты
Машина Шиккарда
Альтернативные счетные устройства
Машины Ньютона и Паскаля
Арифмометр Лейбница
Идеи Бэббиджа и Лавлейс
Работы Чебышева и Однера
Арифмометр Берроуза
Механические вычислительные устройства
Электромеханические клавишные машины и счетно-перфорационные машины
Аналоговые и имитационные машины
Универсальные цифровые электромеханические машины
Электромеханические табуляторы
Использование электромеханических вычислительных систем
История появления первых ЭВМ
Поколения ЭВМ
Ламповые и транзисторные машины
ЭВМ на интегральных микросхемах
Микропроцессоры и история их появления
Современное состояние вопроса
Работы Крылова, Павловского и Бонч-Бруевича
Механические устройства для вычисления интегралов, гармонического анализа
Работы Лебедева и Глушкова
Советские серии ЭВМ (МЭСМ, БЭСМ, ЕС, СМ и т.д.)
Современные тенденции развития вычислительной техники
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в Приложении (документ ФОС_История_развития_вычислительной_техники.doc)
Также фонд оценочных средств представлен на образовательном портале АлтГУ. Дисицплина "История развития вычислительной техники". Адрес: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2022
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Николаева Е. А. , Мешечкин В. В. , Косенкова М. В. История информатики [Электронный ресурс]: Учебное пособие Кемеровский государственный университет, 2014 // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE" http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=278910&sr=1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новожилов О.П. Информатика: учеб. пособие М.: Юрайт, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека.
Э2 2. www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.
Э3 3. www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека.
Э4 4. www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
Э5 5. www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ».
Э6 6. www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Э7 7. www.intuit.ru/ Образовательный сайт
Э8 8. www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э9 9. www.osp.ru/ Журнал «Открытые системы»
Э10 10. www.ihtika.lib.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э11 11. news.rea.ru/portal/Departments.nsf/(Index)/Lib Библиотека Российской экономической академии им. Плеханова.
Э12 12. www.e.lanbook.com Электронная библиотечная система издательства "Лань"
Э13 Курс в Мудле История развития вычислительнорй техъники https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2022
6.3. Перечень программного обеспечения
LibreOffice
Условия использования: https://ru.libreoffice.org/about-us/license/
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Образовательный портал АлтГУ, ресурс http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2022
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для эффективного изучения практической части дисциплины «История развития вычислительной техники» настоятельно рекомендуется:
систематически выполнять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам;
изучать материал, представленный на образовательном портале АлтГУ в разделах курса "История развития вчислительной техники";
своевременно выполнять практические задания;
выполнять подготовку выступлений на семинарских занятиях или рефератов;
выполнять тестовые задания.